«ОПЫТ ДЕЛОВЫХ ИГР С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ».
Предмет: | История |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
СТАМБУЛОВ МУСА АЛИМСУЛТАНОВИЧ
|
Анализируя опыт своей работы с учащимися, я пришёл к выводу: методика учебной работы по-прежнему нацелена на получение знаний, ограничивает возможности и способности ребят проявить свою индивидуальность, «пережить» прошлое как личностно-значимый процесс.
Одно из решений проблемы я вижу в применении целостности системы деловых игр по истории, которые повышают мотивацию учеников, развивают их способности и явлений, готовят к самостоятельному выбору мировоззренческой позиции, обучают содержательному и эффективному взаимодействию. В своей работе я использую различные виды деловых игр.
Игра - анализ конкретной исторической ситуации предполагает деятельный анализ сложившегося в тот или иной момент положения. Учащихся объединяет общая цель – выработать определенное решение из совокупности возможных вариантов, управляемое учителем эмоциональное напряжение, которое поддерживается элементом соревновательности и многоаспектным оцениваем результатов.
На уроке «Исторические пути развития Российской империи в начале 20 века» четырем группам учащихся (не более чем по семь человек каждая) был предложен вопрос: Какие (какой) из представленных путей развития России в начале 20 века вы как эксперты предложили бы Николаю 2, стремящемуся к тому, чтобы Россия оставалась сильной державой:
- либеральные реформы в направлении к конституционной монархии;
- консервативные реформы в целях укрепления основ абсолютизма;
- радикальные преобразования, установление республиканского строя;
- маленькая победоносная война или введение военного положения:
- иные варианты?
Учащиеся пришли к выводу, что логика мирового развития подсказывала Николаю 2 развитие по либеральному пути. Однако умонастроения императора, сила самодержавных традиций и слабость социальной базы ограничивали возможности быстрых преобразований. Требовались длительное время и фундаментальная подготовка, нужно было учитывать как консервативные настроения, так и революционное давление снизу. Мог ли российский царь балансировать между различными социально- политическими силами?
Игра-анализ исторических инцидентов отличается от предыдущей тем, что ее целью является не столько поиск необходимой информации. Учитель сознательно предлагает недостаточную для анализа совокупность данных и просит восполнить пробелы, воспользовавшись рекомендованной литературой.
Групповая работа (три рабочих группы и одна группа аналитиков) на уроке «Сравнительная характеристика программ основных политических партий в России в событиях 1905-1907г.г.» организуется путем постановки вопросов:
- на какие социальные силы опираются данные политические партии, что может привлечь на их сторону дополнительную поддержку и что приведет к потере этой поддержки;
- какие партии могут сотрудничать друг с другом, на каких условиях, что мешает их возможному союзу;
- какие партии можно привлечь на сторону власти, какими способами;
- с какими партиями власти необходимо вести борьбу, какими методами?
Группа аналитиков на основе материалов рабочих групп готовит рейтинг партий по ступени угрозы, которую они представляют для самодержавия. Как правило, рейтинг выглядит следующим образом: эсеры, большевики, анархисты, кадеты, октябристы, черносотенцы.
Игра - мозговой штурм основана на предположении американского ученого А. Осборна о том, что оригинальность творческого решения тормозит критичность мышления и подавляет синдром боязни выглядеть глупым. Не допускается никакой критики высказанных идей, идеи высказываются короткими предложениями без обоснования, предпочтение отдается всем оригинальным идеям, в том числе шутливым, фантастическим и так называемым инсайтам (внезапным озарениям). «Мозговому штурму» обязательно предшествует этап погружения, когда учащиеся в течение одной минуты высказывают предложения по вопросам, никак не связанным с обсуждаемым материалом (например, для чего можно использовать пенал?).
Интересный результат дает этот прием при проведении фрагмента урока «Первая российская революция: весна-лето 1905г.» Школьникам предлагается задание: В июле 1905 г. Вы приглашены в Петергоф на совещание к монарху как аналитики. Вы должны выработать конструктивные решения, которых в окружении монарха явно недостает. Учащиеся высказывают самые неожиданные рекомендации. В итоге вырабатывается комплекс мер: публично покаяться за «кровавое воскресенье», создать проправительственные партии, попытаться завоевать поддержку крестьянства, включить его в политическую жизнь, укрепить земства, распространить их на всю территорию России, провести политическую и религиозную амнистию.
Игра - синтетика (греч. совмещение разнородных элементов) является развитием методики «мозгового штурма». Игра начинается с формулировки проблемы и дискуссии, направленной на выявление и отказ от очевидных решений. На втором этапе по группам идет поиск прямых, личных, символических и фантастических аналогий, обсуждаются трудности и противоречия, мешающие решить проблему. На третьем этапе организуется защита идей. Между командами распределяются роли: новаторы (представляют и обосновывают новые идеи); оптимисты (показывают конструктивные стороны идей); пессимисты (выявляют слабости идей); реалисты (доказывают возможность реализации идей); эксперты (проводят экспертизу деятельности участников игры). Игра требует 6-8 часов.
На форме синтетики был проведен урок «Национальная идея для России в начале 20 века». Были сформулированы лозунги: «Через конституцию – к республике», «В великой России – великий гражданин», «Федерация – наша будущее», «Богатство России – народ, богатство народа – Россия». Лучшим ребята признали лозунг «В великой России – великий гражданин», так как он обеспечивает строгую иерархию целей: уравнение сословий и национальностей в гражданских правах; укрепление земств (ближняя цель); создание среднего класса (цель среднего уровня); провозглашение конституционной монархии (дальняя цель). Кроме того, данная идея понятна, в ней отсутствуют негативные ассоциации для всех сословий страны.
Игра - информационный лабиринт предполагает работу учащихся с набором документов.
Так, на уроке «Россия в первой мировой войне» ребятам были предложены материалы из журнала «Летопись войны 1914 года» и задания:
1) выделите основные события, описанные в журнале;
2) охарактеризуйте психологический фон статей;
3 отметьте наиболее яркие материалы;
4) сделайте выводы.
Игра - разыгрывание исторических ролей связана с инсценировкой конкретных ситуаций (например, заседание Государственной думы).
В заключение, о проблемах. Первая связана с отбором объекта игрового моделирования. Принципы таковы:
- неординарность исторической ситуации, требующей нетрадиционного решения, или недостаток информации, нуждающейся в расширении и уточнении;
- высокий образовательный и развивающий потенциал проблемы;
-возможность «оживить» историческую ситуацию силами учащихся;
-неоднозначность оценок события или личности;
-актуальность с точки зрения современных условий.
Вторая проблема состоит в объективном оценивании деятельности учащихся, Критерии следующие:
- уровень аргументации и логичности изложения
- подкрепление устного ответа письменным резюме;
- создание группы аналитиков, вырабатывающих принципы оценки работы учащихся;
- взаимное оценивание учащихся.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 41 Kb |
Количество скачиваний: | 5 |