Принципы построения урока в рамках авторской программы Т. А. Рокитянской «Каждый ребенок-музыкант», в младших классах общеобразовательной школы.
Предмет: | Музыка |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Сарен Ольга Викторовна
|
Введение.
Программа Татьяны Анатольевны Рокитянской “Каждый ребенок - музыкант” содержит очень широкий круг методических рекомендаций и различных материалов для работы со школьниками любого возраста. Материалы и рекомендации позволяют заниматься развитием всех компонентов музыкальности: музыкального слуха - как относительного, так и абсолютного, и внутреннего, ритмического чувства, музыкальной памяти, различных видов моторики, координации движений, чистоты интонации, музыкального вкуса, музыкального кругозора.
Кроме развития музыкальности, “эти занятия являются и общеразвивающими, поскольку они способствуют выработке важных качеств и способностей, которые помогут развитию мышления, чувства и воли ребенка. Это и слуховое внимание, внимание к звуку, к его особенностям, и внимание к слову, проникновение в суть дела, внимание к окружающему миру (навыки наблюдения за природой), образное мышление, богатство и тонкость эмоциональных реакций, подвижность ума и души, социальные навыки — через сотрудничество в игре и соблюдение ее правил, умение концентрироваться и расслабляться, другие, не менее важные навыки.Занятия музыкой, пением, танцами, театром помогают ребенку найти душевное равновесие, укрепляют его здоровье, развивают коммуникабельность”(цит). Кроме огромного выбора музыкального материала, из различных эпох, и старинной, и современной музыки, а также музыки разных народов, программа “Каждый ребенок - музыкант” оставляет большой простор для самостоятельного выбора учителем музыкального материала для инструментальной и вокальной работы, речевых, ритмических упражнений, а также для инсценировок и танцев.
В связи с такой широкой вариативностью программы, очень остро встает вопрос компоновки материала в рамках одного урока. Распределение материала по четвертям и классам представляется менее острой проблемой, благодаря календарному ритму года, который предполагает работа по программе. А вот построение урока дает такое множество вариантов, что представляется необходимым попытаться сформулировать и раскрыть хотя бы несколько основных принципов. В других программах по музыке, например, программе Д.Б.Кабалевского, и многих других, схожих с ней, есть попытки сформулировать принципы построения урока, но все они (по моему личному профессиональному опыту) либо перекликаются с общепедагогическими принципами (типа “Повторение-мать учения”), либо созданы с позиции приближения урока музыки к целостному художественному действию (типа лекции-спектакля, или литературно-музыкальной композиции, с незначительными вкраплениями интерактивности), причем именно со взрослой позиции, совершенно недостаточно учитывая потребности, запросы и возможности ребенка, особенно младшего школьного возраста.
В рамках данной работы я попыталась сформулировать и раскрыть принципы, кажущиеся мне наиболее важными при построении урока музыки в младших классах, в работе по программе “Каждый ребенок - музыкант”, а также и в работе по любой программе с детьми младшего школьного возраста.
Принцип “Вдох-выдох” .
Любому человеку во время любого занятия необходимо чередование двух фаз - напряжения и расслабления. Подразумевается, что в школьных занятиях это обеспечивается с помощью перемены - но неперемена ничтожно мала по сравнению с продолжиительностью урока - особенно для младшеклассника. Совершенно очевидно, что 45 минут школьного занятия ребенок не может выдержать в какой-то одной из этих фаз - он не может быть постоянно во внимании, работе и напряжении воли, интеллекта, или даже физическом напряжении, также точно он не может быть постоянно расслаблен - то есть даже если дисциплина на уроке страдает, и дети в какой-либо степени предоставлены самим себе (представим себе такую ситуацию гипотетически), они не смогут баловаться и веселиться ВСЕ время, в какой-то момент они захотят тишины, или наоборот, какого-то определенного дела. Эта черта человеческой психики очевидна для любого педагога, но редко учитывается при непосредственном планировании урока.
Необходимо сознательно продумывать - в какой момент урока, во время какой деятельности, какого упражниения или песни будут напрягаться или расслабляться различные стороны ребенка, да и самого учителя. Постоянное чередование напряжения и расслабления - в различных сочетаниях - интеллекта, воли, внимания, тела, - по аналогии с постоянным чередованием вдоха и выдоха могут обеспечить наибольшую продуктивность урока, дать больше радости всем участникам, и в то же время достичь наилучших результатов.
