Размышления общепедагогического характера"Игра детей на инструментах"
Предмет: | Музыка |
---|---|
Категория материала: | Конспекты |
Автор: |
Синозацкая Наталья Олеговна
|
Думается,что учащимся на уроках музыки следует давать возможность больше двигаться-ведь живые люди!Это могут быть движения руками,элементы танца,подвижной игры и т.п.Вся трудность заключается в том.чтобы найти место и оправдание движению в контексте музыкальной работы,проводящейся на уроке.это серьезная проблема,особенно в приложении к музыкальным занятиям в средних классах. Быть последовательным в требованиях к учащимся.Приведу два примера,показывающих причину неважного поведения детей на уроках.Пример первый.Урок во 2 классе.дети играют на металлофоне.Студентка-практикантка,слыша,что дети во время перерыва начинают бренчать на инструментах,командует:"Поднять палочки!"неглупый и лукавый Ваня спрашивает ее с невинным видом:"А можно мне не поднимать палочку?"Учительница разрешает:"Ладно,не поднимай,лишь бы не бренчал".Пропустив мимо ушей реплику учителя,Ваня тут же начинает стучать по пластинкам металлофона.Интересно,почему всем нельзя,а Ване можно?После урока студентка обьясняет это так:"Вы понимаете,он меня "достал"!И я,чтобы сохранить собственное спокойствие,разрешила ему,что он вежливо так попросил".Аргумент,прямо скажем,ну очень убедительный... Пример второй.В пятом классе проводится опрос-викторина.Предварительно учительница -практикантка просит ребят поднимать руки и отвечать лишь после того,как смолкнет музыка.Однако детям в их стремлении ответить на вопрос трудно досидеть до конца звучания произведения,и некоторые из них,когда еще звучит музыка,буквально "вылезают из кожи",лишь бы обратить внимание взрослого на их желание отвечать.Учительница,явно умиляясь такой активности,начинает спрашивать самых "отчаянных"не дожидаясь момента окончания произведения,о котором сама же только что предупредила.Соответсвенно,возникает известная ситуация:"Вообще-то этого делать нельзя,но если очень хочется,то можно".Следствием такой непоследовательности чаще всего бывает падение дисциплины,при этом очень быстро разрушаются приобретенные ранее позитивные навыки поведения на музыкальных занятиях. Из опыта работы на уроке с металлофонами и другими инструментами учителю чаще всего нелегко дается этот вид музыкальной деятельности,если с самого начала не приучать детей выполнять его команды.Не раз приходилось убеждаться на собственном опыте,что,работая в классе с инструментами(ложками,металлофонами маракасами),следует пользоваться краткими командами,а не произносить длинных монологов или поминутно призывать к дисциплине.Вот как выглядят некоторые из удачно найденных команд: "Коробки открыть,положить молоточки на пластины(т.е.,я прошу учащихся открыть крышки металлофонов,вытащить молоточки для игры и положить их на металлические пластины инструмента)". "Взять молоточек".По этой команде каждый из учеников должен взять в руки молоточек для игры на металлофоне и приподнять его над нужной пластиной металлофона;однако ниодного звука не должно быть слышно. "Можно поиграть"После такой команды обычно на первых порах возникает громкое треньканье металлофонов,но это не беда-пусть учащиеся поиграют,если этим не мешают заниматься другим классам."Играем упражнение(пьесу)".После этой команды звучит музыкальное вступление и учащиеся начинают играть. При смене упражнения или пьесы,чтобы ребята не расслаблялись,дать команду:"Палочки- на пластины".Или:"Маракасы на стол". Или:"Сдать маракасы".Эти команды завершают процесс игры на инструментах. По окончании работы с инструментами можно похвалить классный коллектив за безукоризненное выполнение команды.Нередко,отдавая необходимые команды,я поясняю:"Знаете,ребята,командовать на уроке я не люблю,но на время занятия с инструментами нельзя произносить много слов или уговаривать нарушителей,так как больше времени следует уделять самой игре.И поэтому внимательно слушайте мои команды и быстро их выполняйте.И тогда все у вас получится хорошо".
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 318 Kb |
Количество скачиваний: | 3 |