Статья «Идеи Ыбырая Алтынсарина и Абая Кунанбаева по духовно-нравственному воспитанию в контексте современной парадигмы образования»
Предмет: | Русский язык и литература |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Бурнаева Валентина Александровна
|
Согласно учению Ы. Алтынсарина и А.Кунанбаева, человек «данное ему богатство» не должен считать «лишь ему принадлежащим», а по возможности «тратить его, куда следует», т.е. оказывать помощь тем, кто нуждается в ней. Только при таком условии нравственное достоинство человека высоко оценивается людьми, и его действия и поступки служат благородной цели.Нравственность – одна из самых сложных и интересных проблем. Она всегда волновала трудовые массы, а больше всего мыслителей, которые ставили и решали проблемы, важные порой для судеб целого поколения, народа. Казахский народ в условиях господства религиозной морали нуждался в решении данной проблемы, и его передовые представители в той или иной мере удовлетворяли эту потребность народа. Ярким примером этому служит педагогический подвиг Ы. Алтынсарина и А.Кунанбаева, которые говорили о том, что «без ухаживания и деревья растут кривыми, а дети, подобно молодому деревцу, требуют к себе повседневной заботы». Только постоянная забота и правильное воспитание формируют в ребенке самые лучшие нравственные качества, такой ребенок, считали мыслители, и впоследствии останется добродетельным человеком. На вопрос, как и каким путем воспитывать детей, Ы. Алтынсарин отвечал четко и ясно, указал на труд, как преобразователь человеческой природы и на пример родителей и взрослых, благоразумные деяния которых оставляют яркий след в жизни ребенка, отношение Абая к молодежи раскрывается в стихотворениях «Пока не знаешь – молчи …», «Жигиты, дорог смех, не шутовство…», «Только юность одна – жизни счастливой цвет…» «Если смолоду честь не терял…» и др. В этих произведениях отражены идеалы поэта, дающего мудрые советы молодому поколению. В стихотворении «Пока не заешь – молчи…» Цель поэта: воспитать у юношества отвращение к пагубным привычкам, показать путь, по которому должен идти настоящий человек. Поэт призывает следовать пяти добродетелям и избегать пяти пороков. «Разум и доброта, упорство, скромность и труд» - вот качества, которые необходимо приобретать в молодости, которые помогают избежать таких отрицательных черт, как «злословие, ложь, хвастовство, безделье и мотовство». Положительные качества, предупреждает Абай молодежь, не появляются сами собой, а воспитываются трудом и прилежанием. Абай говорит, обращаясь к молодым, о значении просвещения, о пользе учения, о роли науки в человеческой жизни.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 905.5 Kb |
Количество скачиваний: | 46 |