Статья "Использование игрового метода при формировании у младших школьников социо-культурной и коммуникативной компетенции
Предмет: | Иностранные языки |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Арсланбаева Гульнара Винеровна
|
Учимся, играя.
Использование игрового метода при формировании у младших школьников социо-культурной и коммуникативной компетенции. ( учитель английского языка Арсланбаева Г.В.
НР МОБУ ПСОШ №2.)
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека, ребенка в особенности.
Игра может выполнять исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения, создания условий для формирования творческой личности учащихся, а также вывести профессиональное мастерство учителя на уровень современных технологий Использование игрового метода основана на реализации коммуникативного подхода, осуществление которого, включает в себя постановку задач по формированию умений и навыков в речевой деятельности через рисование, познавательную, физическую и музыкальную виды деятельности, имеющих значение для развития личности ребенка. Психологами было доказано, что игра "оправдывает" переход на новый язык. Она является одновременно и интересным видом работы для ученика и аналогом языковых упражнений для учителя, благодаря которым развиваются навыки всех видов речевой деятельности. Но новый социальный заказ повлиял на пересмотр целей образования в целом и обучения английскому языку в частности. До последнего момента целью школьного обучения была выработка навыков и умений, теперь же востребован новый тип личности, обладающий 5 компетенциями: социальной, толерантностью, коммуникативной, информационной и компетенцией, реализующей желание учиться всю жизнь. В своей работе я рассматривала вопрос, соответствует ли использование игровой методики новым требованиям. В ходе исследований, было выяснено, что игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приемов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции. Возьмем, к примеру, социальную компетенцию. Все игры делятся на 2 группы - competitive, cooperative. Если в соревновательных играх участники стремятся достичь цели первым, то в совместных все игроки работают сообща, чтобы получить результат. В любом случае ребенок учится действовать в коллективе, уметь находить подходы к другим людям. В заданиях с соревновательным моментом дети неизбежно вступают в конфликты, но это хороший опыт по их преодолению. Ведь каждая обида не позволит провести игру, а значит получить ожидаемую радость. Самая большая работа по социализации ребенка происходит во время ролевой игры, т.к. ее содержанием являются отношения между людьми и людьми с различными организациями.
Продуктивность игрового подхода на уроках иностранного языка очевидна, и на практике отмечается широкое использование игр при работе с учениками. Дидактическое значение игры было доказано еще К. Д. Ушинским. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Д. Б. Эльконина и др. Следует отметить, что К. Д. Ушинский, Дж. Сели, К. Бюллер рассматривали игру как проявление воображения или фантазии. А. И. Сикорский и Дж. Дьюи связывали игру с развитием мышления. Суммируя их взгляды, становится ясно, что игра – это сплав определенных способностей, которые можно представить следующим образом: восприятие + память + мышление + воображение.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
Обучающая
Воспитательная
Развлекательная
Коммуникативная
Релаксационная
Психологическая
Развивающая
Игра всегда предполагает определенное напряжение эмоциональных и умственных сил, а также умения принятия решения (как поступить, что сказать, как выиграть?). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Положительным является и тот факт, что при этом ученик еще и говорит на английском языке. Из этого следует вывод, что игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности. Ученики, естественно над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего, увлекательное занятие. Но значение игры невозможно оценить развлекательно-реактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
В начальной школе у учащихся должен быть сформирован минимальный уровень владения языком. Занятие в начальной школе должно рассматриваться, не как урок, в традиционном его понимании, а как организация совместного дела с детьми, так как игра является основным видом деятельности у младших школьников. При обучении английскому языку большую роль играет индивидуальный подход к ребенку. Необходимо учитывать его способности и интересы, создавать максимально комфортную и доброжелательную атмосферу на уроках, то есть сформировать условия для разносторонней мотивации изучения английского языка. Возможность опоры на игровую деятельность в младших классах позволяют обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными разные виды работ.
Перед собой я поставила такую цель: Создание условий для формирования у младших школьников социо-культурной и коммуникативной компетенции.
