Значение музыцирования детей младшего возраста
Предмет: | Начальные классы |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Савченко Оксана Николаевна
|
Значение музыцирования детей
Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.
Дмитрий Шостакович
Музыка — искусство, воздействующее на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Непосредственное влияние ее на эмоциональную сферу способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей.
Широко известно, какое огромное влияние на развитие музыкального дарования многих известных композиторов оказали музыкальные впечатления детства. Но в тоже время, мало фиксируется внимание на том, что эти впечатления подкреплялись и систематическим обучением музыке с весьма раннего возраста.
Вот несколько таких примеров: Рахманинов с 4 лет учился игре на фортепиано, Скрябин – с 5 лет, а первые сочинения у него появились с 13 лет, Прокофьев с детства учился игре на фортепиано, написал свое первое сочинение «Индийский галоп» в 5 лет, Дунаевский с 5 лет учился игре на фортепиано, с 8 лет – на скрипке, Бах в детстве учился игре на органе, клавесине, скрипке и пению, Моцарт с 4 лет учился игре на клавесине, органе, скрипке, написал свои первые сочинения еще в 5 лет, Бетховен в детстве играл на клавесине, органе, альте, флейте, Лист с 6 лет учился игре на фортепиано, Мендельсон с 5 лет учился игре на фортепиано, скрипке и композиции.
Музыка выполняет познавательную функцию в развитии ребенка. Особо важна роль первоначальных творческих проявлений ребенка. Так, песенное творчество детей проявляется в интонационных оборотах, мотивах, мелодиях. Небезынтересны и импровизации в музыкально-ритмической деятельности (движения под музыку, пляска, пантомима и др.). Когда взрослый ставит перед ребенком творческие задания, возникает поисковая деятельность, требующая умственной активности. Все это вызывает интенсивную работу воображения у ребенка и побуждает его выразить свое отношение к тем жизненным явлениям, которые натолкнули его на творческие поиски.
Музыкальные занятия требуют от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, волевых усилий.
Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата и улучшает детскую речь, развивает вокально-слуховую координацию. Занятия ритмикой, устанавливающие тесные связи между музыкой и движениями, улучшают осанку ребенка, качество его ходьбы, бега.
В свете идей Карла Орфа очень эффективны совместные занятия музыкой родителей вместе со своими детьми. Цель таких музыкальных занятий — общение родителей с детьми средствами музыки. Для них средства музыкальной выразительности – движение, ритм, мелодия, игра на музыкальных инструментах — как раз то, в чём нуждается ребёнок и с помощью чего он осваивает музыкальный язык.
В элементарном музицировании ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но главным образом творцом, создателем музыки. Музицирование становится инструментом не преподавания, а учения, деятельностью самого ученика. Внимание учителя направляется не столько на то, как учить ребёнка, сколько на то, как ребёнок учится.
Обучение детей игре на музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.
Планомерные и систематические занятия воспитателей и музыкальных руководителей способствуют интенсивному и плодотворному развитию музыкальности. В процессе обучения игре на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Играя, дети лучше понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и естественно входят в новых для них мир музыкальной азбуки.
В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. У детей появляется чувство взаимопомощи, внимание к действиям товарищей. Игра на музыкальных инструментах развивает сосредоточенность, память. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами (струны, клавиши, оркестр и др.) обогащает активный словарь детей, развивает их речь.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук. Обучая детей игре, педагог способствует развитию их музыкально-сенсорных способностей, тембрового, регистрового, гармонического слуха, чувства ритма, умения вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактуру произведения.
Игра на инструментах активизирует всех детей, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.
Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание. Игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.
Список литературы:
1. А.Н. Зимина. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
2. Художественное творчество и ребенок. Монография. Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М., «Педагогика», 1972
3. Музыкальное воспитание в современном мире. - М.: изд. «Советский композитор», 1970
4. Музыкальное воспитание в школе. Сборник статей. Сост. О. Апраксина. Вып. 8. – М., «Музыка», 1972
5. А. Г. Юсфин. Музыка – сила жизни. – Спб, «Аюверда Плюс», 2006
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 41 Kb |
Количество скачиваний: | 7 |