Экспериментальная поэзия в русской и зарубежной литератре
Предмет: | Русский язык и литература |
---|---|
Категория материала: | Презентации |
Автор: |
Белякова Людмила Владиславовна
|
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ, как понятно из ее названия, - это эксперимент в любой области стихосложения, начиная с рифм и ритма и заканчивая композиционными, фонетическими, визуальными, стилистическими, лексическими и др. аспектами текста. Эксперимент заключается в том, что автор создает какие-то совершенно новые, еще не классифицирующиеся формы, либо становится продолжателем необычных, нетрадиционных (в настоящее время) направлений в стихосложении.
Наиболее распространенным видом экспериментальной поэзии является КОМБИНАТОРНАЯ ПОЭЗИЯ, которая представляет собой создание словесных конструкций по чётко заданным алгоритмам. Для комбинаторной поэзии характерна реализация некой идеи или концепции в рамках максимально ограниченного словарного запаса. Часто такая поэзия выступает в симбиозе с графикой, математикой и пр. В комбинаторной поэзии смысл на 90% подчинён сложнейшим техническим формам стихотворения, поэтому она обычно хороша лишь в качестве упражнения и позволяет увеличить, к примеру, словарный запас и умение играть словами.
Экспериментальные стихи в целом основаны на нетрадиционных способах рифмовки, построения строф, чередовании рифм, ограничениях алфавита и пр. К таким стихам относят акростихи, палиндромы, анаграммы, омограммы, ропалоны, моноримы, панторимы, фигурные стихи, анациклы, крипты, лабиринты, брахиколоны, абецедарии, логогрифы, тавтограммы, липограммы, пантограммы, гетерограммы, бесконечные стихи, магические квадраты, интерактивные тексты и т.п., а также их многочисленные комбинации.
Наиболее распространенным жанром экспериментальной поэзии является АКРОСТИХ (греч. akrostichis – крайний стих) – стихотворение, первые буквы всех строк которого, читаемые сверху вниз, составляют имя, слово или (реже) фразу. Акростих рассчитан на зрительное восприятие, на слух он неощутим. В качестве примера можно привести акростих Веры Морозовой "ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО":
Весенний день горел в лучах заката,
Солёный воздух горячил моё дыханье.
Ещё я знаю вспомнится когда-то
Бездонных глаз манящее сиянье
Устало светят звёзды с небосклона,
Далёко где-то музыка играет.
Едва ли будет небо благосклонно,
Теплее на душе едва ли станет.
Хотелось позабыть о том что было,
Осталось у разбитого корыта...
Реальность всё же что-то утаила...
Однажды карты будут все раскрыты.
Шепнёшь тогда на ушко нежно-нежно
Останься, не покинь её, надежда...
Если первые буквы строк образуют имя, то акростих называется НОМОГРАММОЙ. Чаще всего именно имена зашифрованы в акростихах, т.е. подобные поэтические экзерсисы являются посвящениями:
Двойной акро. Посвящение Ирине Корнетовой
На стих Ирины Корнетовой "Вызываю Донжуана"
Испытание на прочность…
Расхвалив за непорочность,
Алкоголь засох в бокале…
Каменеют "вертикали",
Отыгравшее фламенко
Результат переоценки -
Непривычное фиаско
Еле дышит, ждёт с опаской:
Тени пляшут за спиною,
Отдохнуть в палящем зное
В поцелуй добавь дурмана -
А при чём тут донна Анна?
Кости сдавлены краш-тестом…
Oбними свою невесту.
Раздвигая горизонты,
Не готовые к афронтам.
Еле пискнуло фальцетом…
Тонкость линии сюжета:
Охладило Донжуана…
Вдруг виною - донна Анна?
Агитируя наутро
И заняться кама-сутрой.
Ранив резвого сатира…
Адресат-то - донна Ира...
© Марина Славина
СЛОГОВЫЙ АКРОСТИХ (т.е. акростих, в котором ключевое слово читается не по одной букве, а по слогам в начале каждой строки) представил Константинс Ефимовс ("Ля минор, нотный акро"):
ЛЯ минором сожженных мостов
ДОпоёт песню память, тоскуя.
МИр застыл штилем яхт парусов.
ДОждь слезинки у тучи ворует.
РЕбус жизни загаданный, вновь
РЕдактирует старые чувства.
ДОм, сосна, сын и вера в любовь,
СИла воли - ответ безрассудствам.
МИфы прошлых забытых потерь
МИражами ошибок бездумных,
РЕквизитами судеб людей
(РЕжиссёр не раскроет задумки)
ЛЯгут нотой в его партитуры.
В этом стихотворении первые буквы каждой строки являются нотами, образующими мелодию ("Подмосковные вечера"). Удлинённые звуки обозначены сдвоенными нотами (5-6, 9-10, 11-12 строки).
Если ключевая фраза акростиха составляется из первых слов каждой строки, он называется СЛОВЕСНЫМ.
Разновидностью акростиха считается АБЕЦЕДАРИЙ (АЛФАВИТНЫЙ СТИХ) - стихотворение, начальные буквы всех слов (или строк) которого составляют алфавитную последовательность. Построчный абецедарий продемонстрировала Лукавая Лизавета (причем как в прямом, так и в обратном алфавитном порядке). Привожу прямой ("Акростих от А до Я"):
А/кростих по алфавиту написать?
Б/укв много! Ох, смогу ли все объять...
В/он их сколько! Растянулись в длинный ряд!
Г/армоничною колонною стоят!
Д/оберусь же до последней буквы я...
Е/сли выдержит фантазия моя!
Ё/-моё! Седьмая строчка - самый смак!
Ж/аль, что мысли превращаются в форшмак!
З/атрещала моя выдумка по швам!
И/ пошла стучать по вашим головам!
К/то успеет подхватить мою игру,
Л/изавете будет явно понутру!
М/ысли тянутся неспешной чередой...
Н/адо брызнуть на лицо святой водой!
О/чень хочется добраться до конца...
П/очему бы не испить глоток винца!
Р/овным почерком уверенно пишу...
С/мысла нет...на уши вешаю лапшу!
Т/олько после я прощенья попрошу,
У/ читателей, которых насмешу!
Ф/иолетовая рифма - невпопад
Х/ромоногая убого встала в ряд!
Ц/елый день меня терзает алфавит..
Ч/епухой теперь мой опус знаменит!
Ш/кольный вспомнился по "русскому" урок
Тип материала: | Презентация Power Point (ppsx) |
---|---|
Размер: | 1.55 Mb |
Количество скачиваний: | 0 |