ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ХАКАССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКЕ. САГАЙСКОЕ ПЛАТЬЕ
Предмет: | Другое |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Будикова Елена Федоровна
|
Введение
В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности. И здесь народное искусство в силу своей доступности обладает особыми возможностями. Историческая память, по сути, представляется выражением процесса организации, сохранения и воспроизводства прошлого опыта этноса, региона государства для последующего его использования в дальнейшей деятельности людей или для возвращения его влияния в сферу общественного сознания. Полное и частичное забвение исторического опыта культуры этноса ведет к амнезии, что ставит под сомнение возможность дальнейшего существования этноса [37, с.143–156].
Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. Вышивка как один из самых распространенных его видов, особенно доступна для восприятия ребенком: ее красота и естественность пробуждает любовь к природе, интерес к истории и культуре своей Родины.
Обратимся к памятникам хакасской народной культуры национальной – одежде хакасского народа.
Одежда – это прошлое народа, и ее язык, который способен рассказать о своеобразии национального быта. Она помогает восстановить ментальные (а значит, и сакральные) основы этнической культуры.
Первые отрывочные сведения о хакасской одежде встречаются в русских документах в XVIIв. Впервые научное описание хакасской одежды было сделано в книге А.Кузнецовой и П.Кулакова «Минусинские и ачинские инородцы», после проведенной экспедиции в 1896 – 1897г.г.
На одежду хакасов обратили внимание и описывали ее еще первые исследователи Сибири, начиная с экспедиции Д.Мессершмидта, Ф.Страленберга, Г.Миллера, И.Георги, П.Паллас – национальная одежда для них стала удивительным открытием. Ученые Василий Радлов, Николай Катанов описывали элементы кроя и вышивки, Иннокентий Каратанов к очерку «Минусинские татары» делал и зарисовки.
Одежда хакасов также хорошо освещается в книгах Л.П.Потапова, К.М.Патачакова, В.Я.Бутанаева, изучением и описанием национальной одежды хакасов занимались и более поздние экспедиции ХакНИИЯЛИ 1947 – 1948 г.г., сделанные Ю.А. Шибаевой и художником Дмитрием Черепановым цветные зарисовки одежды мужской и женской, отдельных узоров, деталей кроя, вошли в новую книгу М.П.Чебодаевой "Хакасская народная одежда". Работы этих авторов дают возможность полного представления о хакасских платьях: особенности покроя, сочетание цветов и орнаментация платья.
И.Л. Кызласов говорил о сохранении культуры хакасского народа: «Убежден, что необходимость в краеведении можно считать чрезвычайной, а возможность заниматься сбором материалов и их изучением убывает с каждым прожитым днем, и коли не будет нашего участия, с годами исчезнет вовсе, чтобы не возникнуть уже никогда»[35, с.16].
Цели исследования: Обосновать возможность эффективного использования этнографического материала в процессе обучения школьников хакасской народной вышивке. Разработать методический комплекс по вышивке швом "сюзiрткен" (тамбурный шов); разработать проект сагайского платья, выполнить его в материале.
Объект теоретического исследования: использование этнографического материала в процессе изучения школьниками национальной культуры.
Предмет теоретического исследования – использование этнографического материала в процессе обучения школьников хакасской народной вышивке.
Объект практического исследования: Хакасское платье как национальная женская одежда хакасов. Семантика древних хакасских орнаментальных мотивов.
Проектируемое изделие – сагайское платье с использованием традиционной вышивки швом «сюзiрткен».
Задачи исследования:
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 254.5 Kb |
Количество скачиваний: | 9 |