Конспект урока музыки на тему "Концерт народной музыки" (2 класс)

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Конспекты
Автор:

Задачи: обобщить знания учащихся об истории казахской музыки, народных инструментах, жанрах, носителях и формах бытования народной музыки, а также о процессе формирования профессиональной казахской музыки; воспитать уважение к народной музыке, являющейся основой развития музыкального искусства; сформировать патриотическое сознание на основе усвоения исторических национальных духовно-нравственных ценностей; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).

Оборудование: ИКТ

Ход урока

1 Орг момент

2 Проверка домашнего задания

Что такое романс?

Назовите авторов романса «Соловей»

Исполнение романса «Соловей»(коллективное)

3 Всесторонняя проверка знаний

- Сейчас поработаем с распевкой . Для чего люди «распеваются»?

Распевка «Петушок»

4 Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Издавна люди объединялись и исполняли музыку вместе на разных инструментах. Так постепенно стали возникать оркестры. В казахском оркестре народных инструментов исполнители играют на асатаяках, шанкобызах, кобызах, колокольчиках, домбре.

В оркестре русских народных инструментов музыканты играют на балалайках , баянах , рожках, гуслях, домрах и др. инструментах.

Прослушайте отрывки из произведений двух оркестров казахских и русских народных инструментов.

  • Курмангазы. «Сарыарка». Исполняет казахский оркестр им. Курмангазы

-Поделитесь думами. Какие чувства родились? Какая картина нарисовалась в вашем воображении?

5 Усвоение новых знаний

Помимо оркестровой народной музыки казахский народ всегда славился своими кюями.

Что такое кюй? ( казахская инструментальная пьеса)

- Из седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном, сверхъестественном происхождении музыки. Она рассказывает о том, что парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над великой степью казахов-кочевников, опустилась очень низко, поэтому народ, услышавший ее, от природы наделен большим музыкальным даром. А еще в народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». Не случайно, издавна иноземные путешественники удивлялись тому, что большинство «хранителей степи», независимо от того, был ли это ребенок, взрослый человек или старец, мог наиграть мелодию на домбре или кобызе, сочинить или исполнить песню.

1. Музыка всегда была важной и неотъемлемой частью в жизни казахского народа и сопровождала человека с момента его рождения до последнего вздоха.

Богатое музыкальное наследие казахского народа стало основой для развития профессиональной музыки Казахстана в 20 веке. С предпосылками формирования музыки европейского типа мы с вами начали знакомиться в этой четверти, и поэтому следующий тур нашей игры будет посвящен важным датам в истории профессионального искусства Казахстана.

Назовите известных вам кюйши.( Курмангазы )

Назовите знаменитую казахскую домбристку (Д. Нурпеисова)

Сегодня в нашей рублике «Творческие портреты» познакомимся с новыми фактами их жизни великих людей музыки казахского народа.

Композиторы-кюйши 19 века: Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбет, Ыхлас, Дина»

КУРМАНГАЗЫ Сагырбаев - занимает особое место в музыкальной культуре Казахстана. Если вы захотите услышать пульс и дыхание казахской земли, если вы хотите знать, о чем поет вольный ветер бескрайних степных просторов, ощутить радость от стремительного бега летящих коней, если вы хотите понять, в чем сила казахского народа – послушайте кюи Курмангазы. Его кюи "Сарыарка”, "Балбырауын”, "Серпер”, "Адай” ассоциируются у казахов с образом Родины.

ДАУЛЕТКЕРЕЙ Шыгайулы – выходец из султанской среды, был сторонником духовного развития человека, всегда отстаивал свои принципы и убеждения. Он много путешествовал, встречался с представителями искусства, духовенства, изучал быт и жизнь простого народа. Произведения Даулеткерея демонстрируют философию жизни, лирику времени, историю народа. Кюи Даулеткерея – "Акбала кыз”, "Ат калган”, "Байжума”, "Жигер”, "Кудаша” и многие другие вошли в сокровищницу казахской музыкальной культуры.

ТАТТИМБЕТ Казангапулы – кюйши, домбрист, один из основателей школы исполнения кюев в стиле "шертпе”. Таттимбет является автором свыше 40 кюев: "Косбасар”, ”Саржайляу”, "Сары озен”, ”Былкылдак”,"Кара жорга” и др. Кюи Таттимбета отличаются особенной глубиной и преобладанием лирического начала. Произведения Таттимбета, несмотря на ощущение простоты при восприятии, отличаются сложностью исполнения. Таттимбет является ярким представителем традиции "шертпе”, которому характерны философское отношение к жизни и удивительная чувственность.

Ыхлас Дукенулы – выдающийся музыкант и исполнитель. С его именем связано эпоха яркого развития кобызовой музыки. До Ыхласа кобыз использовался только как священное магическое орудие для обрядов бахсы. Благодаря Ыхласу кобызовые кюи превратились в масштабные, развернутые композиции. В историю музыки вошли такие знаменитые кюи Ыхласа как: «Аққу», «Жезкиік», « Қорқыт», « Қоңыр» и многие другие.

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 179.76 Kb
Количество скачиваний: 39
Просмотров: 200

Похожие материалы