Формирование нравственных качеств личности ребенка на занятиях казахского языка на основе использования элементов народной педагогики
Предмет:
|
Начальные классы
|
Категория материала:
|
Другие методич. материалы
|
Автор:
|
Усембаева Баян Какауовна
|
Здесь была ссылка на работу Формирование нравственных качеств личности ребенка на занятиях казахского языка на основе использования элементов народной педагогики автора Усембаева Баян Какауовна.
Ссылка на нее удалена по требованию посредника Инфоурок.
Если вы являетесь автором этой работы и хотите подтвердить её публикацию на этом сайте,
.
«Формирование нравственных качеств личности ребенка на занятиях казахского языка на основе использования элементов народной педагогики» У известного казахского писателя Мухтара Ауэзова есть великие строки «Ел боламын десең – бесігіңді түзе» («Родина начинается с колыбели») и здесь же «Ұяда не көрсең – ұшқанда соны орасың» («К чему привык птенец в гнезде, то и будет искать, когда взлетит»). Во взрослую свою жизнь ребенок выносит те понятия о чести, совести, любви, которые были заложены у него в детстве, то, что он усвоил в семье, в детском саду и, далее в школе. И в формировании личностных качеств будущего гражданина большую роль играют истоки народной педагогики, главным содержанием которого является воспитание всесторонне развитой личности, а именно «Сегіз қырлы, бір жырлы» жан – жақты жетілген азаматты тәрбиелеу. Воспитатели наши - это сказки бабушек, колыбельные матерей и мудрые притчи аксакалов, стихи акынов и легенды, имеющие глубокое содержание пословицы и поговорки. Грубому, черствому душой человеку говорят: Наверное, мать не пела тебе колыбельных песен. В народе с древнейших времен известно, что воспитание начинается с появления на свет маленького человечка. «Ребенка надо воспитывать, пока он в колыбели, а теленка на привязи». Отсюда предсказание «Привычки 3-летнего сохраняются до 80 лет» и др. Именно такие цели я ставлю на занятиях казахского языка: воспитание всесторонне развитой личности; не человека, напичканного знаниями, а человека с сердцем, умеющего слышать душу другого человека, сопереживать ему, быть порядочным человеком. Сердцевиной народной педагогики казахского народа является трудовое воспитание. В казахской семье мальчик с 5 лет должен был уметь взобраться и сесть в седло лошади, в 7-8 лет участвовать в скачках, в 14-15 лет уже считался наездником. Дети привлекались к скотоводческому, к бытовому труду, к домашним промыслам. Честный и добросовестный труд прославлялся в народных сказках, а лодыри, бездельники, лентяи в них высмеивались. Начиная свое занятие, я спрашиваю у детей: «Кто пришел сегодня на работу?» Объясняю им, что в детском саду ты занимаешься, ты трудишься, а пропускать работу нельзя. Как ты занимаешься в детском саду, так будешь учиться в школе и, став взрослым, так же будешь относиться и к своим взрослым обязанностям. Самое святое и дорогое для нас понятие - это семья. На занятиях по теме «Отбасы - Семья» мы много говорим об этом. На эту тему много замечательных пословиц и одна из них «Әке - асқар тау, ана- баурындағы құрақ, бала - жағасындағы құрақ» (Отец- неприступная гора, мать - родник у подножия горы, дитя - тростник, растущий у родника и у подножия горы). Эту пословицу я выразила в рисунке для лучшего усвоения детьми, для более точного запоминания слов. С детьми мы разбирали смысл этой пословицы и пришли к выводу, чтобы дольше быть вместе, нужно заботиться, любить, быть внимательными друг к другу, старшие к младшим, младшие к старшим. Особое внимание уделяю казахским детским играм, которые использую в различних моментах урока. Детям очень нравится народная игра «Қуырмаш». В игровой форме дети быстро запоминают названия пальцев на казахском языке. Эту игру я использую и при объяснении нового материала, и при его закреплении, и как поощрение играю с самим ребенком. На своих занятиях уделяю большое внимание ролевому отображению младшими дошкольниками простейших игровых сюжетов. Ребенок радуется различным персонажам, с которыми его знакомят (цыпленку, медвежонку, кошечке и т.д.). Моя задача – обратить эту радость в действие, вызвать потребность изобразить, передать, как собачка бегает и лает, как зайчик прыгает и т.д и т.п. Эти простейшие имитационные действия развивают у детей воображение, фантазию, способность к наблюдению, стремление к перевоплощению, развивают творческие способности и через все это дети лучше понимают значение казахских слов, лучше запоминают и используют при общении. Использование множества форм народной педагогики, которыми так богат казахский народ, оказывает влияние на формирование таких качеств личности, как честность, дружба, трудолюбие, преданность, любовь, гостеприимство, радушие, терпимость и т.д. Это расширяет кругозор детей, развивает интеллект, интерес к изучению казахского языка, являющегося государственным языком нашего государства. Богатство и престиж языка – это процветание и престиж самого государства!
Тип материала:
|
Документ Microsoft Word (docx)
|
Размер:
|
17.62 Kb
|
Количество скачиваний:
|
11
|
Просмотров: 86
Похожие материалы