Фотография Маисской церкви "Боголюбской Иконы Божией Матери" - Никольский район Пензенской области

Предмет: Другое
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

Старинное село Маис основано на реке Маис (Моися) предположительно в 17 веке. За время существования оно меняло названия: Архангельское, Маисс, Маис. село лежит между двух рек - маис и Инза_ в месте их слияния. расположено село в восьми км от границы области с Ульяновской. На север, за рекой Инза лес уходит полого в гору. Там, за горами, там, где уже нет селений, располагаются территории Ульяновской области. Через село проходит железная дорога. Кроме церкви здесь есть ещё одно старинное инженерное сооружение - железнодорожный мост.

Далее представлен труд моей замечательной подруги, сельского библиотекаря Головой Валентины, которая собрала о обработала бесценный материал по истории родного края.

                                                     


 Мы  должны  знать,  откуда   пошли 

                                                       и  как  начинали.


                                                                                              В. П. Песков.


                                                       Жив  народ, пока  жива  его  

                                                       историческая  память.


                                                                                               В. Астафьев.



Каждый  человек  знает  историю  своей  жизни.  Некоторые  знают  историю  своей  семьи  и  рода.  И  уж  совсем  мало  кому  известно  история  своего  края,  своей  малой  родины.  А  ведь  в  ней  столько  интересного, загадочного  и  удивительного.  Мы  ходим  по  земле,  на   которой  рождались  и исчезали  народы.  И  нас  до  сих  пор  окружают  творения  наших  предков,  будь  то  дома  и  церкви,  изделия  из  лозы  и  дерева,  бронзовые  украшения.  Мы  даже  говорим  по  особому,  припевая,  выделяя  букву «я».  Так  что  любой  сразу  узнает  маисца  по  говору.

       Село  Маис  расположено  в  21  км.  от  районного  центра  -  города  Никольска,  в   северо -  восточном  углу  Пензенской  области,  в  живописнейшем  месте.  Здесь  открываются  поросшие   сосновым  лесом  холмистые  дали,  окутанные  утренней  тишиной,  которая  постоянно  нарушается  стуком  колес  проходящих  составов.  Леса  наши  испокон  веков  славились  изобилием  ягод,  грибов  и  лекарственных  трав.  Через  село  протекает  маленькая  речушка Маис,  которая   впадает  в  более  полноводную  Инзу.  Их  дары  нередко  радуют  любителей – рыболовов  богатым  уловом.

      Какова  же  история   создания  этого  красивого  старинного  села?

До  середины  17  века  эта  территория  была  глухим  местом.  Первыми  поселенцами  были  солдаты,  жалованные  за  хорошую  службу  землею  в  этом  месте.  Эти  солдаты,  как  написано  в  летописи  «были  веры  православной».  Первый,  деревянный  храм,  построенный  первопоселенцами – пахотными  солдатами  носил  имя  Архистратига  Божия  Михаила.  Село  называлось  Архангельское, по  церкви.

Время  шло.  Население  росло,  появились  помещики.  Около  1800  года  помещиком  в  селе  был  Николай  Степанович  Арапов. В  селе  насчитывалось  112  дворов; душ  мужских – 493,  женских – 494.  Поменялось  название  села. Оно стало  носить  другое  имя – Маис. Разные  версии  существуют  по  названию  села. Допустимы  этимологии:  майиз (ногайское)  -  «рог, угол»,  крутой  поворот  реки;  ис (буртасское) – «вода,  река». Можно  предположить,  что  жители  того  времени   имели  в  виду  крутой  поворот  реки  на  западе  в  районе  границы  Инзенского  и  Никольского  районов.


                                                    -2-

С 1780 года село  Маис  вошло  в  состав  Городищенского  уезда. А  до  этого времени,  вероятно,  входило  в  состав  другого  уезда.  

Часть  населения   составляли  государственные  крестьяне,  а  часть  помещичьи.  Государственные   еще  носили  название – казенные (налог  платили  царю). Помещичьи  крестьяне  получали  землю  по  купчей, то  есть  покупали.  Жители  были  очень  благочестивыми  людьми,  любящими  царя  и  Отечество. Например,  в  летописи  написано,  что  селом  проходил  Е. Пугачев, но  никому  из  православных  особого  зла  не  причинил.  На  берегу  реки  Маис  был  расположен  винокуренный  завод, который   выкуривал  50 тысяч  ведер  водки  в  год. Её  отправляли  в  Москву,  Санкт – Петербург  по  цене  80  копеек  за  ведро, водным  и  сухопутным  путем.  Были  построены  две  мельницы, в  двух  амбарах  на   семи  поставах. Работала   пильня  в  двух  рамах,  при  ней  был   молот  для  расковки   меди   и  железа.

