Рассказ Лескова «Однодум»

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

"Описание материала:

"Проанализировать произведения писателя 70-х годов с учетом главного направления его идейно-нравственных исканий. На материале рассказа «Однодум» показать, что «однодумство» для Лескова есть высший закон жизни «во Христе» и является художественным воплощением надежды писателя на консолидацию национальных сил на основе нравственных заветов Галилейского пророка, распятого на кресте.

"Выдержка из материала:

"Рассказ «Однодум» как художественное воплощение авторской мысли о высшем проявлении нравственности человека.

"Летом 1879 года, живя под Ригой, Николай Семенович Лесков написал рассказ «Однодум». Это первое произведение, целенаправленно созданное Лесковым для цикла «Праведники».

"В этот период творчества, как отмечает в своих исследованиях Горелов А.А., слово «праведник» означает для Лескова специфическую морально – философскую оценку человека. [15,40-41]. Писатель пересматривает свое отношение к действительности, стремится подвести черту под прошлым и, как представляется Лескову, вполне достигает поставленной цели в пору написания «Однодума».

"В «Однодуме» еще сильней и ярче звучит мысль Лескова о том, что каждому человеку необходимо жить по общечеловеческим законам, по евангельским заповедям.

"Исследователь Столярова в своей работе отмечает, что «высокие правила, которые создает для себя Рыжов «на библейском грунте», - это, в концепции рассказа, результат энергичных усилий его собственной души, устремленной к истине и справедливости. Прирожденный демократизм солигаличского философа обнаруживается, в частности, в том, что его любимым пророком оказывается именно Исайя, который, по библейской легенде, гневно клеймил ханжество богачей, угнетающих бедняков, и стяжал себе огромный авторитет в народе заступничеством за обиженных…»[50,198-199].

"Следует, однако, отметить, что Рыжов не принимал даров ни от бедных , ни от богатых. Он не делит людей на социальные группы, для него важно какой человек внутри. Поэтому Однодум ведет себя одинаково по отношению ко всем людям. Доказательством этого может служить случай в церкви с Ланским и их дальнейшие взаимоотношения.

"Лесков наделяет высшей мерой человеческих возможностей «мелкотравчатого героя» Алексашку Рыжова.

"Герой этого рассказа, испытав все тяготы сиротского детства, познав за время своего ученья у дьяка только самые азы грамоты, самостоятельно совершает затем восхождение к высотам духа, в котором он обретает поистине державную независимость.

"Особенно понравился ему пророк Исайя, его воззрения лежат в основе самого Однодума. Устами пророка Исайи высказывается мысль автора о том, что нужно веру в душе иметь и жить по честности и добру, не устраивать показного отношения к богу. «Измыйтесь, отымите лукавство от душ ваших. Научитесь добро творити …??? [28,II,9].

"«И Рыжов, - как пишет Аннинский, - начинает жить по заветам Исайи, по праведным заветам. Он начинает жить прямо по евангелию, буквально, буквалистски, даже буквоедски… Вся сложность жизни, - по мнению исследователя, - у него вытеснена одной думою: жить буквально по праведным заветам – режет он правду-матку сильным мира сего. А те спускают ему все – как чудаку, юродивому.» Но с этим высказыванием Аннинского можно согласиться частично, так как Рыжов, вдохновленный высокой библейской проповедью, на скромном посту квартального делает все возможное для реализации евангельских заповедей, его доброе сердце обращено к людям.

"Но чем больше мы читаем этот рассказ, тем сильнее убеждаемся в том, что Рыжов живет праведно и никакой он не чудак, а самый что ни на есть правильный человек. В образе Однодума Лесков опять выражает свою идею о том, что каждый должен жить праведными заветами, должен научиться творить добро.

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 70 Kb
Количество скачиваний: 8
Просмотров: 76

Похожие материалы