Опытно-экспериментальная работа по развитию духовно-нравственных качеств личности детей
Предмет: | Начальные классы |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Жиркова Лариса Платоновна
|
Опытно-экспериментальная работа
по развитию духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста посредством ОЛОНХО в МДОУ «Чуораанчык» с.Кюсюр Булунского улуса
Диагностика начального уровня развития
духовно-нравственных качеств личности детей
Диагностика начального уровня развития духовно-нравственного потенциала детей начинается с констатирующего эксперимента.
Цель: выявление уровня развития духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Разработать критерии уровней развития духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
Разработать методику выявления базовых уровней развития духовно-нравственных качеств личности детей.
Провести обследование детей и по итогам количественно – качественного анализа составить выводы по констатирующему
эксперименту.
Педагогический эксперимент проводился на базе МДОУ «Чуораанчык» с. Кюсюр Булунского улуса. Всего в эксперименте участвовали 30 детей, в том числе, группа с якутским языком обучения - 15, с русским языком обучения - 15.
В констатирующем эксперименте мы установили следующие критерии сформированности основ духовно-нравственного развития детей:
Высокий уровень: ребенок имеет содержательное представление об олонхо и олонхосуте; устанавливает собственную связь
с положительными героями олонхо, этнокультурными ценностями родного народа и края; самостоятельно ориентируется и определяет
значимость духовно-нравственных ценностей и предпочитает их с позиции важности ценностного отношения; у него наблюдается
позитивное ценностное отношение к своим сверстникам.
Средний уровень: ребёнок имеет представление об олонхо и олонхосуте, но собственную связь с положительными героями олонхо
и этнокультурными ценностями родного народа и края устанавливает часто при помощи взрослых; при поддержке и помощи педагога
определяет значимость духовно-нравственных ценностей; ребенок предпочитает ценности с позиции важности ценностного отношения,
установленного в семье; позитивное ценностное отношение к своим сверстникам неустойчив.
Низкий уровень: ребёнок имеет поверхностное представление об олонхо и олонхосуте, устанавливает собственную связь
с положительными героями олонхо только при обучающей помощи педагога, а связь с этнокультурными ценностями родного народа и края
не устанавливает; у ребенка не наблюдается позитивное ценностное отношение к своим сверстникам.
На констатирующем и формирующем этапах эксперимента провели ряд исследований по следующим методикам:
Методика «Рассказ по картинке» М.Е. Каневской.
Методика М. Рокич «Ценностные ориентации».
Методика Т.А. Репиной «Секрет»
Наблюдение и беседа.
Адаптация методики «Рассказ по картинке» М.Е. Каневской с учетом специфических условия воспитания детей.
Цель: выявление уровня развития духовно-нравственной воспитанности детей.
Исходный материал: две картины, в которых изображены психологические ситуации.
Инструкция: «Сейчас я покажу картинку и задам несколько вопросов, на которые ты должен дать ответ».
Вопросы:
1. Перед тобой картинки, как ты думаешь, что нарисовано на картинках?
2. Что делают персонажи?
3. Чью позицию вы поддерживаете? Почему? Кем бы ты был?
4. А что сделал бы на их месте?
5. А как бы ты поступал, чтобы не случилось такое у тебя, у близких твоих?
6. А как бы поступали у нас, у эвенков, эвенов в этом случае?
7. Какие традиции вы знаете у эвенков, саха и у эвенов о дружбе, уважении?
8. Чему учат в таких случаях ваши близкие? Такие случаи встречаются в вашей жизни? В наших северных условиях такой поступок
осуждался бы? Почему?
9. Какие выводы вы бы сделали? Почему?
Обработка результатов:
Результаты методики «Рассказ по картинке» М.Е. Каневской.
Как сказано выше, экспериментатор показывает две разные картинки, где по описания изображенной ситуации детьми можно определить
уровень духовно-нравственной воспитанности. В первой картине изображена бабушка с внуком. Лица персонажей и мимика лица не
изображены. Дети самостоятельно должны домыслить, прочувствовать ситуацию, распознать поведение по «походке» персонажей.
Во втором рисунке мы четко разглядываем мимику героев. Видно, что темноволосый мальчик держит руки в кулаки и его лицо напряжено
от злости, а светловолосый мальчик испугался, но уверенно держится, он защищает девочку.
Результаты по первой картинке:
Дети (из первой группы – 33,3%, из второй группы – 46,7%) в основном заметили, что бабушка чем-то не довольна, а внук в чем-то
провинился. При этом никто из них не связал эмоциональное переживание одного героя с другим персонажем. Бабушка сама по себе
недовольная чем-то своим, а внук провинился и бабушка про это не знает. 53,3% детей из первой группы и 40% из второй группы
распознали в жизненной ситуации отрицательную сторону. Многие из них говорили, что внук не слушается своей бабушки, она его зовет,
а он капризничает и не хочет идти с нею, или выполнить ее просьбу. Остальные испытуемые ничего плохого не заметили. Это говорит о
том, что у них слабо развито внимание, наблюдательность. Они не умеют распознавать отрицательные ситуации и имеют низкий уровень
духовно-нравственной воспитанности.
