Понятие ритма, метра и размера в музыке

Предмет: Музыка
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

Понятие ритма, метра и размера в музыке

 

 

 

    Ритм - организация звуков и пауз по их длительностям во времени (в определённом метре).

Метром называется закономерное чередование сильных и слабых долей. Относительно этого "пульса" и происходит организация записи и игры соответствующих нот во времени. Аналогичную организацию метра можно обнаружить в поэзии, в стихосложении, в искусстве, которое, также как и музыка, основано на временных закономерностях. Проанализируем известный отрывок:

 

 

 

Буря мглою небо кроет

 

Вихри снежные крутя...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Периодичность повторения сильных и слабых долей (слогов) и образуют метр, в данном случае двудольный. Временной отрезок от сильной доли до следующей сильной доли называется тактом и отделяется поперечной линией. Если отобразить данное стихотворение в нотной записи, используя условную ноту СИ, то оно может иметь следующий вид:

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* В последнем такте слабая доля отображается как четвертная пауза. Подробнее ниже.

 

 

 

   В начале нотного стана видны две цифры, которые показывают: верхняя - количество долей в такте (в данном случае 2), нижняя - длительность каждой доли (в данном случае четвертные). Эти цифры образуют размер музыкального произведения, по которым музыкант, играющий по нотам, определяет количество долей в такте и их длительности. Задав темп, считая про себя сильные и слабые доли, музыкант обретает "координаты времени", в которых должно развиваться музыкальное произведение.

 

 

 

   Итак, мы познакомились с двудольным метром, но в музыке (как и в поэзии), кроме этого существует и трёхдольный метр, в котором такт состоит из 3-х долей (одной сильной и двух слабых).

 

  Теперь необходимо проанализировать следующий отрывок стихотворения, который написан в трёхдольном метре:

 

 

 

| Туч-ки не- | бес-ны-е, | веч-ны-е | стран-ни-ки! |

 

| Степь-ю ла- | зу-рно-ю, | цепь-ю жем- | чуж-но-ю... |

 

 

 

В нотной записи, данный отрывок будет иметь следующий вид:

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Кроме простых размеров (2/4 или 3/8 и т.д.) существуют сложные размеры, которые состоят из нескольких простых метрических ячеек. Например, размер 4/4 состоит из двух метрических ячеек 2/4+ 2/4.

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Для общего понимания нотной записи проанализируйте приведённый ниже отрывок русской народной песни.

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Вы сразу можете определить, что размер песни 2/4, т.е. в такте должно быть только две доли (сильная и слабая, каждый новый такт начинается с сильной доли). Подбираем такой темп, чтобы такт длился 2 секунды, т.е. каждая четвертная доля равнялась 1 сек. В этом темпе ритмично (ровно) считаем вслух РАЗ ДВА и т.д., что будет соответствовать четвертным длительностям. Чтобы сыграть восьмые ноты необходимо четвертную ноту разбить на две равные длительности. Для координации счёта с длительностями, которые необходимо сыграть (т. е. с восьмыми), после слога РАЗ (через полсекунды) произносим И, т.е. РАЗ-И ДВА-И, что и будет соответствовать восьмым нотам. Со временем, при должной тренировке у музыканта вырабатывается "внутренний метроном", и высчитывание длительностей происходит автоматически. Проанализируем следующий пример, в котором в графической форме отображены два такта данной песни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    В музыке, как и в речи, между словами и фразеологическими оборотами могут быть паузы, которые можно сравнить со знаками препинания. В нотной записи паузы подчиняются тем же правилам "деления" и счёта, что и длительности нот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Обращаем внимание на 4-й такт приведённого выше отрывка известной песни "Тонкая рябина". В нём мы видим две четвертные паузы, т.е. на счёт ДВА - ТРИ при пении или игре данной мелодии мы не должны извлекать звуков. Далее мелодию необходимо продолжать со следующего такта, выдерживая темп метра. Кроме этого, между нотой D (РЕ) 3-го такта и нотой D 4-го такта мы видим дугообразную линию, которая называется лигой. Две ноты (две одинаковые по высоте ноты), соединенные лигой, образуют одну ноту, которая по длительности равняется сумме длительностей залигованных нот. В нашем примере в 4-м такте на сильную долю приходится залигованная нота (звучащая из предыдущего такта), т.е. которая продолжает "тянуться" (звучать). На счёт РАЗ (в 4-м такте) мы продолжаем "держать" ноту D, а на ДВА и ТРИ выдерживаем паузу.

 

   В последнем такте отрывка обозначена целая пауза. И хотя целая пауза по длительности равна 4-м четвертным, она выставляется в том случае, когда пауза длится целый такт, независимо от размера произведения. В следующем нотном примере, в каждом условном такте мы сможем увидеть ноту определённой длительности и соответствующую этой длительности паузу:

 

 

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 198 Kb
Количество скачиваний: 11
Просмотров: 67

Похожие материалы