Методическая разработка Сергей Прокофьев Фортепианный цикл опус 65 "Детская музыка". Исполнительский анализ пьесы "Утро"

Предмет: Музыка
Категория материала: Конспекты
Автор:

Сергей Прокофьев Фортепианый цикл опус 65 "Детская музыка". Исполнительский анализ пьесы "Утро"

Фортепианные произведения Сергея Прокофьева - одна из наиболее интересных страниц его творчества. Композитор был своеобразным пианистом - виртуозом, он замечательно ощущал инструментальную специфику фортепиано. С огромным мастерством воплощал Прокофьев свои оригинальные художественные замыслы в новаторском фортепианном письме и самобытном пианизме. Прокофьев – создатель фортепианных произведений и Прокофьев - пианист неотделимы друг от друга, и понять эти явления можно только в их неразрывной взаимосвязи.
Фортепианные произведения Прокофьева открыли новую главу не только в русском, но и в мировом фортепианном творчестве. Особенно благотворно у Прокофьева сказалось воздействие симфонической и  театральной музыки на фортепианную. В то же время фортепианный жанр всецело сохранил свою инструментальную специфику.
Композитор внёс освежающий элемент в пианистическую культуру XX века. Свет и радость, юношеский задор и энергия в ранней фортепианной музыке Прокофьева. Во многих фортепианных произведениях Прокофьева плавная и ясная мелодическая линия органически сочетается с далёкими ладовыми "отступлениями", внезапными угловатыми изгибами и скачками на тритон, септиму, нону или расцвечивается чисто русской импровизационной подголосочностью. От жизнеутверждающей настроенности в произведениях Прокофьева ведут свое начало и чёткие структурные грани в изложении материала; в них чувствуется стремление к определённости высказывания, к интонации утверждения. Это одна из важнейших черт музыки Прокофьева, глубоко связанная с элементами классической гармоничности его миросозерцания.

Пьеса "Утро"

Написана в трёхчастной форме с развёрнутой средней частью, где крайние части воспринимаются как вступление и кода. Таким образом, средняя часть является наиболее яркой в динамическом плане. Первый мотив воспринимается как "зерно", основа мелодии. С каждым новым его повторением добавляются другие звуки, символизирую­щие пробуждение новых голосов в природе. Мелодия как бы варьируется на протяжении всей первой части, сопровождаясь различными подголосками.

Первая музыкальная фраза, исполненная содержательно, в соответствующем характеру музыки течении времени, является тем ориентиром, который определяет движение и время пьесы в целом. Трудность заключается в том, что мелодическая фраза, разорван­ная аккордами, не должна потерять своей цельности. Задача исполнителя осмыслить фразу, как "единицу времени" всей пьесы, связать мелодические интонации с аккордами, что обеспечит целостность и непрерывность фразировочного дыхания.

Интонационная сущность мелодии - стремление в первую долю такта. Последний звук мелодии, обозначенный лигой, следует снимать точно во времени подушечкой пальца. На протяжении всей первой части мелодия дублируется в партии левой руки. Сложность для исполнения представляет проведение мелодии в аккордах (такт 2). Здесь следует применить "массу звучания".

Во втором предложении Прокофьев использует столь характерное для него сочетание нескольких элементов ткани. Юный музыкант должен уметь подчеркнуть самостоятельность голо­сов различными тембрами и динамикой звучания. Такая исполнительская задача требует владения целым набором средств пианистической артикуляции.

При исполнении шестнадцатых в партии правой руки не следует очень высоко поднимать пальцы. Движение их должно быть минимальным и одновременно точным, звучание ясным. Подушечки  пальцев необходимо очень хорошо организовывать. Стаккато исполнять точно, одинаковым штрихом. Перенос левой руки следует осуществлять не спеша, плавно, погру­жаясь в инструмент, что обозначено штрихом tenuto (сверху).

Мелодия средней части звучит вначале в нижнем, а затем в верхнем регистре. В левой руке звучит очень густая, насыщенная мелодия, исполняемая сочным виолончельным тембром. Чтобы не было лиш­них движений руки, необходимо слушать четвертные ноты с точками, кото­рые встречаются в каждом такте. Таким образом, у ученика воспитывается навык горизонтального слышания. При исполнении мелодии не следует слишком акцентировать третью долю, на которую приходится четвертная с точкой. Всё это создает определённое "торможение" и не выявляет в должной степени характерные черты определённого образа.

При переходе мелодии в партию правой руки характер её меняется. Звучат торжественные, величавые аккорды, рисующие картину восходящего солнца. При исполнении мелодии следует обратить внимание на все указан­ные лиги. Соблюдая их, можно чётко и ясно выстроить фразировку. Звуки в аккордах следует брать "сверху", "погружаясь" в инструмент. Особое внимание следует обратить на верхние звуки, где имеется мелодия. Легато связывать пальцами, очень плавно, плотным, красивым звуком. Ремарка cantabile указывает на нежный и певучий характер музыки. Достигая кульминации mf , музыка постепенно успокаивается, замирает.

На протяжении всей средней части сопровождением является мерное движение восьмыми длительностями, которое, контрастируя с мелодией, сначала звучит в верхнем голосе прозрачно и легко, а затем, перемещаясь в партию левой руки, приобретает более насыщенную окраску.

Известную трудность представляет ритмическая сторона исполнения. Необходимо обратить внимание ученика на этот ритмический пульс, придающий музыке столь характерную для Прокофьева строгую метроритмическую организацию. Надо специально работать над достижением плавности и непрерывности звучания сопровождения. Полезно его вычленять, а также играть вместе с мелодией, сосредотачивая внимание на линии  восьмых.

Заключительная  часть воспринимается как кода, основанная на мате­риале первой части. Последние аккорды звучат спокойно и умиротворённо.

Важнейшую роль в осуществлении всех красочных эффектов играет педаль. В начале пьесы её следует использовать для придания большей певучести и красочности мелодии. Менять педаль надо часто, чтобы не затемнить прозрачной фактуры. В средней части функции педали в основ­ном гармонические и колористические. Её следует брать на первую и третью долю, чаще всего запаздывающую. В третьей фразе необходимо найти новую краску, звучность. Здесь можно воспользоваться левой педалью. Использование правильной аппликатуры помогает осуществлять разнообразные художественные задачи и способствует преодолению многих пианистических трудностей, особенно в местах, требующих достижения максимальной связности при помощи пальцевого legato.

 

При повторении звуков, особенно когда они должны прозвучать с одинаковой силой, обычно целесообразнее, наоборот, применять одинаковые пальцы. В данной пьесе встречается более сложный вид аппликатуры, использующийся для достижения  legato -перекладывание пальцев: 4-го через 5-й, 3-го через 4-й и т.д. Здесь важно обратить внимание на гибкость запястья, которое должно пластично подво­дить пальцы к нужным клавишам. Большое значение для выработки этого приёма имеет также воспитание нужного ощущения в кончиках пальцев: ни один палец не должен покидать своей клавиши, пока другой не возьмёт следующую. Само собой разумеется, что успешное выполнение стоящей задачи требует неустанного слухового контроля.

 

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 19.5 Kb
Количество скачиваний: 7
Просмотров: 124

Похожие материалы