       На  реке  Маис  имелась  парусиновая   фабрика  на   40  станках,  в   коих  в   год   вырабатывалось  до  500   кусков   парусины.  Земли  в   селе   черноземные,  пашни  насчитывалось  1339  десятин, сенокоса – 6 десятин.  Главным  богатством  был   лес -  2480  десятин (строевой  дуб, сосна, дровяной  лес).


   Материал  взят  из  книги ( Экономические  примечания Городищенского  уезда,  фонд  225,  опись 3 ). 


Известно, что   с  середины  19  века   в  селе  было  два  барина: Морозов  и  Заварыцкий,  так  как  село  делилось  на  две  части. Та  часть,  где  жил  барин  Морозов - называлась  Барской,  она  и  по  сей  день  так  называется. А  где  жил  Заварыцкий – называлась  вольной.  Но  вольными  крестьяне  не  были, в  страдную  пору  отрабатывали  барщину. Село было еще  раньше  отмечено  в  литературе,  как  одно  из  крупнейших  торговых  сел  наряду  с  Сурой, Панцыревкой.  Поэтому  проживало  много  зажиточных  купцов. Это: Крыцкий, Лысяков, Катеев и  др.  Самым  богатым среди  них  был  Крыцкий.  В  центре  села  около  церкви был  базар. Проходили  ежегодно  большие  ярмарки,  воскресные  базары. Торговать  приезжали  купцы  из  разных  городов  и  сел. Они  останавливались  на  постоялом  дворе,  который  был  построен  рядом  с  храмом. Очень интересен  такой факт:  в 1861 году  по ходатайству управляющего  Пензенской палатой Государственного имущества  г. Сумарокова  было  разрешено  доходы  с Маисского  базара обращать  в пользу  церкви. Позже  появляется  информация, что базарная площадь устроена обществом казенных крестьян и «передана во всегдашнее владение церкви». В конце 1862 года «усердием  прихожан с согласования казенных крестьян устроен на базарной площади заезжий дом с тем, чтобы доходы за  оный навсегда поступали в пользу церкви».   Населения  насчитывалось  на  1864 год – 1390 человек. Та  часть села,  которая  называлась  вольной,  состояла из трех  улиц, это Базарная, она была 

                                              -3-

центральной,  так  как  располагалась  рядом  с  базаром, отсюда  и  произошло  название. В  настоящее  время  эта  улица  носит  имя  нашего  земляка Н.И. Нуждина.  Суляевка -  со  слов  старожилов  села,  была  так  названа  за то, что    проживавшие  на  ней вольные  крестьяне  ни  когда  не  выполняли  своих  обещаний.  Один  богатый  человек  хотел  купить  здесь  землю  под  строительство  железнодорожной  станции,  но  крестьяне,  пообещав  продать,  не  выполнили  просьбы. Посул ( обещание) не был  удовлетворен. Современное  название – Нагорная.

Битюки.   Люди  жившие  на  ней  отличались  недюженной  силой,   трудолюбием. Они  были  крупны, потому  и  звали  их  битюгами. В  названии улицы  поменялся  лишь  один  звук «г» на «к». Теперь  она  называется  -  Первомайская.

Другая  половина  села  называлась  Барской. В  настоящее  время  она  состоит  из  двух  улиц: Луговая  и  Крестьянская.

Коренными  фамилиями  села  являются: Лысяковы,  Катеевы,  Казенновы, Головы, Суркины,  Жалнины, Ступины. 

После  Октябрьской  революции, как  и  во  всей  стране, произошли  большие  перемены,  не обошли  они  и  наше  село. Жизнь  крестьян  и  других  жителей  села  резко  изменилась. В  селе  была  организована  партийная  ячейка. В  1918  году  была  создана  комсомольская  организация. 

В 1920 году  был  открыт  медпункт. Первым  фельдшером  работал  Пилишин В.  В  1923  году  был  создан  первый  пионерский  отряд. Самым  активным  пионером  села  был  Александр  Чернышов. Большую  помощь в  работе  пионерам  оказывали  коммунисты  Иван  Петрович  Ефанов  и  Голов  Федор  Ксенафонтович. В  этом  же  году,  вместо  церковноприходской школы, которая  имела  три  класса, в  школе  стало  работать   пять  классов  и  директор  школы  был  Михаил  Николаевич  Евсеев.   1927 год -  начало  занятий  с  неграмотным  взрослым  населением.  В  1930 году  построена  новая  семилетняя  школа,  директор – Жомин Василий  Григорьевич.  В  1927году в  селе  работает  изба – читальня. Волостной  избач - Голов Ф.К.  В 1930  году  был  создан  колхоз «имени  Сталина» - в  селе  Маис, председателем  назначили  Голова  Федора  Ксенафонтовича. «Большевистская искра» - в  д. Кенчурка,  «Белый  конь» - в д. Кочетовка, «Красный  пахарь» в д. Покровка. С  осени  1931 по  весну 1932 года  в  жизни  колхозников  происходят  изменения. Это  годы  образования  МТС. Директором  назначили  Майорова  Ивана  Ивановича. В  1930  году  раскулачили  зажиточных  торговцев, кулаков. 