Для достижения этой цели я поставила перед собой ряд учебных задач:
Для решения этих задач мною используются такие педагогические средства как:
Использование мной игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как:
- игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом;
- обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящий характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации;
- игра - свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;
- игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;
- состязательность неотъемлемая часть игры – притягательна для учащихся; удовольствие полученное от игры создает комфортное состояние на уроках английского языка и усиливает желание изучать предмет.
Особенность игры в том, что она посильна каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения; ученик может уже говорить наравне со всеми.
Правила использования игрового метода и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям, как:
- дидактическая цель ставиться перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Для того, чтобы уроки с использованием игровых приемов стали интересными и познавательными, нужно методически правильно и психологически обоснованно проводить работу с использованием данного метода, найти пути оптимальной организации таких уроков.
На своих уроках в начальной школе, особенно во вторых классах использую игры:
- предметные (дидактические); Для эффективности обучения мною используются, такие наглядные пособия как:
1. Буквы на магните.
2. Набор больших букв английского алфавита.
3. Алфавит.
4. Сенсорный алфавит.
5. Сенильная проволока.
6. Азбука вежливости и 7. Кубики –пазлы на платформе.
Составление разнообразных игр по изучению алфавита способствует качественному усвоению материала. Часто провожу с детьми игры с буквами на магнитах. Приведу несколько примеров:
I. а). Расположив буквы с животными в один ряд на доске, пригласить ребенка и предложить назвать животных на английском языке.
б). Выдвигаются вверх карточки из ряда, которые правильно произнесены.
в). Подсчитываем (тренируем счет) карточки, которые выдвинуты вверх.
II. а). Каждому ученику раздаются по 3 буквы (в зависимости от количества букв и учащихся). Дети должны:
Игры с использованием набора букв помогают при знакомстве с каждой буквой алфавита. Работу с этим наглядным материалом я провожу таким образом, придумываю в начале урока легенду про новую букву.
Например:
- Я так к вам спешила, что случайно выронила из рук коробочку с буквами. Они все перепутались и я не знаю, как их привести в порядок. Изначально, буквы выстроены в ряд на доске, но не в алфавитном порядке. Учащиеся по одному выходят к доске и исправляют порядок букв. На начальном этапе я таким образом провожу диагностику усвоения материала, ведь далеко не все исправляют правильно.
- Раздаю всем детям буквы (только изученные), иногда по 2 буквы и прошу их выстроиться у доски в алфавитном порядке. Сначала дети теряются, начинается хаос, но как только они сообразят, как надо правильно выстроиться, то все мгновенно успокаивается. Читают хором алфавит, можно спеть песенку про алфавит и обнаруживаем незнакомую букву. Предлагаю, не хотят ли они узнать имя этой незнакомки и произношу ее. Дети хором, а потом по одному произносят новую букву.
Сенильная проволока, позволяет применять деятельностный подход при обучении. Дети с удовольствием делают из нее разные буквы, а затем и складывают их в слова. Часто их использую в первом полугодии, как закрепительный этап урока. Этот вид деятельности подходит тем детям, которые воспринимают учебный материал через моделирование.
Как известно, мы изучаем на уроке не только буквы, но и учимся говорить на английском языке. В этом мне очень помогает Азбука вежливости. Она состоит из 60 карточек на магнитах, каждая содержит фразу, транскрипцию, перевод и тематический рисунок. Фразы подобраны так, чтобы их легко было сочетать между собой. В процессе игры, дети по образцу и произвольно из отдельных фраз на карточках составляют диалоги, разыгрывают их по ролям и таким образом, учатся говорить на английском языке, соблюдая правила хорошего тона. Приведу несколько примеров использования этих карточек.
-Hello!
-Hello! Could I speak to Jimmy, please?
-Hold on, please. I’ll just get him.
-OK.
-Hello, Jimmy is here.
-Hi! How are you?
-Fine, thanks. And you?
-Very well, thank you.
