Мой дом - моя крепость

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:



Слово «дом» было у европейцев в ходу с незапамятных времен. Исконный смысл этого корня неясен; полагают, что это сделанное самим человеком жилье, в отличие, например, от норы или пещеры, в каких он прежде скрывался. Поскольку дом – жилье вообще, всякое жилье, то слово дом и стало родовым обозначением жилья, а также всего, что в нем находится. В русском языке существует множество видовых понятий для обозначения жилья, например: хоромы, палаты, дворцы и т.п. Однако наиболее важным в этом ряду является именно слово дом, поскольку оно имеет значение не только жилья, но и обозначает жителей дома (весь дом вышел на улицу), ведение домашнего хозяйства («Домострой») и т.д.

Дом защищал человека не только от непогоды, но и от врагов. Английская пословица гласит: «Мой дом – моя крепость». Этой английской пословице близка русская пословица: «Дома стены помогают».

Толчком к написанию этой работы послужило то, что однажды на берегу реки Лисридон я увидел хорошо сохранившуюся башню. Меня очень заинтересовало ее назначение. Мне объяснили, что она принадлежала роду Дарчиевых, представители которого являлись одними из основателей селения Лисри. Это была родовая-боевая башня, защищавшая род Дарчиевых, если он подвергался нападению со стороны недругов. Мне захотелось познакомиться глубже древней архитектурой своего родного края.

Поэтому в качестве предмета исследования было выбрано изучения и устройства башенных сооружений Северной Осетии.

Целью исследования является изучение архитектуры башенных сооружений Северной Осетии.

Гипотеза исследования состоит в том, что башенная архитектура Северной Осетии отражает культуру строительства осетин, их представления о пространстве, передает своеобразное выражение представлений народа о характере горцев.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи: 1) исследовать структуру и назначение башенных сооружений Северной Осетии; 2) выявить отражение в архитектуре башен древнейших обычаев и традиций горцев-осетин; 3) проследить судьбу анализируемых архитектурных сооружений в процессе общественного развития.

Теоретическую основу исследования составили концепции известных специалистов в области древней архитектуры и мифологии (А.К. Байбурин, К. Леви-Стросс, А.Ф. Лосев, Е.В. Антонов, Л.А. Чибиров, Л.П. Семенов и др.).

В основу исследования была положена описательная методика, нацеленная на описание архитектурных феноменов.

К настоящему времени накопилось много исследований, в которых предметом изучения являются башни Северного Кавказа. Интерес к этим замечательным сооружениям проявляли интерес ученые различных специальностей: историки, этнографы, археологи, архитекторы, искусствоведы, культурологи. Накопленный фактический материал об архитектуре и истории башенных сооружений позволяет осознать действительное значение данного явления в мировой культуре. Достаточно указать на работы таких ученых, как А.Ф. Гольденштейн, Г.Я. Мовчан, В.Х. Тменов, В.Ф. Миллер, П.П. Закарая, В.И. Марковин, В.А. Кузнецов, Н.Ф. Такоева и др. В работах этих ученых подробно исследуется домостроительное творчество на Северном Кавказе, раскрыта роль обычаев и ритуалов, регулирующих и контролирующих механизмы пространственного этноповедения, определяется значимость символизации жилого пространства. Вместе с тем некоторые особенности башенных сооружений до настоящего времени не представляются до конца исследованными, что подкрепляет актуальность нашей работы.

Проведенные наблюдения над древней архитектурой осетин показало, что архитектурные сооружения несут для нас подобно письменным текстам ценную информацию о культуре наших предков. Исследование назначения и структуры архитектурных сооружений в Осетии позволяет проникнуть в обычаи, традиции и верования осетинского этноса, определить отношения между мужем и женой, между мужчиной и женщиной, детьми и родителями, младшими и старшими.

Характерной чертой жилища осетин был очаг, обычно находящийся в центре дома. Он олицетворял огонь, а огонь олицетворял солнце. Очаг не должен гаснуть, так как его затухание считалось большим несчастьем. Свято чтилась у осетин надочажная цепь. Дом, в котором не висела надочажная цепь, считался пустым и необжитым. В традиционном жилище осетин важен также столб, который не только подпирал крышу, но и был опорой всего родового жилища. Столб стоял посреди жилища. С ним были связаны многочисленные обряды, поверья и обычаи осетин.

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 44.7 Kb
Количество скачиваний: 10
Просмотров: 76

Похожие материалы