В  1952 году  к  колхозу  «имени  Сталина»  был  присоединен  «Красный  пахарь». Объединению  колхозов  послужили  трудные  послевоенные  годы.  

20 марта  1957 года  был  подписан  акт «О  ликвидации  колхозов». Был  создан совхоз  «Маисский». Он  был  просто  огромен  и  делился  на  пять  отделений: Маисское, Кравковское, Кенчурское, Субботинское, Кочетовское.


                                           -4-

В  1960 году  был  построен  кирпичный  завод. Директор – Козлов  Михаил  Степанович.

В  1976  году  в  селе  построили  новый  Дом  культуры. К  концу  восьмидесятых  годов  совхоз  стал  разваливаться, и  к  1990 г. от  750  рабочих  мест  осталось  только  150.  В  1992г.  совхоз  «Маисский» был  реорганизован в  Товарищество  с  ограниченной  ответственностью  «ТОО  Маисское»,  в  1997г. в  Сельскохозяйственный Производственный  Кооператив  «СПК Маис».

В  сентябре  2003  года  состоялось  открытие  социокультурного  центра. В  связи  с  этим  событием  жизнь  села  преобразилась.

30 ноября  2007 года в  селе  произошло  открытие  спортивного  зала  при Маисской  средней  школе.

Основной  отраслью  села  является  сельское  хозяйство.  На  территории  Маисского  сельсовета  находится  хозяйство ООО «Светлый  путь»,   направление  которого  в  растениеводстве -  производство  зерна  и  кормовых  культур, в  животноводстве – откорм  молодняка  КРС  и  производство  молока. 

На  1  января  2011 года  на  территории  Маисского  сельсовета  зарегистрировано  11 ИП (индивидуальных  предпринимателей), которые  осуществляют  свою  деятельность, как  на  территории  поселения,  так  и  за  ее  пределами.

Самым  крупным  в  селе  является  Крестьянско – фермерское  хозяйство  Чечериной  Ольги  Александровны.  Хозяйство  образовано  в  октябре  1998г,  его  деятельность   заключается  в  выращивании  кур – несушек  и  производстве  яйца. В  хозяйстве  фермера  58900 голов  птицы. Хозяйство  своей  продукцией  обеспечивает  не  только  свой  район,  но  и  соседние  районы.

В  настоящее  время  на  территории  Маисского  сельсовета  работают  6  кооперативов,   13  КФХ.

Наша  Маисская  земля  вырастила  не  мало  известных  людей: Фалилеев В.Д. – мастер  русской  живописи, Карева Г.А.- народная  артистка  России, Шумаров Г.М. – детский  хирург, писатель, Антошкин Н.П. – Герой  Советского  Союза,  Анохин  К.Е. – Герой  Советского  Союза,  Шеманов С.Ф.- Заслуженный  учитель школы РФ, Карташов Н.А.- Заслуженный  учитель  школы РФ.

Историческим  памятником  села  является  храм  Боголюбской  иконы  Божией Матери.

Первый  храм,  построенный  посыльными  солдатами,  сгорел. Буквально  за короткое  время,  в  1760  году  сельчане  строят  второй деревянный храм.  Все  жители  во  главе  с  настоятелем  храма  вносили  посильную  лепту.  Но  из  числа  помещиков  можно  отметить  владельца  села -  Дмитрия  Столыпина.  Он  соорудил  деревянную  церковь,  украсил  ее  иконописью  и  колокольным  звоном. После  смерти  Д.Е. Столыпина   имение  перешло  к  брату  Алексею,  бывшему  в 1787 –1789 годах  пензенским  губернским  

                                                  -5-

предводителем  дворянства,  который  затем  передал  его  в  качестве  приданного  своей  дочери  Наталье  Алексеевне (двоюродной  бабке М. Лермонтова)  при  выходе  ее  замуж  за  кригсцалмейстера   Григория  Даниловича  Столыпина. 

Дмитрий  Петрович  Кайсаров так же  при  содействии  прихожан  сооруди  вторую  деревянную  церковь.

В  1858 году  прихожане  стали  хлопотать  о  создании  нового  каменного  храма  вместо  двух  деревянных.

