Урок ИЗО для 7 класса по теме «Рисование с натуры геометрических тел (куб)»

Предмет: ИЗО, МХК
Категория материала: Конспекты
Автор:

"Описание материала:

Развернутый план-конспект урока ИЗО рисования с натуры геометрических тел (куб) мягкими материалами в 7 классе с критериями оценки детских работ.

Данный урок построен по программе В.С. Кузина и отвечает основным требованиям к уровню освоения творческих умений и навыков в 7 классе. Урок может быть включен в календарно-тематический план на год.

Рисование с натуры является одним из сложнейших видов урока изобразительного искусства в школе.

Конспект поможет спланировать и провести урок с максимальным результатом. Особая роль отводится учителю ИЗО, т.к. при демонстрации поэтапной работы, работы с материалом и технический уровень исполнения – требуют достаточно серьезных компетенций в области изобразительного искусства.

"Выдержка из материала:

Развёрнутый план-конспект урока изобразительного искусства

Класс 7

Тема урока: «Рисование простых геометрических тел (куб) мягкими материалами»

Вид урока: рисование с натуры

Тип урока: комбинированный

Цель урока: 

  • научить изображать простые геометрические тела при помощи мягких материалов на примере сангины;
  • сформировать представление о различных графических материалах и их возможностях. 

Задачи урока:

1. Обучающие:

  • дать знания об изображении натюрморта, его характерных особенностях при рисовании в графической технике;
  • дать знания о видах мягких материалов, их происхождении, свойствах, назначении;
  • учить вести работу в технике по сухому;
  • учить поэтапному ведению рисунка;
  • учить компоновке предметов в листе при рисовании с натуры;
  • учить анализировать форму предметов;
  • учить использовать возможности графического материала для набора тона;
  • учить использовать различные графические средства выразительности для передачи натуры;
  • учить терминологии (компоновка, линия тектонических сходов по массе, тон, конструктивное построение, тушёвка, светотеневая моделировка);

2. Развивающие:

  • пространственное мышление;
  • анализ формы;
  • умение работать мягкими материалами;
  • умение использовать тушёвку для передачи объёма и пространства;
  • законы перспективы;

3. Воспитывающие: 

  • усидчивость, концентрация внимания;
  • аккуратность;
  • внимательность. 

Задание на урок: изобразить поэтапно куб в пространстве при помощи угля.

Оборудование для урока: классная доска, мольберт или лист бумаги для показа, мел, указка, поэтапное наглядное пособие, геометрическое тело, магниты, сангина/сепия. 

Оформление классной доски

Условные обозначения:

1. Наглядное пособие; 2. Лист бумаги для показа (педагогического рисунка); 3. Примеры работ.

Структура урока:  1. Организационный момент: 2 минуты; 2. Вступительная беседа: 2-3 минуты; 3. Объяснение нового материала: 8 минут; 4. Личный показ учителя: 2-3 минуты; 5. Упражнения: 5минут; 6. Практическая работа: 23минуты; 7. Организационное завершение: 4 минуты. 

Итого: 45 минут.

Ход урока:

1. Организационный момент (2мин.)

Устанавливаю дисциплину в классе, напоминаю детям, что начался урок. 

Приветствие: 

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок ИЗО у вас буду вести я. Меня зовут Анастасия Львовна. Моё имя написано на доске (обращаю внимание).Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас есть для урока? Сегодня нам понадобится бумага формата А4, простой карандаш, сангина или сепия и ластик. 

2. Вступительная беседа (2-3 мин.)

Объявляю тему урока:

- Сегодня мы будем рисовать необычными материалами – мягкими. Кто из вас знает, какие это материалы?- Очевидно, уголь. - Верно. А ещё? К мягким материалам относят также сепию, сангину, различные соусы и бистр. Слышали когда-нибудь такие названия? (Ответы).

Показываю каждый названный материал.Слово сепия в переводе с греческого языка означает каракатица, это светло-коричневое красящее вещество, которое получают из чернил каракатиц и кальмаров. Художники начали использовать её начиная с 18 века. Сангину изготавливают из оксида железа, она имеет красноватый оттенок.