Такое чередование создаст истинный, а не искусственно построеный, ритм урока. Т.А.Рокитянская пишат:”Понятие ритма само по себе многопланово. Ритм возникает там, где присутствует систематическое (не обязательно равномерное) повторение и чередование. Можно сказать – многократное повторение порождает ритм. Мы можем говорить о ритме в жизни человеческого организма ( работа сердца (пульс), чередование вдоха и выдоха в дыхательной системе, сна и бодрствования), о ритме в природе – повторяемая смена времен года, о ритме дня и ночи, о ритме недели, о ритме школьного года – этот список можно продолжать очень долго. И на каждом уровне «взаимоотношения» ребенка с ритмом чрезвычайно важны. Жизнь в ритме дает ребенку ощущение стабильности и безопасности, что положительно сказывается на его психологическом состоянии, делает его более жизнерадостным и способным к обучению и восприятию окружающего мира. “ (цит).
Попробую более подробно остановиться на компонентах урока, которые я оцениваю как вдох или выдох. В начале урока - после перемены - необходимо погрузить ребенка в атмосферу урока - то есть музыки, настроить его на слушание и вслушивание - не пассивное слушание, а такое, которое захватило бы его. Поэтому можно сделать небольшое вступление - вокальное, или на блокфлейте, или другом инструменте, имеющем камtрную, “завораживающую” природу, наиграть небольшую мелодию - не слишком возбуждающую, лучше всего занкомую, но не настолько, чтобы вызвать у детей немедленно желание подпевать, и не новую каждый раз - а одну на несколько занятий. Затем хорошо провести упреажнение на “освоение пространства”, пройти по классу с песней хороводного типа (подобрать примерно 1 подобную песню на 1 четверть учебного года), под которую удобно ходить, может быть, слегка пританцовывая, не останавливаясь на собственно разучивании, пусть сначала детей увлечет ее ритмичность, а через несколько занятий они будут подпевать. Таким образом, то, что на первых занятиях было незнакомо и заставляло детей “ вдохнуть”, вскоре становится уже моментом “выдоха”, действия, белее телесного и волевого, по мере выучивания песни, то есть усилие внимания, интеллекта, отодвигается на более позднее время урока. Соответственно, дальше целесообразнее всего ставить виды работ, требующие значительной концентрации внимания ( и слухового, и зрительного), например, упражнения на выстраивание унисона, работа с попевками, несложными по музыкальному материалу, но требующими работы внутреннего слуха, внимания в окружающим (различного рода пение “по цепочке”, по очереди, по одному), да еще стоя, не очень активно двигаясь - здесь можно поработать над выработкой певческой позиции - но очень недолго, на каждом уроке по чуть-чуть. После этого необходимо “размяться”, подвигаться более активно, потанцевать, или наоборот, может быть, даже провести какое-то упражнение сидя. Сделать ритмическое упражнение. “Ритмические занятия на уроке музыки – это «настраивание организма», терапия через ритмическую систему посредством переживаний ритма в музыке.Переоценить значение ритма в жизни человека нельзя” (цит). Здесь для большинства ребят будет опять возможность “выдоха”, но многие ритмические упражнения действуют на концентрацию внимания, или вызывают трудности в исполнении, требуют волевого усилия, так что “выдох” может быть частичным Далее можно разучивать новую песню, с движениями, или ритмом, так сказать, “новый материал”, можно немного останавливаться на сложных словах, или мотивах (совсем чуть-чуть), просить внимания, если кто-то отвлекается, а потом , возможно. даже без предупреждения, перейти к знакомому материалу, в который дети включатся сразу, смогут опять “выдохнуть”. Таким образом, один и тот же материал может быть как “вдохом”, так и “выдохом”, в зависимости от степени выученности и места в уроке. Работа с инструментами - флейтой и другими - с одной стороны, как правило, захватывает детей, дает возможность активной деятельности (если, конечно, они не только слушают требования учителя, а играют сами, пусть даже с помощью учителя), деятельность - это “выдох”, но игра может утомлять (возможны громкость, нестройность), игра требует волевых усилий. Поэтому после игры на инструментах (которую , как я считаю, лучше проводить именно во второй половине занятия), если позволяет время, хорошо немного поиграть в музыкальные игры. Очень полезно заканчивать урок тихо, давая возможность впечатлениям урока “осесть” в душе ребенка, чтобы он мог лучще “переварить” их. Возможно, тихая игра под монотонную песню (типа “Колечко”), или, как высший пилотаж учителя - музыкальная сказка, или ее фрагмент (сначала как примеры учителя, а потом - озвученная самими детьми, после постепенной соответствующей подготовки).