-Let’s go to the Zoo.
-Sorry. I am busy.
-Ok. I’ll call you back later.
-Ok. Bye-bye!
-Take care!
Фразы диалога необходимо говорить, а не читать. В начале он читает фразу, затем повторяет за учителем, и обращается к своему собеседнику и уверенно произносит фразу. Можно ограничить время на размышление, какую фразу сказать дольше, и постепенно приближать темп обмена высказываниями к темпу непринужденного разговора.
Работу с этим материалом можно провести как индивидуальную, так и групповую в форме соревнования.
Вызывает огромный интерес у детей сенсорный алфавит. Можно удачно провести игры на изучение и закрепление материала. В этом алфавите 4 функции:
Сенсорный алфавит содержит подробную информацию о буквах, звуках, об артикуляционной базе, о правильном произношении, так же играет огромную роль звуковое сопровождение, что дает огромный потенциал для изучения английского языка.
Игра со звуками на этапе закрепления проводится мною таким образом:
Детям раздаю черно-белые изображения гномиков, на их одежде есть транскрипционные знаки звуков. Перед ними поставлена задача:
Функцию «Экзамен» я использую на каждом уроке английского языка, чтобы учащиеся не забывали изученное. Обычно для этой игры уделяю 5-7 минут. Для закрепления алфавита иногда провожу игру, которая детям нравиться и в результате хорошо закрепляется изученный материал. Можно привести следующие примеры игровых заданий. Ученики разбиваются на пары. Мною выдаются одному ученику определенная буква английского алфавита. Второй ученик закрывает глаза. Ученик, у которого есть буква, «пишет» ее на вытянутой руке своего товарища пальцем. Тот должен определить, какая это буква по ощущению. Это задание можно модифицировать следующим образом. Ученик, у которого есть буква, может «написать» ее на спине своего товарища. На спине можно «написать» и короткое слово.
Во втором полугодии когда дети начинают учиться читать, можно провести игру «Тайное послание». Суть заключается в том, что учитель произносит определенный набор слов (в основном существительные), а дети тем временем записывают только первые буквы каждого слова, которое они слышат. Например: Car, apple, ten- в итоге получается cat.
Так же учащимся нравиться играть в игру «Охота за буквами». Класс делится на команды, они получают несколько букв. Задача заключается в том, чтобы найти в классе слова , которые начинаются с этих букв. Другой вариант: предложить детям виртуально переместиться в супермаркет, в спортивный зал и т.д.
В начале декабря начинаю использовать игру «Наряди елочку» во 2-3 классах. Дети должны украсить елочку новогодними игрушками. Елка представляет из себя плоскостную фигуру с вырезами по форме елочных игрушек, изготовлен из картона, прикрепляется к доске магнитами. Ее можно использовать как при объяснении нового материала, так и при закреплении.
Можно использовать разные варианты:
Так же можно использовать как материал для контроля и диагностики знаний. Например: За каждое правильно произнесенное слово – игрушка. Дети хорошо восприняли игру «Волшебная ваза». В вазе находятся буквы, ученики берут столько букв, сколько они хотят. На имеющиеся у них буквы дети должны составить слова. Для сильных учеников предлагаю дополнительное задание, из составленных слов приготовить рассказ. Это задание проходит интересно, так как не всегда составленные слова можно поместить в один рассказ и поэтому они получаются достаточно смешными.
Ассоциативные классики можно применять как в начальной школе так и в 5, 6 классах. На ватмане рисуем классики (с младшими школьниками можно нарисовать на полу мелом), каждая клеточка помечена своей категорией, например: Fruits, animals, food и т. д.. Учащиеся бросают монетку, и должны назвать как можно больше слов из этой категории за 1 минуту. Эта игра хорошо подходит при закреплении изученного материала.
Игру «Аквариум можно адаптировать для любого уровня и любой темы. Учащиеся приносят картинки животных, рыбок, растений, они должны быть тематическими и одного размера. Дети кладут их в аквариум (3-х литровая банка). Учитель вылавливает картинку и ставит вопрос перед классом, кто знает, что изображено на картинке. Здесь тренируется лексика. Победит тот, кто назовет больше слов.
