Урок литературы в 9 классе «Век нынешний и век минувший в комедии А.С.Грибоедова «Г

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Рабочие программы
Автор:
Урок ««Век нынешний и век минувший в комедии  А.С.Грибоедова «Горе от ума». Конфликт поколений в романе План урока. 1.     Объявление темы урока. 2.     Реализация домашнего задания.  Учащиеся отвечают на вопросы, которые касаются « триединства» как принципа классицистической комедии, основные сюжетные линии, композиция комедии, отношение Чацкого к Москве и московскому дворянству в целом. 1)     Эвристическая беседа «Особенности композиции «Горе от ума» строится на вопросах:  -Единство времени и места – действие совершается в течение одних суток в одном месте в Москве, в доме Фамусова. – А какое же единство не соб ---   --Какое событие первого действия является завязкой этих сюжетных линий и почему? Учитель   дополняет, что завязкой как первой, так и второй линии является приезд Чацкого. Во-первых, Чацкий становится 3-ей вершиной в любовном треугольнике Софья – Молчалин – Чацкий, во вторых он вступает в конфликт с московским дворянством. Говорит, что портрет московского дворянства предстанет перед вами в сообщении «Москва как место действия комедии». -Как же относится Чацкий к Москве и ко всем «московским»? Дома вы подбирали цитаты из первого диалога Чацкого с Софьей. - Скажите, каково же его отношение к Москве в момент его приезда в этот город? 2)     Индивидуальное сообщение учащегося  «Москва как место действия комедии А.С Грибоедова « Горе от ума». Фронтальная беседа. Отношение Чацкого к Москве – подбор цитат из диалога Чацкого с Софьей. 3.     Объяснение нового.  Анализ второго действия. Продолжая знакомство с бессмертной комедией  А.С. Грибоедова, обращаемся ко II действию.  Вспоминаем, чем закончилось  первое действие. Учитель  предлагает для анализа  следующие вопросы: -Каково настроение Фамусова вначале монолога? Чем он обеспокоен? -Как меняется его настроение к концу речи? Что успокаивает героя? - Какие приёмы использует автор для создания комической ситуации? Далее анализируем диалог Чацкого и Фамусова.  Учитель задаёт наводящие вопросы: -Кто является инициатором спора  - Фамусов или Чацкий? -Это люди одной эпохи или разных? -Что важно для «века минувшего»? - А что важно для Чацкого? Вступительное слово учителя, постановка задачи перед просмотром фрагмента спектакля«Горе от ума» по пьесе Грибоедова и по ходу просмотра заполняем  на основе высказываний героев таблицу в тетради ,где даётся характеристика жизненным  ценностям Фамусова и  Чацкого и  путей их достижения. Далее учителем и учащимися подводится вывод по итогам проделанной работы: -Почему  оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении? -Можно ли их конфликт назвать конфликтом поколений? - Проследите по тексту , о чём говорит Скалозуб, какие слова употребляет в речи. Каковы его взгляды на жизнь, на карьеру? Далее чтение по ролям д.2, явления 5 от слов «Сергей Сергеич, к нам сюда – с…» До слов «…другая сыщется столица как Москва». Анализ явления проводится в форме аналитической беседы по вопросам: -Как раскрывается Фамусов в  5 явлении. Композиционная роль Скалозуба, Чацкого.  - Каким представляется вам полковник Скалозуб? - К какому поколению он принадлежит по возрасту – Чацкого или Фамусова?  - А по убеждениям? -  Как вы думаете, с какой целью именно в этом явлении автор вводит Скалозуба? 5. Анализ монолога «А судьи кто?..». Заполнение таблицы.   - Так за что и против чего выступает Чацкий?  Чем вызван этот протест? 6.Создание проблемной ситуации путем задания дискуссионного вопроса: можно ли конфликт Фамусова и Молчалина назвать конфликтом поколений? 7.Домашнее задание: наизусть монолог Чацкого «А судьи кто?..»    
Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 49.5 Kb
Количество скачиваний: 202
Просмотров: 468

Похожие материалы