Таким образом, хотя приведенные рекомендации многовариантны, сам принцип чередования “вдоха и “выдоха” на уроке совершенно необходим.
Принцип приоритета деятельности над объяснением.
« Занимаясь с детьми, мы чаще всего обращаемся к разуму ребенка. А ведь как раз о разуме у ребенка говорить еще рано. Говорят ведь: «дитя неразумное». Скорее, у ребенка есть смекалка, а разум свой ему надо еще строить. Давайте подвозить ему строительные материалы, чтобы было из чего строить свой ум» - пишет Т. А. Рокитянская.
Из этой установки – идти от музыки к разуму, а не наоборот – познавать музыку через интеллект – и вырастает весь курс.
«В отличие от программ подготовительных групп в детских музыкальных школах, где музыкальность ребенка развивается в целях подготовки его к обучению игре на музыкальном инструменте и к непременному усвоению основ музыкальной грамоты, наши занятия основываются на более широком понятии музыкальности» (Цит).. Это очень важный момент. Непосредственное восприятие музыки более доступно ребенку, чем интеллектуальное усвоение теоретических знаний об элементах музыкального языка. Эти занятия развивают понимание и чувствование явлений природы, культуру общения, исторический, географический, этнографический кругозор.
Музыкальные переживания детей, их реакция на звуки выражается, прежде всего, двигательно. Это совершенно естественное свойство детства. Если не поддаваться привычному раздражению на подвижность детей, как на то, что мешает в занятиях, то любовь детей к движению можно использовать в своих, педагогических целях.
Конечно, ритму, танцам невозможно научить без движения. А как сделать так, чтобы с помощью движения можно было проникать в музыкальную стихию, чтобы эти природные двигательные силы сами как бы выстраивали музыкальную азбуку, формировали музыкальный язык?
В разделе «Ритмические игры» именно через образ и движение, через образно-двигательную систему ребенка мы вводили его в мир ритма, в ритмическую музыкальную грамоту. Двигательный подход к постижению ритма пронизывает все упражнения и игры этого раздела.
А как при помощи движения почувствовать, что такое мелодия? Как можно управлять звуками? Как из них строить мелодии? Почему и зачем мелодия вдруг взлетает и падает, откуда она приходит и куда уходит?
В этом разделе мы попробуем работать со звуковысотностью так же, как прежде работали с длительностями, в тесной связи с образами и движением. Поможем детям почувствовать, как можно управлять звуками с помощью движения. Для них не важно, движутся ли ноги, голос или рука по инструменту или по воздуху — вся предварительная работа проходит как бы внутри тела, ребенок накапливает слуховые представления в естественном контакте с двигательными ощущениями.
В дальнейшем такие представления очень помогают при освоении любого музыкального инструмента, а также при чтении нот. Причем, чем больше инструментов освоит ребенок, тем яснее его представления, и даже чтение нотной строки может представляться ему в виде зарисовки какого-либо образа.
Если рассматривать тембр как третье свойство звука — наряду с высотой и длительностью, — то и к переживанию тембра можно подойти с позиций образности и движения: например, ребенок видит, как ходит конь, и, подражая его движениям и производимым им звукам, подбирает подходящий по тембру инструмент или прибегает к звукоподражанию. При этом движения ребенка не будут походить на изображение, к примеру, дующего ветра, ясно, что они будут отрывистыми, четкими, ритмичными. К таким движениям подходит тембр ксилофона, барабанчиков, бубенцов. Таким образом, вслушиваясь в тембр инструмента, через образно-двигательное восприятие его, ребенок постигает третье свойство звука. Более подробно мы будем этим заниматься в разделе «Озвучивание сказок».
Таким образом, в этом месте книги можно сделать некоторые обобщения относительно методов, приемов работы.
Важно понимать, что если вы будете выбирать в свой репертуар подходящие песни, то, кроме эмоционального переживания, ваши дети незаметно будут пропитываться музыкальным языком, научатся, прежде всего, на нем говорить, а потом уже писать и читать (ноты)!» (Цит).
Принцип разнообразия.