- Сюжетно-ролевые. Интересно и плодотворно проводить такие игры мне помогает кукольный театр “Thelittlepigs”. Книга полностью на английском языке с адаптированным текстом первого уровня. Ярко, эстетично оформлена.В конце книги есть специальное поле для игры. К этой книге есть набор пальчиковых кукол и перчатка для разыгрывания сказки. Дети с интересом воспринимают ее, так как с детства знакомы с сюжетом этой сказки.
Можно придумать самой много игр с данным материалом. Например:
При объяснении грамматического материала часто обращаюсь к этой книге. Стараюсь развить ситуации при которых ребенок составляет те или иные предложения на грамматические правила. Например: построение предложений с использованием прилагательных, глаголов действий.
Детям понравилась сюжетная игра «Заклинание волка». При составлении этой игры я отталкивалась от финала обычной сказки и придумала ее продолжение, в котором волк решив отомстить заколдовал дома трех поросят. Ребятам нужно составить описание их домов с использованием прилагательных, чем больше будет предложений, тем быстрее попадут поросята к себе домой.
Очень интересно получилось знакомство с модальным глаголом “CAN”. Введение материала проходит через использование сюжетно-ролевой игры. За основу берется сказка про гномиков Тима и Тама. Работа ведется по такому принципу:
Использование этой игры преследует несколько целей:
3. Постановка правильного произношения.
Иногда сама придумываю игры, чтобы детям интересно и в доступной форме объяснить новый материал. Например по теме «Чтение буквы А в закрытом слоге» я придумала сказку про гласную букву А. Жила-была буква А. Однажды пошла она в лес за цветами, но тут навстречу ей попался разбойник «Согласный», она хотела убежать, но с другой стороны подошел второй разбойник «Согласный». Злодеи замуровали ее высоко в башне, поэтому она потеряла силу своего голоса и произносила вместо [ei], лишь [ae]. Но в один прекрасный день сестра Е, нашла ее, вместе они стали намного сильнее, но в замен на ее свободу, она отдала свой голос. Далее следует комментарий учителя о понятии открытого и закрытого слога.
-Имитационные. Приведу пример имитационной игры «Купила бабушка». Сначала распределяю роли.
Эту же игру можно провести как фонетическую зарядку.
Затем меняются ролями.
Сегодня учителя-практики предлагают рисовать, писать диктанты и транскрипцию на песке или на снегу, где так легко исправить ошибку, говорить о том, что снег белый или голубой взяв его в руку. Тогда «сведения прочувствованы, пережиты детьми посредством включения в деятельность, активизирующую чувства, непроизвольную память ребенка, его интерес. К сожалению, я еще не проводила подобных игр, это связано с организационным моментом, но в будущем планирую попробовать.
-Подвижные. Такие игры я провожу вместо физ. минутки.
Приведу пример игры, которую я сама придумала, она называется “Please”.
Суть заключается в том, что я говорю физическое задание, а после говорю волшебное слово “Please”, тогда дети должны выполнить это упражнение, но если я не говорю его, то дети «замирают».
Активно применяю здоровьесберегающие технологии. Полностью отказалась от использования мягких игрушек, заменила их на пластмассовые и плоскостные фигуры на магните. Учитываю физические мыслительные особенности детей к восприятию новой темы, которые напрямую связаны с этапами урока.
Если на каждом уроке проводить игры или фрагменты игр, на закрепление, изучение, объяснение новой темы, то можно четко проследить динамику развития у ребенка навыков и умений по английскому языку. У учащихся развивается зрительная и слуховая память.
Таким образом, я пришла к выводу, что методы и приемы игровых технологий идеально подходят для формирования социо-культурной компетенции младших школьников.
Тип материала: | Презентация Power Point (ppt) |
---|---|
Размер: | 8.6 Mb |
Количество скачиваний: | 1 |