«Некоторые элементы методики обучения незрячих и слабовидящих детей игре на баяне на начальном этапе обучения»
Предмет: | Начальные классы |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Шредер Георгий Давыдович
|
Человек, лишенный, или почти лишенный одного из своих органов восприятия, вынужден сталкиваться с необходимостью восполнить этот недостаток посредством усиленного развития других органов. Этого требует человеческая природа, стремясь к наиболее целостному контакту с окружающим его миром. Так, недостающему органу зрения неизменно спешат два других – слух и осязание. Разумеется, их активная работа не в состоянии подменить собой зрение, поэтому они всякий раз вынуждены обращаться к поддержке аналитической деятельности ума.
Не один вид инвалидности так не влияет на психику человека как потеря зрения. Преодолеть ее не всегда и не каждому удается. Основной задачей коррекционно-образовательных учреждений является психолого-педагогическая реабилитация детей с нарушением зрения. Одним из важнейших аспектов решений данной проблемы заключается в развитии творческих способностей детей. Несомненно, одним из факторов в решении этих задач является у незрячих детей занятие музыкой.
Общие принципы в обучении игре на баяне одинаковы как для зрячих, так и для незрячих детей. Работа с незрячими и слабовидящими детьми позволяет педагогу корректировать учебный процесс с учетом различных особенностей нарушения зрения, а также сопутствующих заболеваний. Для того, чтобы приобщить ребенка к музыкальному искусству, необходимо, воспитать любовь к музыке. Следовательно, воспитание эмоциональной отзывчивости является одной из первоочередных задач кружка, которая должна превратить обучение детей в любимое ими занятие, и дать всем стимул для овладения сложными процессами игры на музыкальном инструменте.
Начало обучения игре на баяне - самый ответственный этап в процессе становления музыканта. В это время закладывается фундамент его музыкального развития и исполнительских навыков. На начальном этапе обучения преобладающей формой занятий является дидактическая игра.
При первом знакомстве ученика с инструментом выясняется – что у многих детей слабо развита мелкая моторика. Уже с первых занятий, начинаем работать над развитием независимости пальцев, используя различные упражнения.
Ученик исполняет на баяне упражнения по вертикальным и горизонтальным рядам различными вариантами.
Для развития навыков ориентации на клавиатуре, полезна игра, заключающаяся в перемещении воображаемого кузнечика по ступеням гаммы до-мажор.
Ученик показывает на баяне, называя каждую ноту.
Развитие музыкального слуха у незрячих детей является первоочередной задачей, так как на первый план, в процессе воспроизведения музыки, у него выходит слух, а не зрение. Для этого эффективна игра «А ну-ка угадай». Преподаватель извлекает звук, в определенном диапазоне, а ученик должен его найти на своем баяне и назвать.
Демонстрация игры, используя ноты – до, фа, ля, соль, ми, до.
Чтоб не пропал интерес к занятиям на баяне, через две, три недели начинаем разучивать простые мелодии.
Ученик исполняет пьесы: «Вальс на двух нотах», «Василек», «Как под горкой, под горой», «Частушка».
Достаточно интересна и полезна игра на внимание «Не зевай». Пьеса делится на равные части и устанавливается очередность исполнения между учениками или педагогом и учеником и исполняется по очереди.
Демонстрация игры на примере пьес: Кабалевский. «Маленькая полька», Шаинский. «Песенка о кузнечике».
Все эти упражнения и игры способствуют развитию звуковысотного слуха, внимания, музыкальной памяти, чувства ритма.
Параллельно изучаем музыкальную грамоту – название и длительность нот, паузы, знаки альтерации, октавы.
Освоение инструмента будет не полным без знания нотной системы Брайля, которая существует в виде рельефно точечного шрифта. Эта система, к сожалению не совершенна. Написание нотного текста в одну строчку, различные объединители и тактоделители, все это усложняет разбор произведения, да и самого восприятия музыки. Моя практика, работы а с незрячими детьми показывает, что они лучше запоминают нотную систему по Брайлю на основе разученных пьес. Ученики уже знают название и длительность нот, какими пальцами надо их играть, после этого я показываю, как записывается эта пьеса по системе Брайля. Для лучшего запоминания нотных знаков можно использовать игровой момент. В рельефно-точечном шрифте буквы, цифры, ноты обозначаются одинаковыми знаками. Такое сходство можно использовать в словах, шарадах, загадках, например: из каких нот состоит слово нож? – буква н - это нота до половинная, буква о – ре половинная, ж – си восьмая. Такие параллели можно провести и с математическими знаками.
Демонстрация наглядного материала.
Знание нотной системы Брайля позволяет в полной мере познакомиться с любым произведением мировой музыкальной классики. Некоторые учащиеся, в виду своих психо-физических возможностей, не могут освоить нотную систему по Брайлю. С такими учениками разучивание пьес ведется по слуху. В помощь родителям мною была составлена краткая нотная грамота, где нотные обозначения по системе Брайля напечатаны в плоскопечатном шрифте. Это пособие будет полезно и для преподавателей инклюзивного обучения.
Демонстрация пособия.
У большинства учеников присутствует эстрадное волнение, так как они и в жизни зажаты. Преодолеть это волнение помогает такая форма групповых занятий – как классные концерты. Участие в школьных мероприятиях, выступление перед родителями. Учащиеся кружка принимают участие в городских и региональных конкурсах и фестивалях, где занимают призовые места. Наиболее способные учащиеся продолжают обучение в Курском музыкальном колледже-интернате для слепых. В данный момент выпускник школы Дима Гарасимов учится в Абаканском Музыкальном колледже и считается одним из лучших учеников.
Таким образом, индивидуальная форма обучения в классе баяна охватывает наиболее важные аспекты жизни. Благодаря музыке, незрячий ребенок активно познает мир. Результатом этого становится высокая степень интеграции, повышение коммуникабельности и мобильности. Слепой ребенок, даже никогда не видевший мир, благодаря музыке достигает адекватного представления о нем. Подражательные элементы и эффекты в музыке дают незрячему такую информацию, с помощью которой он составляет самые разнообразные представления.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 42.5 Kb |
Количество скачиваний: | 26 |