Предполагается, что на каждом занятии понемногу используются упражнения разных видов — по минуте-две на один вид упражнений (кроме «озвучивания сказки», когда ни в коем случае нельзя торопиться). Например, если вы начали урок с речевой игры, то следом за ней, как ее продолжение, может идти ритмическая игра. Игра на движение может включать в себя «образно-двигательную музыкальную грамоту», речевую и певческую работу. В хороводах, инсценированных песнях всегда присутствует элемент ритмической работы, танцевальные движения, театрализация. В упражнениях с флейтами есть элементы работы с речью, мышечная работа пальцами, работа с дыханием и исполнительство (собственно игра на флейте). Чтобы не потерять интереса и не наскучить — не следует повторять каждое упражнение больше двух раз за одно занятие, а если игра получается, то достаточно одного раза. Поскольку игры и песни повторяются от урока к уроку, в конце концов, все дети без исключения научаются всем необходимым навыкам и происходит это в процессе игры, не навязчиво.
Если дети устали — вспоминать про колыбельные песни или песни-истории, озвучить стихотворение на соответственно выбранном музыкальном инструменте, придумать про кого-нибудь песенку. Если же они засиделись, то хорошо бы поразмяться или порезвиться, изобразить движения какого-нибудь животного. Словом, не надо увлекаться чем-то одним, лучше чаще менять вид деятельности. Но на следующем уроке повторять все сначала, можно в другой последовательности. На каждом занятии должно быть и что-то новое. То, что уже получается хорошо — либо усложняется, либо вытесняется из репертуара, освобождая время для других упражнений. При таком построении урока малыши спокойно занимаются по 40-45 минут.
Принцип календарности.
КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ
Это годовые вехи. Они могут стать центральным, цементирующим звеном в занятиях, звеном, на которое накладываются разные задачи, познавательные, тренировочные, игровые и задачи на восприятие образов. По этим песням можно составлять рассказы, как бы проживая жизнь крестьян, в деятельном единении с природой. Жизнь домашних и диких животных также входит в этот жизненный круг. Можно наблюдать за расцветом и увяданием природы. Почувствовать зависимость человека и животных от сил природы. Понять связь человека с землей, необходимость заботы о растениях и животных.
Корни календарных песен и игр праздников находятся в глубокой связи с процессами, с которыми связано все человеческое бытие. Красной нитью они проходят через всю историю культуры, проявляется в искусстве (поэзия, музыка, живопись), в народном творчестве. Переживание настроений, связанных с настроением каждого времени года, таит величайшие возможности исцеления, достижения внутреннего равновесия, внутренней гармонии. Жизнь в лоне годового круга становятся фундаментом душевного оздоровления». (Цит. 23)
Городская жизнь, отторгающая человека от природы, несет в себе нечто разрушительное для здоровья человека. Поэтому особенно важно хотя бы имеющимися возможностями – а такую возможность дают нам занятия музыкой – приобщить детей к ходу времен года. Это и есть ритм высшего порядка.
Показателен такой момент «обратной связи» - дети не воспринимают музыкальные примеры, даже самые, казалось бы, «замечательные» (с точки зрения взрослого), если они не связаны содержательно с тем, что происходит в текущее время за окном. В них ничто не откликается, как бы ни старался педагог. И, напротив, легко и радостно встречаются они с тем, что соответствует их текущим впечатлениям.
В любом случае занятия делятся на этапы. Начало учебного года — это осень, сбор урожая, проводы птиц, засыпание природы. Зимнее время – новогодний праздник и Рождество. Затем масленица, проводы зимы и закликание весны, праздник Пасхи, весенние посевные работы, песни и игры пастушков. Окончание каждого этапа можно показывать родителям, устраивая общий праздник с играми и танцами. Можно ставить спектакли. Причем, родители не должны быть зрителями. Они должны быть непременными участниками действа: играть и танцевать вместе с детьми, исполнять какие-либо роли.
Огромным достоинством всей книги и этого раздела в частности, является качество музыкального материала. Собраны замечательные народные песни, давно вытесненные из практики современными «песенками на случай», очень часто сомнительного достоинства. Это настоящий кладезь, своего рода «возрождение», которое должно сыграть оздоровляющую роль для современных детей. Песни посевные, жнивные и покосные, песни к празднику урожая, Рождеству, Масленице, закликание весны, песни-игры – этого материала, снабженного к тому же комментариями, хватит на много лет творческой и плодотворной работы!
Драматургия урока .