9 июня  1862  года  епархиальным  начальством  было  дано  разрешение  на  постройку  в  селе  нового  храма, выдан  план  и  храмовая  грамота.  5  мая  1863г. состоялось  освящение  места,  выбранного  под  строительство. В  день  Боголюбской  иконы  Божией  Матери,  состоялась  закладка  нового  храма. Заложили  пяти предельный  храм – в честь Боголюбской Божией Матери, Архистратига Михаила, святителя Николая  чудотворца, пророка  Илии, святого  Дмитрия  Ростовского.  Однако  праздник  в  тот  же  день  был  омрачен  пожаром,  начавшимся  в  семь  часов  вечера  с  диаконского  сарая  и  продолжавшимся  всю  ночь. В  эту  пору  священником  был  Петр  Уранов. Как  сказано  в  журнале «Епархиальные  ведомости» за  1899 год, «Несмотря  на  такое  несчастье,  местный  священник  энергично  принялся  за  постройку нового храма. Он  пожертвовал  100 рублей  серебром. И, благодаря  Богу,  несмотря  на  скудные  средства,  храм  был  отстроен, покрыт  в  1881  году». И  как  сказано в  журнале: «Маисский  храм останется  вечным  памятником о. Петру в его  заботах». Петр  Уранов  прослужил  в  храме  30  лет.

Со  слов  старожилов  села. Церковь  работала  до  1935 года. Последним  священнослужителем  был  о. Василий  Рамзайцев.  В  1988  году  храм  вновь  стал  реставрироваться  и  занимался  этой  работой   протоиерей  Михаил   Кашин.

    В  селе  еще  имеются  два  памятника  воинской  славы.  На  Центральной  усадьбе  памятник  «Воину – освободителю»  отлитый  с  фигуры   Штыкова  Николая  Семеновича,  ветерана  войны. Открытие,  которого  состоялось   7  ноября  1967 года.  Мастер – Кочурин  Роман  Федорович. И  в  центре  села  мемориальный  комплекс  «Скорбящие  женщины  России»,  автор  скульптор – архитектор  В. Курдов  г. Пенза.  Открытие  мемориала  состоялось 12.09.2003 года.  Около  мемориала  установлены  бюсты  Героям  Советского  Союза. Громкову  Сергею  Федоровичу, Анохину  Константину  Ефремовичу,  Антошкину  Николаю  Павловичу.

  Село  имеет  свои   традиции  и  обычаи, которые  передаются  из поколения  в  поколение,  которые  складывались  веками. Мы  чтим  и  отмечаем  все  церковные  праздники,  но  особенно  любим  праздник  Святой  Троицы.

   Троицын  день  можно  с  полным основанием назвать зелёными святками. В этот день прихожане выстаивают в церкви обедню с букетами луговых цветов или ветками деревьев, дома украшаются ветками берёзок. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивают и хранят за иконами для разных 

                                                     -6-

надобностей: их кладут под свежее сено, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар. Ветки берёзок ввозят в село целыми возами и украшают ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпан свежей травой. Из  листьев деревьев, стоящих в церкви, некоторые вьют венки и кладут их в горшки для выращивания рассады капусты. Воскресенье проводят в лесу, вокруг берёзки. Берёзу уничтожают-«хоронят», топят в воде или выносят в хлебное поле для плодородия земли. Завить берёзку- обряд из далёкой древности. Девушки  верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся  парнем. Ветки берёзы использовали наши предки в качестве оберега от  всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов домов втыкают ветки берёзы, чтобы чистоты и целительный дух передавались стенам.

1 июля – престольный  праздник,  украшением  которого  проходит  Божественная  литургия   в  церкви   Боголюбской  иконы  Божией  Матери.

На  этот  праздник  всегда  приезжает  сам  Высокопреосвященнейший  Владыка  Вениамин, архиепископ  Пензенский  и  Кузнецкий.  Приглашаются    Благочинные  из  других  храмов  соседних  районов.  В  этот  день  храм  просто  переполнен  прихожанами.  Люди  одеваются  в  голубые  одежды  в  знак  уважения  к  Божией  Матери. Весь  храм и  сама  икона Боголюбской  Божией  Матери  украшена  вся  цветами, она  еще  является храмовой  святыней,  прославившаяся  многими  случаями  исцелений.  Как  правило  совершается  Крестный  ход  вокруг  храма. После  литургии икону  провожают  в  другой  храм,  обычно  в г.Никольск,  для  того  чтобы  никольчане  смогли  приложится к  чудотворной  иконе. Через  несколько  дней  икону  возвращают  на  свое  место.

Еще  село  богато  не  только  традициями  предков. У нас  есть  свои  народные  умельцы  и  мастера  резьбы  по  дереву,  пряхи, чудо – кулинары  и  садоводы,  ткачихи, творения  рук  которых  радуют  не  только  односельчан,  но  и  людей  из  ближайших  сел  и  городов. Надо  отметить  самых  лучших  мастеров резьбы  по  дереву: Языкеев Владимир,  Трусов  Александр. Замечательные  ткут  ковры  Суворова Вера, Салманова Мария и  другие.



Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 87.56 Kb
Количество скачиваний: 13
Просмотров: 87

Похожие материалы