Исследовательская работа по истории "Каменные следы" прошлого"
Предмет: | История |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Васенко Светлана Николаевна
|
Оглавление
Введение 1
Основная часть 3
1. Исследование камней археологией, этнографией и геологией. 3
2. «Каменные следы» прошлого на территории нашей страны. 4
3. История появления и использования нашими предками
крупных камней на территории деревни Красная Слобода
Суражского района. 6
Заключение 8
Основная часть
1. Исследование камней археологией, этнографией и геологией.
В исследовании камней тесно переплетены археология, этнография, и даже геология. Камни представляют интерес как памятники, заполняющие ту нишу исторического познания, которая связана не только с материальной культурой древних народов, но и духовной. Культ камней отражает древнейшие представления людей о мироздании и месте человека в нем. Многие камни связаны с именами языческих богов, христианских святых, культом умерших предков.
Археологически – культовые камни бывают привязаны к древним волокам, располагались вблизи средневековых городищ и селищ, также соседствуют с могильниками – курганами, жальниками, сопками. Хотя археологические раскопки в большинстве случаев не выявили богатого находками культурного слоя возле культовых камней, тем не менее, культовые камни являются важными археологическими памятниками, подлежащими сохранению, так как являются неотъемлемой частью исторического наследия региона.
Этнографический интерес к камням обусловлен тем, что многие из них связаны с древними преданиями, в первую очередь это упоминания связанные с христианством. Намного реже среди легенд связанно с языческими богами. Гораздо чаще в сохранившихся преданиях они ассоциируются с нечистой силой. От этих легенд нельзя требовать верности исторической, точности хронологической и географической, но всё же они драгоценны тем, что яркими чертами изображают характер давно прошедшего времени, его верования. Некоторые камни связываются с известными историческими деятелями, например княгиней Ольгой, Петром Первым.
Одной из причин длительной сохранности поклонения камням является приписываемая им легендами способность исцелять – дождевая вода, накапливающаяся в “следах”- в углублениях на камнях считалась лечебной, в некоторых районах предания приписывают такой воде способности исцелять от зубной боли, в других местах упоминаются исцеления от кожных и глазныхболезней. По современным трактовкам камни могли быть пограничными знаками между владениями разных родов.
Традиция поклонения культовым камням в некоторых местах сохранялась вплоть до начала 20 века[3].
При некоторых культовых камнях были возведены церкви и часовни.
Геологический фактор также играет немаловажную роль в изучении камней. Многие культовые камни расположены в местах отличных от
-4-
окружающего ландшафта – в урочищах. Устраивая свои капища, славяне учитывали фактор уникальности места – обычно это могла быть возвышенность необычной формы, остров, скала, мыс, овраг. Сакральное место должно было выделяться из окружающего ландшафта. Нередко это были места доминирующие над местностью[4].
Нужно отметить, что мелиоративные работы середины 20 века нанесли большой урон – были уничтожены многие культовые камни – частично взорваны, запаханы, сдвинуты со своих мест, от них остались одни этнографические заметки и названия. Но все же в некоторых местах еще можно увидеть эти древнейшие на нашей территории следы дохристианских верований. Так в деревни Красная Слобода Суражского района самый крупный камень, который является объектом исследования данной работы, первоначально находился на Петровой горе или Цигельне (приложение № 1). Но примерно 60 лет назад он был перемещен в другое место – с помощью трактора его притянули на территорию деревни. Один из местных жителей решил его расколоть и использовать как основу для фундамента дома. По непонятной причине камень остался цел. Возможно, у этого строителя не хватило сил расколоть, раздробить и уничтожить этот исторический источник[5].
Таким образом, при исследовании крупных камней, находящегося в деревне Красная Слобода Суражского района, можно использовать такие науки, как археология, этнография и геология.
С точки зрения археологии, данные камни являются памятниками, подлежащими сохранению, так как являются неотъемлемой частью исторического наследия региона.
