.Основы постановки исполнительского дыхания на начальном этапе обучения на флейте.

Предмет: Музыка
Категория материала: Конспекты
Автор:
Каждому ученику,начинающему обучаться игре на флейте,надо объяснить процесс исполнительского дыхания.Во время вдоха плечи не должны подниматься,с началом выдоха грудная клетка должна еще сохранять положение,которое она приняла при вдохе,и только постепенно переходить к положению выдоха.Расход воздуха должен быть не более того,который необходим для образования требуемого звука.Пока учащийся не научился делать активный выдох с удерживанием грудной клетки в положении вдоха,он постоянно будет испытывать недостаток воздуха для исполнения даже относительно небольшой музыкальной фразы.Необходимо время и упражнения,пока разовьется в нужной степени соответствующая дыхательная мускулатура и позволит молодому исполнителю с достаточной свободой управлять своим дыханием.На первых порах обучения создается впечатление,что у начинающего исполнителя не хватает воздуха.Это происходит потому,что дыхательные мышцы еще не приспособлены для активного выдоха,мускулы губ еще слабы и,как следствие этого,воздух расходуется неэкономно,в значительно большем количестве,чем требуется для звукообразования. Первоначальными упражнениями должны быть отдельные,не слишком продолжительные звуки и небольшие фразы,на которых начинающий исполнитель без особых усилий сможет добиться равномерного звучания в динамическом отношении и избежать больших интонационных погрешностей. В процессе накопления исполнительских навыков и приемов учащийся встречается с необходимостью форсировать и замедлять выдох для получения нюансов crescendo и  diminuendo.На этом этапе обучения педагог предлагает учащемуся упражнения,состоящие из отдельных звуков и небольших музыкальных фраз,на которых он мог бы тренироваться в постепенном усилении и ослаблении звука.С помощью этих упражнений развивается и приспосабливается к активному произвольному выдоху межреберная мускулатура и диафрагма. Развитию техники управления динамикой звука в наибольшей степени способствует изучение художественной литературы,которая должна быть основным материалом даже и в начальной стадии обучения.Нельзя также безразлично относиться к тому,в каких местах пьесы или упражнения учащийся делает вдох.Дыхание должно быть не случайным и беспорядочным,а логичным.Вдох следует делать в конце музыкальной фразы или отделимой ее части.Учащемуся необходимо возможно раньше привить навыки разбора построения музыкального произведения и стремление к осмысленной,выразительной игре на своем инструменте.Роль дыхания здесь главенствующая и именно в этом направлении следует устремить усилия педагога,когда он занимается с учеником вопросами дыхания.Поэтому педагог,перед тем как задать учащемуся работу над произведением на основе разбора построения произведения и учета исполнительских возможностей ученика подробно указать пункты,где следует делать вдох.В этом разборе всегда должен участвовать и ученик,постепенно приучаясь самостоятельно разбираться в материале и находить верное решение вопросов дыхания. Тем не менее следует остановиться на некоторых типичных случаях,при которых возможно искажение музыкальной фразы неправильным вдохом.Учащийся должен знать,что нельзя брать дыхание после вводного тона,отделять вдохом последний звук музыкальной фразы от предшествующих,делать вдох на тактовой черте,если фраза начинается со слабой доли.Когда фраза длинна и неисполнима на одном дыхании,надо найти подходящее место, может быть в середине,лучше после относительно длинной ноты,заканчивающей мотив.Если музыка состоит из одинаковых по длительности звуков,к тому же исполняющихся в быстром темпе,как это не редко встречается в сонатах и сюитах И.С. Баха,необходимо обладать такой техникой быстроты вдоха,чтобы вынужденная цезура не внесла в музыку искажения,а осталась почти не заметной.Разумеется,место для этой цезуры должно быть выбрано обдуманно.Всегда надо удерживать начинающего исполнителя от стремления сыграть возможно больше музыки на одном дыхании.Необходимо объяснить ему,что исполнение с большим напряжением производит на слушателя неприятное впечатление.К тому же рано или поздно вдох все же надо будет сделать.Если исполнитель израсходовал воздух до предела,ему потребуется больше времени для возобновления нового запаса,чем в том случае,когда он сохранил небольшой запас.Нельзя брать дыхание после предъема.Это правило не имеет исключений.Очень осторожно нужно относиться к вдоху между двумя повторяющимися нотами.В подобных случаях вдох возможен лишь тогда,когда одна из двух одинаковых нот является концом музыкальной фразы,а другая началом новой.Следует предостеречь ученика,особенно на первоначальном этапе обучения,от стремления делать очень большой,объемный вдох.Не умея еще управлять выдохом,ученик быстро и без пользы выпустит набранный воздух.Нужно объяснит ему,что дело заключается не только в умении набирать большое количество воздуха,но еще и в умении правильно использовать его.Так же очень важно объяснить ученику,особенно в самом начале обучения,что извлечение звука производится не выдуванием,а выдыханием струи воздуха.
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 64.28 Kb
Количество скачиваний: 11
Просмотров: 95

Похожие материалы