Календарно-тематическое планирование "Музыкально-ритмические занятия"
Предмет: | Другое |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Хмелинина Анна Игоревна
|
Музыкально-ритмические занятия являются частью образовательно-коррекционного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха, направленного на всестороннее развитие учащихся, их социальную адаптацию.
На занятиях слабослышащие школьники учатся воспринимать музыку (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов), правильно, выразительно и ритмично исполнять под музыку танцы и гимнастические упражнения, декламировать или петь под музыкальное сопровождение песни, которые разучивают их слышащие сверстники, играть на элементарных музыкальных инструментах, знакомятся с классической и современной музыкой, композиторами, исполнителями, музыкальными театрами и концертными залами. Тем самым для учащихся расширяются границы познания прекрасного в жизни и искусстве, что важно для приобщения детей с нарушениями слуха к духовной культуре общества.
Программа рассчитана на 68 часовв год (2 часа в неделю).
Программа музыкально-ритмических занятий включает следующие разделы:
• обучение движениям под музыку;
• обучение восприятию музыки;
• обучение игре на элементарных музыкальных инструментах;
• автоматизация произносительных навыков;
• декламация песен под музыку;
Цель: Формировать эстетическоевоспитание учащихся средствами музыки, совершенствовать их движения, развивать слуховое восприятие и произносительную сторону речи.
Задачи:
· Способствовать формированию эстетического развития учащихся;
· Способствовать нравственному развитию учащихся;
· Способствовать эмоциональному развитию учащихся;
· Развивать воображение и творчество учащихся;
· Активизировать умственные способности учащихся;
· Способствовать физическому развитию учащихся;
· Развивать слуховое восприятие учащихся;
· Совершенствовать произносительные навыки учащихся.
Поставленные задачи определяются психофизическими особенностями деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение восприятию музыки проходит в двух формах: как самостоятельной деятельности, так и составной части других видов деятельности — музыкально-ритмических движений, декламации песен под музыку, игры на элементарных музыкальных инструментах.
Обучение восприятию музыки как самостоятельному виду деятельности включает следующее:
• формирование сенсорной основы восприятия музыки: обучение различению и узнаванию на слух основных свойств музыкальных звуков (высоты, силы, длительности, тембра) в различных их сочетаниях;
• формирование слушательской деятельности: обучение внимательному слушанию музыкальных произведений (или фрагментов из них), проведение элементарного анализа (определение характера, доступных средств музыкальной выразительности), различение и узнавание на слух неоднократно прослушанных пьес или фрагментов из них.
Обучение восприятию музыки как составной части других видов деятельности осуществляется в процессе выполнения музыкально-ритмических движений, декламации песен под музыку, игры на элементарных музыкальных инструментах.
Один из основных видов деятельности на музыкально-ритмических занятиях — музыкально-ритмические движения. Дети учатся выразительно, правильно и ритмично выполнять под музыку основные движения, например, ходьбу, бег, прыжки, танцевальные и гимнастические упражнения, исполнять несложные композиции народных и современных танцев. Они обучаются движениям, передающим повадки животных, характеры героев музыкальных сказок, а также музыкально-двигательным играм. В процессе работы важное значение придается развитию у школьников импровизации движений под музыку.
Декламация песен под музыку— одно из важных направлений коррекционной работы на музыкально-ритмических занятиях. Дети обучаются эмоциональной, внятной и выразительной декламации под аккомпанемент учителя или минусовую фонограмму, точному воспроизведению ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, отрывисто).
Репертуар содержит народные и современные детские песни, а также попевки, прибаутки.
Игра на элементарных музыкальных инструментахспособствует развитию у глухих учащихся звуковысотного, ритмического, динамического, тембрового слуха, восприятия характера музыки. Школьники учатся исполнять в ансамбле ритмический аккомпанемент к музыкальной пьесе или песне на элементарных музыкальных инструментах (например, на металлофоне, бубне, ксилофоне, барабане, румбах, маракасах, треугольниках). При этом учитель исполняет ведущую партию на фортепиано.
Важный раздел обучения на музыкально-ритмических занятиях — совершенствование произносительной стороны устной речи учащихся. Учитель постоянно побуждает их к внятной выразительной речи, наиболее полной реализации своих произносительных возможностей. Кроме того, он осуществляет специальную работу над произношением при декламации песен, инсценировании музыкальных сказок, а также при проведении специальных упражнений, направленных на автоматизацию произносительных умений и навыков (с использованием фонетической ритмики).
На музыкально-ритмических занятиях проводится целенаправленная работа по развитию у учеников речевого дыхания.
При широком использовании музыки и движений ведется работа по развитию у учеников голоса нормальной высоты, силы и тембра, его модуляций по силе и высоте. Развитию более естественного звучания голоса содействует специальная работа над хорошей осанкой, нормализацией мышечного тонуса детей.
На занятиях закрепляются умения учеников правильно воспроизводить звуковую структуру речи при реализации концентрического метода обучения с применением сокращенной системы фонем.
Большое внимание уделяется работе над словом и фразой. У детей закрепляются умения произносить слова слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав (точно или приближенно, с использованием регламентированных замен), соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения. Работа над фразой включает развитие умений воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы), соблюдая ритмическую и, по возможности, мелодическую структуру.
Важное значение придается развитию у учащихся ритмико-интонационной структуры речи (слухового и слухо-зрительного восприятия и воспроизведения основных интонационных структур): слитность и паузы, краткое и долгое произнесение гласного; модуляции голоса по силе (нормальный, более громкий, более тихий) и высоте (нормальный, более высокий и более низкий, базовые мелодические модуляции голоса — ровная интонация, повышение и понижение в пределах естественного голосового диапазона); словесное ударение; логическое и синтагматическое ударения во фразе, мелодическая структура фраз; темп речи (нормальный, быстрый, медленный).
В процессе работы над ритмико-интонационной структурой речи детей применяют целенаправленное их вслушивание в речевую интонацию, обучение различению и опознаванию на слух ритмико-мелодических элементов речи, моделирование движениями отдельных элементов интонации и интонационной структуры фраз.
Широко используются речевые упражнения под музыку. Близость сенсорной основы музыкальной и речевой интонаций позволяет предположить, что развивающиеся у учеников возможности восприятия элементарных музыкальных структур содействуют повышению слухового внимания к речевой интонации, более осознанному вслушиванию в ее структуры.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: здоровьесберегающих технологий, информационно-коммуникационных технологий, элементов проблемного обучения, организации группового взаимодействия.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 36.75 Kb |
Количество скачиваний: | 116 |