В эпоху Возрождения её получали из красного мела. Сангину можно сочетать с итальянским карандашом, мелом и/или углём.Соусы бывают совершенно различных цветов, их получают используя каминную копоть, маслянистые породы дерева (палисандр, ель, пихта).

Некоторые относят соус к пастели, по своим свойствам они действительно схожи, однако соус более насыщен по тону. Хорошо сочетается с углём и тушью. Уголь, все вы знаете, получают из сажи.

Обращаю внимание на развешенные заранее примеры работ, выполненных мягкими материалами. 

3-6. Объяснение нового материала, практическая работа(36 мин.)

- Мы начнём осваивать эту технику при помощи сангины, работать будем по сухому. Рассказываю, какие есть способы рисовании (по сухому, по мокрому, по тонированной бумаге, комбинированная техника).

- Для начала кто может сказать, что такое тушёвка?Показываю, как нанести и растушевать материал.

 - Растушёвывать можно кусочком бумаги, специальными бумажными растушёвками или просто пальцем. Первым упражнением будет тоновая растяжка, которую мы выполним с помощью тушёвки.Возможные ошибки: неравномерность растяжки, штриховка вместо тушёвки.

- Задание не сложное, все справились хорошо. Мы будем рисовать прямоугольный параллелепипед, который вы все хорошо знаете. Давайте вспомним, как построить эту фигуру. С чего мы начинаем? Как измеряем углы? Как достраиваем внутреннюю конструкцию? Несколько человек сделают это на доске. 

- Все вспомнили, теперь берём новый лист А4 и приступаем к рисованию куба, рисуем легко сангиновым мелком, как карандашом.Возможные ошибки: ошибки в построении, определении горизонта, обратная перспектива, слишком сильный нажим на карандаш, грязь.

- Следующий шаг – при помощи уже проделанной нами тушёвки решаем фигуру в тоне с учётом освещения. Наиболее освещённые части можно решить путём уплотнения окружающего фона. Начинать следует с прокладки теней широкой стороной мелка (…)

- Четвёртый этап - тональный разбор. Давайте вспомним, что такое тон в рисунке. Тон – светосила/«светлотность», которая зависит от освещения, собственной окраски предметов, степени их удаленности от наблюдателя. В данном случае предмет у нас белый, что упрощает работу. 

- Какие существуют градации тона?- Свет, полутень, тень.- А ещё? Градации таковы: блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая. Наша задача разобраться в тоне куба и окружающего пространства. Сравнивайте, что светлее, что темнее, как соотносятся освещённые и теневые части между собой. Мы наметили общие массы теней. Теперь же следует найти наиболее тёмное место и усилить его тон, затем найти самое светлое и выбрать его ластиком. Анализируя тональные отношения, разбираемся с рисунком.

Для того чтобы высветлить участок изображения, можно пользоваться пальцем/растушкой (показываю) или просто губкой. Возможные ошибки: перетемнение, серость в работе, грязь (неравномерное нанесение тона/«куском»), неправильное определение тональных отношений. 

- На последнем этапе мы должны посмотреть в целом на нашу работу и обобщить или выделить необходимые элементы. Разговор о линии напряжения. Возможные ошибки: серость рисунка, путаница в тоне.- Закрепляем свои рисунки лаком для волос и заканчиваем работу. 

7. Организационное завершение (4 мин.)

В течение урока отмечаю для себя тех, кто успешнее всего справился с заданием, называю этих людей классу, выставляю оценки. Вы все сегодня очень хорошо поработали. Напоминаю, что в следующий раз нужно принести с собой, собираю работы. Урок окончен. До свидания. 

Критерии оценки:правильное выполнение упражненияКомпозициясоразмерность изображения и листа (не слишком большое и не слишком маленькое)правильное размещение в плоскости листа (не смещено вниз, вверх, влево или вправо)отсутствие неоправданного пустого пространства

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 32.72 Kb
Количество скачиваний: 50
Просмотров: 173

Похожие материалы