Методическая разработка урока музейного кружка тему " Из истории музеев России с момента их зарождения до начала XXI в. ".
Предмет: | Музыка |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Прохорова Оксана Алексеевна
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Саваслейская средняя общеобразовательная школа.
Методическая разработка урока музейного кружка
тему "Из истории музеев России с момента их зарождения до начала XXI в. ".
урок "Зарождение первых музеев в России. Кунсткамера.".
составитель : учитель истории и обществознания
Прохорова О.А.
с.Саваслейка
2014г.
Хранятся в музеях секреты и тайны,
Открытия, сотни находок случайных,
Куски манускриптов, старинные латы,
Керамика, передовая когда-то,
Полотна и книги, скелеты и карты
И даже, представьте, рецепты лекарства,
Браслеты и серьги, мечи и короны,
Жуки, саркофаги, костюмы, колонны...
Цель урока: познакомить учащихся с образованием первых Российских музеев, в частности, с такими как Кунсткамера и Оружейная палата.
Задания на уроке: записать основные даты организации и деятельности музеев.
Беседа.
Слово учителя.
Музей (от греч. museion – храм муз) – учреждение, занимающееся комплектованием, хранением и изучением предметов, представляющих историческую, культурную и научную ценность – произведений искусства, письменных источников, рукописных и печатных материалов и предметов, отражающих профиль коллекции и экспозиции музеев.
Во всем мире организацией музеев занимаются профессионалы-музееведы, опираясь на разработки и рекомендации специальной научной дисциплины – музеелогии или музееведения. Теория и методика музейного дела исследует происхождение музеев, их общественные функции, вопросы комплектования, научного документирования и т.д. Специалистов интересует как подбор и правильное хранение коллекции, так и то, как с максимальным эффектом раскрыть в предлагаемой экспозиции заложенные в музейной коллекции познавательные возможности и духовные ценности. Воздействие музеев на посетителей, эстетически, психологически и исторически грамотное создание экспозиций и выставок, научное просвещение, популяризация знаний из разного рода областей общественной и политической жизни – только небольшая часть вопросов, которыми занимается музееведение.
Уровень и постановка музейного дела в стране свидетельствует об общем культурном уровне народа, о том, как относятся граждане страны к своему прошлому, какими достижениями своей культуры дорожат и гордятся. Специалистов-музееведов готовят на исторических факультетах, в научных центрах и на специальных кафедрах. Во многих странах при министерствах и департаментах культуры действуют комитеты и отделы, ведающие сохранностью памятников культуры и развитием музейного дела.
Импульс к развитию музейного дела появляется с первым опытом в коллекционировании – когда предметы – подлинники, взятые из природы и естественной жизни, сохраняются не для утилитарных хозяйственных целей или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства или как ценности эстетические.
1 учебная ситуация. Давайте мы с вами вспомним историю Древнего мира.
Что в истории стран Древнего мира мы можем охарактеризовать как первые музеи?
с помощью учителя отвечают: Таковы были первые музеи – хранилища Кносского дворца в Микенах на Крите (16 в. до н.э.), коллекции Дворца ванов и Архив иньских оракулов (Китай, 13–12 вв. до н.э.), библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н.э.) и др.
Слово учителя Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками, из рода в род накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верности. В Акрополе в Афинах, в Дельфийском храме, в Олимпии, в Киренах количество статуй, ваз, тканей, ювелирных изделий выросло настолько, что они уже не помещались в храмах и для их хранения строились дополнительные помещения, которые впоследствии и стали называться музеями.
2 учебная ситуация. Как вы думаете, а в России когда появились первые упоминания о музеях.
с помощью учителя отвечают: В России первые упоминания о хранилищах музейного типа относятся к 12–17 вв. В соборах и монастырях Владимира, Киева, Новгорода хранились исторические и художественные ценности в основном религиозного характера.
В дореволюционной России понятия особо ценных музейных объектов (ОЦМО) не существовало. В процессе осознания культурной ценности предметов, принадлежности их к культурному наследию можно выделить несколько исторических этапов. Одиниз них связан с выделением особой ценности произведений искусства и исторических реликвий по религиозно-мистическим основаниям и помещением их в церкви, соборы, монастыри и их ризницы. Другими основаниями выделения предметов служили их материальная ценность, принадлежность к княжескому, затем царскому обиходу. Княжеские сокровищницы существовали в Киеве, Суздале, Владимире, Новгороде, Твери, Пскове. В XIV-XV вв. главной сокровищницей становится Московский Кремль. Основу ее составили символы власти: шапка Мономаха, держава, скипетр, дорогое оружие, подарки и пр. Собранные вещи должны были ошеломлять подданных и заграничных послов. Осмотр этих вещей вошел в ритуал московского двора. Для сокровищницы были построены специальные помещения, предусматривалась эвакуация наиболее ценных предметов. Так, в 1572 г., во время татарского набега, вещи были вывезены в Новгород на 450 санях. В 1605-1612 гг. Московский Кремль и его сокровищница были разграблены поляками, но позднее восстановлены Романовыми.