Изучение этнографического материала, связанного с камнями, позволяет полнее воссоздать мифологические, религиозное представления наших предков об окружающем мире.
Геология позволяет сделать вывод, что данные камни были расположены в месте, отличном от окружающего ландшафта – на возвышенности.
2. «Каменные следы» прошлого на территории нашей страны.
На территории нашей страны в разных уголках встречаются камни необычных размеров. Трудно перечислить все эти «каменные следы прошлого», так как их очень много. Но среди них можно выделить те, которые отличаются от остальных своими размерами, насечками,
-5-
назначением, местом расположения, перееданиями и легендами, которые связаны с этими камнями.
Один из самых известных культовых камней ленинградской области - "камень-пятница" расположен деревни Конезерье. Предание гласит, что в этом камне вода не пересыхает даже в самую жаркую погоду говорят, что "камень выдавливает из себя вечную воду" (приложение № 2).
По всему Карельскому перешейку разбросаны огромные валуны, иногда довольно причудливой формы. Их оставил мощный ледник, растаявший около десяти тысяч лет тому назад. Первые жители этого края, древние саамы и карелы, верили, что у этих камней имеется душа. Иначе как бы они возникли здесь, на ровном месте? Этим камням поклонялись, им приносили жертвы. Особенно интересны жертвенные камни с выдолбленными на их поверхности ямками глубиной 5-7 сантиметров. Из 26 известных учёным таких камней Карельского перешейка 18 находятся на территории Приозерского района. Недавно неподалёку от посёлка был обнаружен неизвестный науке жертвенный камень (приложение № 3). Он довольно внушительных размеров, высотой около двух метров. Эти камни появились здесь с IX века. Их почитали переселенцы из Западной Финляндии. Зачем они выдалбливали лунки? На этот вопрос этнографы отвечают так. Язычники сжигали тела умерших соплеменников и захоранивали пепел рядом со священным камнем, на котором делали небольшое углубление. Раз в год родственники приходили сюда, чтобы помянуть покойника. Они пили молоко и ели кашу, а в ямку на камне клали зёрна и капали молоко. Эта была умилостивительная жертва духу предка. В наши дни снова возродился этот языческий обычай - есть на кладбище у свежей могилы. С точки зрения Православной Церкви, это, конечно же, грех.
На вершине горы, расположенной у реки Плюссы в Псковской области находится семь каменных ступеней площадью около 2 метров каждая. Наверху россыпью навалены грубо отесанные камни. Под ними какой-то провал или пещера. Вообще наличие большого количества валунов здесь сложно объяснить природным происхождением, возможно, здесь был могильник, городище, капище (приложение № 4).
Среди каменных древностей северо-западной Руси попадаются инженерно-расчетные памятники. Называются эти камни "вавилонами" и представляют собой систему вписанных друг в друга квадратов, при помощи которых архитекторы могли рассчитать взаимные соотношения между разными мерами длины (в древней Руси существовало несколько единиц измерения длины - простая сажень, маховая, косая, великая и т.д.). Наиболее известные
-6-
"вавилоны" северо-западного края находятся в Изборске, недалеко от креста Трувора, высеченные на огромных каменных плитах (приложение № 5).
«Каменные загадки» можно встретить не только на поверхности земли, но и под водой. Интересны подводные конструкции Чудского озера – каменные валы (приложение № 6). Эти валы располагаются недалеко от берега, рассмотрение схемы их расположения наталкивает на мысль, что это человеческое рукотворное произведение.
Особый интерес вызывают камни, которые не имеют отношения к культам древности, но составляют особую категорию свидетельств о средневековой политике и дипломатии. Ярким примером этого могут служить пограничные камни Столбовского мира 1649 г. (приложение № 7)[6].
Таким образом, можно сделать вывод, что на территории нашей страны в разных уголках встречаются камни необычных размеров. Вызывает интерес места их расположения, назначение для наших предков, легенды и предания, связанные с ними.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 14.41 Mb |
Количество скачиваний: | 4 |