Хорошо всегда брать в помощники погоду за окном, реагировать на дождь, снег, солнце, листопад и т.д. Если дети устали — вспоминать про колыбельные песни или песни-истории, озвучить стихотворение на соответственно выбранном музыкальном инструменте, придумать про кого-нибудь песенку. Если же они засиделись, то хорошо бы поразмяться или порезвиться, изобразить движения какого-нибудь животного. Словом, не надо увлекаться чем-то одним, лучше чаще менять вид деятельности.
ОЗВУЧИВАНИЕ СКАЗОК. Зачем и как это делать?
При помощи этого увлекательного занятия мы незаметно, в процессе игры, приучаем детей к тембровому разнообразию звуков, к выразительным возможностям звука, к понятиям лейтмотива, лейттембра, к выстраиванию формы, к анализу и тем самым, в конечном счете, воспитываем грамотного слушателя музыки. С этого же начинается и ансамблевое музицирование, в котором усваиваются навыки грамотного исполнительства. А еще мы при этом занимаемся театром…
Сказки не должны быть длинными, а такими, чтобы не терялась форма. Надо всегда помнить, что даже неудачные детские варианты дороже детям, чем хорошие, но сделанные взрослыми. Пускай каждый раз сказка будет другой. Можно обсуждать, как было лучше, почему, чем лучше? Так у детей будет вырабатываться вкус, чувство формы. Дети старшей группы могут довести подобную работу до концертного показа и тогда вместо импровизаций можно включить сочиненные самими детьми мелодии и ритмы. Такую работу можно, в конце концов, довести до костюмированного спектакля. Но все же важнейшим здесь является сам процесс творчества.
КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ
Это годовые вехи. Они могут стать центральным, цементирующим звеном в занятиях, звеном, на которое накладываются разные задачи, познавательные, тренировочные, игровые и задачи на восприятие образов. По этим песням можно составлять рассказы, как бы проживая жизнь крестьян, в деятельном единении с природой. Жизнь домашних и диких животных также входит в этот жизненный круг. Можно наблюдать за расцветом и увяданием природы. Почувствовать зависимость человека и животных от сил природы. Понять связь человека с землей, необходимость заботы о растениях и животных.
Принцип приоритета процесса над подготовкой к «показательным выступлениям»
«Важно также то, что дети у нас не готовят никакой концертной программы «напоказ». Отказались мы от этой, обычной для музыкальных занятий в детских садах практики потому, что это отнимает много времени и диктует другой ритм занятий! (Цит. 21). Эта установка тоже должна быть хорошо осознана педагогом, занимающимся с душевнобольными детьми. Им категорически противопоказан тот невроз, который передается от взрослых, когда требуется «правильно» выступить по жесткому сценарию, и занятия утрачивают нечто важное – качество глубокого, многопланового процесса, из которого дети получают глубоко действующие впечатления. Важен именно процесс, а не отрепетированный заученный и омертвевший «номер».
Принцип опоры на возрастные особенности
Курс построен на тщательно отобранном музыкальном материале, в основном на народных песнях. Это очень важный момент. Некоторый музыкальный материал, широко использующийся в практике начальной школы, совершенно неприемлем для этой категории детей. Песенки детского репертуара современных композиторов, насыщенные резкозвучащими диссонансами в аккомпанементе и диссонантными широкими интонационными ходами в мелодике (восходящие и нисходящие скачки на септиму), а также изобилующие хроматизмами, дестабилизирующе действуют на настроение и состояние детей. Использование их в музыкальных занятиях, я считаю, противопоказано. Народные песни несут такую же целительную силу, как и сказки. Образно выражаясь, это здоровая пища для душевно-духовного развития.
Также важно внимание автора к источнику музыкального звука. Отказ от фортепиано в детском возрасте, поскольку звук фортепиано слишком резкий, отказ от синтетического звука, от использования синтезаторов и фонограмм. Современная музыкальная терапия изучает воздействие на организм музыкального звука прежде всего с точки зрения природы колебаний и частот, и в этой связи использует целенаправленно струнные, ударные или духовые инструменты. Природа искусственного звука иная, и его воздействие на ребенка скорее негативно, даже не нейтрально!