В 15–17 вв. в Москве начали формироваться наиболее крупные национальные хранилища Оружейной палаты и Патриаршей ризницы. В 16–17 вв. появляются первые крупные частные коллекции, принадлежавшие Ивану IV, Борису Годунову, князьям Милославскому, Матвееву, Голицыну.
Первое упоминание об Оружейной палате относится к 1508, но уже в духовной грамоте Ивана Калиты от 1339 перечислялись ценности, положившие начало великокняжеской коллекции: украшения, посуда из драгоценных металлов, церковные сосуды, одежда, дорогое оружие. В дальнейшем сокровищница московских правителей в основном формировалась за счет роскошных иноземных даров и шедевров мастеров московского двора – ювелиров, оружейников и пр. В 1610–1612 кремлевская сокровищница была полностью разорена, но уже во второй половине 17 в. кремлевские мастерские переживают пору расцвета. В это время и были созданы произведения, ставшие украшением Оружейной палаты.
После революции 1917 музею было передано множество произведений из частных коллекций, монастырей, храмов и из Патриаршей ризницы Московского Кремля. Во время Великой Отечественной войны коллекции Оружейной палаты были вывезены на Урал, где хранились до февраля 1945, летом 1945 они предстали перед посетителями.
В 1714 году был открыт первый русский музей редкостей и диковин - Кунсткамера. Для него в 1719–1734 был специально построен комплекс зданий – архитектор Маттерови. Петр издал несколько указов с призывом к населению доставлять “Каменья необыкновенные, кости человеческия и скотския, рыбьи или птичьи…, старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье, посуду и прочее”. Присылавших диковины для царева музея, поощряли солидным денежным вознаграждением. Основу коллекции нового музея составили коллекции Петра I – оружие разных времен и народов, различные редкости – картины, гравюры, предметы, найденные кладоискателями, а также станки, приборы, инструменты в духе 15 в. Хранились здесь и первые естественнонаучные коллекции, в том числе коллекция заспиртованных уродцев, из-за которой музей пользовался в народе дурной славой.
В Петербурге на Васильевском острове для музея выстроили отдельное здание, которое сохранилось до наших дней.
фото 1. Кунсткамера. Музей Петра1 в С-Петербурге.
Взгляните на фото. Здание венчает высокая башня, где когда-то размещалась одна из первых обсерваторий.
3 учебная ситуация Давайте вместе попробуем определить стиль, в котором построена Кунсткамера.
с помощью учителя отвечают: Всё здание музея Кунсткамеры было сконструировано, а затем и построено в распространенном и популярном на тот день стиле петровского барокко.
Позднее Кунсткамера переходит в ведение Академии наук и становится крупным научным учреждением, не прекращая своей просветительской деятельности.
Итог урока: «Народ без истории, что трава на ветру: куда дует, туда и клонится»гласит народная мудрость. А еще говорят: «если нет у народа (народности) истории, то и народа нет». У русского народа могучие исторические корни. Задача новых поколений - бережно сохранять историю своего народа и преумножать его исторические заслуги.Каждая семья бережно хранит историю своего рода, семейные реликвии и традиции. Даже попытки создать новое национальное сообщество «советский народ» не смогли (или не успели) растерять исторические основы земли русской. Наша планета подвержена природным катаклизмам. Сообщество людей на планете подвержены политическим и социальным катаклизмам. Но святой долг любого народа - сохранить свою историю. Поэтому развитие музейного дела - дело очень важное и дело государственное. Нам же - простым гражданам необходимо бережно относиться к своей истории и помогать музеям в подборе наиболее интересных экспонатов, элементов быта, творчества, ремесел, чтобы каждый исторический период был представлен как можно разнообразнее, детальнее и интереснее.
Использованная литература:
1.Петрова М.А. Художественное и религиозное восприятие культового искусства. Автореферат дис. ... канд. Философ. наук, Л., 1985
2.Колосницын В.И. К определению природы «религиозного искусства» - в сб. «Социальные функции искусства и религии», Свердловск, 1976, с.32
3.Государственный Русский музей: Путеводитель. СПб., 1997.
4.100 лет Русского музея в фотографиях, 1898-1998. СПб., 1998. Ю. Н. Кружнов.
5.А.А.Сундиева, Е.А.Воронцова, М.Е.Каулен, Г.А.Кузина, А.Н.Дьячков,
«Музеи - особо ценные объекты культурного наследия.» М.2000.
интернет-ресурсы:
http://www.prof.museum.ru/mat/docl28.htm
http://www.prof.museum.ru/mat/docl27.htm
http://www.rusmuseum.ru/index.html
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 33.12 Kb |
Количество скачиваний: | 5 |