На последние вопросы о связи с ментальными качествами и особенностями жизни на Севере дети затруднялись обосновать и
абстрагироваться от ситуации. Это говорит о том, что дети ещё недостаточно осознают духовно-нравственную суть отрицательных,
негативных поступков.
Дети сумели распознать отрицательную ситуацию и сканировать по отношению к себе, признать вину. Соответственно, что дети не смогли
распознать ничего отрицательного, они, наоборот, в картине увидели только положительное это показывает, что дети в основном
распознают, но не сканируют по отношению к себе. Для них виноват тот, кто изображен, но он такое никогда не сделает.
Большинство детей из первой группы с якутским языком обучения смогли распознать и отсканировать поступок мальчика по отношению
к себе и признать ошибку, но в отношении осуждения поступков с позиции ментальных качеств и условий жизни народа наСевера дети не
дали существенного ответа. Во второй группе с русским языком обучения большинство детей смогли лишь распознать поступок
мальчиков, но выводы о негативных качествах личности, не говоря о связи с ментальными качествами личности и условий жизни на
Севере, не смогли установить, что показывает низкий уровень духовно-нравственной воспитанности.
Результат по второй картинке:
В основном все распознали отрицательную ситуацию. Но дошкольники (40% из первой группы и 53,3% из второй группы) увидели то, что
дано, но себя поставить на место героев и объяснить причины случившего не дали. Также (53,3% из первой группы и 26,7% из второй группы) все смогли распознать отрицательную ситуацию и дать объяснение случившему и ответить на вопрос «Как бы они поступили на месте героев?». Остальные не справились с заданием, они даже не увидели отрицательную ситуацию, не смогли объяснить причины и описать изображенное на картинке.
Дети из первой группы с якутским языком обучения справились лучше, только 6,7% испытуемых не смогли выполнить задание, во второй группе с русским языком обучения картина иная: понявшим задание и правильно выполнившим всего 27%, а 53,3% испытуемых не справились с заданиями.
2. Методика М. Рокич «Ценностные ориентации»
Цель: Выявлений ценностных предпочтений детей.
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни", в том числе северных народностей.
Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
- терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
- инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
Общие:
Богатая, материально – обеспеченная жизнь;
Наличие хороших и верных друзей;
Наличие здоровья;
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках).
Наличие много денег;
Любимая работа;
Уважение других людей и их признание;
Счастье других людей;
Развлечение (необременительное время провождение);
Частные:
Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи);
Образованность;
Терпимость к другим;
Честность (правдивость);
Чуткость (заботливость);
Коммуникабельность (умение общаться);
Непримиримость к недостаткам других;
Твердая воля (не отступать перед трудностями);
Воспитанность (хорошие манеры);
Жизнерадостность (чувство юмора);
Ответственность (умение держать слово, чувства долга);
Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Анализируя ценности, мы определили индивидуальную закономерность предпочтения ребенком тех или иных ценностей.
Обработка результатов:
Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.
Критерии оценивания таковы:
Высокий – 21-30 б.
Средний – 15-21 б.
Низкий – ниже 15 б.
Как видно, из рисунка 1 большинство детей имеет средний уровень развития ценностных ориентаций (60%). И по 20% из всего состава детей на низком и высоком уровнях.
Из ответов детей видно, что для них чужды по возрасту такие ценности как «Любимая работа», «Уважение других людей и их признание». В первую очередь практически выбрали ценность «Богатая, материально – обеспеченная жизнь», потом идет «Наличие много денег». При выборе частных ответы меняются. Например, Б. Лена (як.гр.) на первое место поставила ценность «Коммуникабельность (умение общаться)». Лена занимается вот уже второй год у логопеда. И поэтому для нее умение говорить занимает первое место. Р. Влад на первое место поставил «Воспитанность (хорошие манеры)», свой выбор он объясняет «Воспитанный человек не имеет врагов, у него только друзья». С. Эдик выбрал «Честность (правдивость)», аргументирует Эдик выбор так: «Всегда нужно говорить правду, потом за ложь не будешь краснеть». И С. Иосиф - «Чуткость (заботливость)», у его Иосифа тяжело болеет бабушка, которую он очень сильно любит. Порой, если некому остаться и присмотреть за бабушкой, то Иосиф остается дома и ухаживает за ней.