«Ребенок может вообще не петь, а долгое время только слушать песни. Время, когда он запоет, наступит само, не следует заставлять ребенка петь, тем более петь громко. Все, что произрастает в глубинах души — произрастает в тишине. ТИШИНА — вот то место, где можно что-то найти». (Цит.)Установка на немедленную «обратную связь», столь типичная для традиционной педагогики, должна быть переосмыслена. Именно это отсутствие немедленной «обратной связи» часто является ошибочным выводом о том, что ребенок «ничего не понимает», «нет результатов», заниматься нет смысла». Надо быть уверенным, что все, что мы даем ему – работает в глубине его существа и рано или поздно проявится – если не в пении как таковом (хотя и это не исключено!), то в положительном изменении психоэмоционального состояния, стабилизации поведения, общем оздоровлении.
Деятельность ребенка безгранична — он постоянно занят познанием мира и познанием самого себя — через игру. Он о чем-то шепчется сам с собой, что-то переставляет, замирает, вновь двигается, строит и ломает и при этом не очень любит, когда ему мешают.
Деятельность ребенка ограничена — он не может делать того, что может взрослый. И взрослый убежден, что должен вмешаться и научить, научить любым путем! «Делай как я!»
Деятельность взрослого в отношении ребенка безгранична — он умеет воздействовать, добиваться результата, показывать свой результат, словом, манипулировать детьми согласно своим идеям.
Деятельность взрослого ограничена — если ребенок его не принимает, все усилия взрослого окажутся иллюзией, т.е. внутренний мир ребенка не подчиняется ему, и ребенок только внешне делает то, чего от него хотят.
Ценнейшее свойство малыша и младшего школьника — способность к подражанию: дети любят и могут подражать, им много чего можно навязать и они будут повторять, как попугаи, под восхищенные возгласы родителей песни Аллы Пугачевой и т.п. Здесь есть большая опасность — дезориентировать ребенка, привить ему плохой вкус (дело не в том, хороши или плохи эти песни, а в том, что они не для детского восприятия, ребенок приучается делать под аплодисменты то, чего он ни пережить, ни понять не может). Взрослому трудно быть на уровне законов детской игры, участие в ней требует от него больших усилий — не меньших, а возможно и больших, чем те усилия, которые прилагает познающий мир ребенок.
Хорошо, когда педагог понимает, чего именно он хочет добиться, занимаясь тем или иным упражнением.
«Каждому возрасту соответствуют свои ритмы. Так, маленьким детям свойственен плавающий ритм, более близкий ритму дыхания, чем пульсу. Они любят пересыпать песок, переливать воду, следя за равномерным, спокойным движением. Они хорошо реагируют на колыбельные песни с ровным покачиванием. Известна любовь детей к качелям, и эта любовь несомненно связана с потребностью в ритме, причем в ритме, связанном с дыханием. Очень хороши упражнения с движением, соответствующим словам «туда-сюда», распеваемым на интервалах секунды, затем кварты и, наконец, большой сексты, от которой получается самое яркое ощущение взлета».(Цит. 21)
«Очень важный момент для учителя — надо знать, что (…) ритм (короткий-короткий-длинный) имеет наступательный характер и всегда будоражит детей. Они могут слишком «разойтись» и их трудно будет успокоить. Что может предотвратить нежелательное «буйство»? Во-первых, можно сделать постепенное замедление хода паровоза. Во-вторых, можно сместить акцент, сильную долю, ослабив тем самым наступательность ритма» (Цит 21).
Принцип социальности
Свое собственное имя, произнесенное в тишине, перед группой и повторенное хором — производит на детей сильное впечатление. Используя этот благоприятный эмоциональный момент можно строить целые композиции, произнося «на разные лады» и, разумеется, на разные ритмы имена детей. В этой главе представлены четыре игры – «Кто ты?», «Я тебя знаю» - ритмическая игра», «Давай играть!», «Это я!». Сочетание простых движений, произнесения собственного имени в заданном ритме и выразительной интонации. Большой плюс в том, что здесь не надо задействовать память, заучивать текст. Уж свое-то имя знает каждый ребенок, и игра может быть доступна любому ребенку, умеющему говорить. То есть возможно работать над собственно ритмической компонентой, при этом ребенок укрепляет чувство самости, произнося свое имя на все возможные лады! Эта игра очень эффективна для создания хорошей социальной атмосферы, дети переживают опыт социального взаимодействия. Ритмические игры в группе отлично способствуют воспитанию у ребенка таких качеств, как контактность, коммуникабельность, вырабатывают хорошую реакцию, внимание.
Заключение.
Методика , на которой основан курс Т. А. Рокитянской «Воспитание звуком», терапевти
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 23.61 Kb |
Количество скачиваний: | 21 |