Таким образом, по первой части дети предпочитают иметь «много денег» и материально – «обеспеченную жизнь». Менее предпочитаемыми целями ценностями для детей оказались счастье других людей и развлечение. Выбор детей ценностей – средств показывает естественную устремленность детей к ценностям самоутверждения и общения. Менее предпочитаемыми ценностями – средствами для детей оказались «терпимость к другим», «непримиримость к недостаткам других», «воспитанность».
3. Методика Т.А. Репиной «Секрет».
Цель: выявление реальных взаимоотношений между детьми и изучения критериевценностного отношения к своим сверстникам. Был использован метод социометрии в виде игры«Секрет» Т.А. Репиной с последующей беседой, с целью изучения критериев выбора партнера для общения. Каждый ребенок «по секрету» от остальных дарит трем детям группы по одной открытке. Потом были заданы вопросы: «Почему ты в первую очередь решил подарить открытку Артемке?», «Почему не выбрал другого?», «А если у тебя было много открыток, только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать открытки и почему?». На основании данных определили статусное положение каждого ребенка в коллективе.
«Предпочитаемые», получившие по 6-8 выборов.
«Принятые» получившие по 3-5 выборов.
«Не принятые» получившие по 1-2 выбора
«Изолированные», не получившие ни одного выбора.
Мальчик, не получивший ни одного выбора, был «обидчиком» эгоистом. По результатам запланирована дальнейшая работа по устранению трудностей во взаимоотношениях со сверстниками.
При изучении критериев выборов детей выяснилось:
Дети, в основном, мотивируют свой выбор интересам совместной игры или объясняют отношением к себе «Он со мной дружит», «Он всегда делится игрушками».
Дети отмечают некоторые моральные и эмоциональные качества детей «Он не дерется», «Она добрая», «Не обижает».
Выделяют часто внешние положительные качества...: «Она аккуратная», «Хорошо одевается», «Сильный».
Известно, что ценностное отношение проявляется и формируется в общении. Поэтому считаем, что выработанность доброжелательного взаимодействия друг с другом является благоприятным условием формирования ценностного отношения детей между собой.
4. Наблюдение и беседа.
Цель:выявить на сколько ребенок самостоятельно ориентируется и определяет значимость духовно-нравственных ценностей и предпочитает их с позиции важности ценностного отношения; определить устойчивость ценностных отношений к своим сверстникам.
Обработка результатов. Беседа с детьми об олонхо и о связи человека с природой. С целью выявления первоначальных представлений детей об Олонхо и осознания ими собственной связи с героями эпоса, была организована беседа.
За основу беседы были взяты следующие вопросы:
1.Назови, что ты знаешь об Олонхо? Знаешь ли ты кто исполняет олонхо?
2.Узнай богатырей и расскажи о богатырях Среднего и Нижнего миров? (картинки).
3.Созидающий, творящий человек Среднего мира и как он связан с природой нашего края?
4.В чем заключается красота богатырей или красавиц – куо из эпоса?
5.Расскажи о твоих сходствах с богатырем или красавицей Куо. Объясни наши куо-девушки, богатыри-юноши чем похожи на героев олонхо? Что общего между ними?
6.Какие качества ценятся у народов: эвенков, эвенов, саха?
7.Природа олонхо похожа на нашу природу? В чем схожесть?
8.Чему учит олонхо? А ваши родители говорят об этом? Мы можеи говорить, что таково же мнение у всех народов Севера? А у нас в особенности? Почему? Обоснуйте.
Беседа проводилась индивидуально с каждым ребенком. Рассмотрим результаты констатирующего этапа:
Анализ ответа детей в двух группах показал, что большинство детей имеют ограниченное и весьма неполное представление об олонхо и олонхосуте. Лишь 31% детей в якутской и 28% в русской группе называли олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» 28% якутской и 20% русской группе не имеют представления об эпосе и олонхосутах.
Большие затруднения у детей вызвали пояснения о красоте. Дети фактически не знают или имеют весьма ограниченное представление о связи человека с природой, а также менталитетными качествами родных народов, не умеют пояснять с климатическими особенностями края, обобщать ценности у разных народов. 70% детей вякутской и 84% в русской группах не смогли самостоятельно установить собственную связь с природой. Все перечисленные изъяны требуют пристального внимания и обеспечения условий для осмысления ценностного содержание олонхо.
Комплексность применения методик способствовала более качественному выявлению уровней представлений детей об олонхо и развитие ценностной направленности личности. Полученные результаты в констатирующей части эксперимента отчетливо показали проблемы, которые возникают у детей при отсутствии целенаправленной работы.
Таблица 1.
Уровни
Эксперимент.количество
Эксперимент.в %
Контрольное количество
Контрольное в %
Высокий
3
20
1
6
Средний
9
60
11
74
Низкий
3
20
3
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 39.15 Kb |
Количество скачиваний: | 10 |