Урок по декоративной композиции для 5 класса по теме «Борецкая роспись»

Предмет: ИЗО, МХК
Категория материала: Конспекты
Автор:

Задача урока познакомить учащихся с историей промысла и произведениями росписи, технологией выполнения и особенностями рисунка. Приобщить детей к культуре Севера. Развитие эстетического вкуса и знаний традиций северных мастеров.

В течении всех часов, учитель дает рекомендации по росписи деревянных предметов, элементы росписи, композиционные решения, построение орнаментов. Уроки дают много информации об этой прекрасной, самобытной традиционной крестьянской росписи Русского Севера. Этот небольшой конспект урока - желание помочь тем, обучает детей традиционным росписям Русского Севера.

Выдержка из текста:

"Борецкая роспись

Всего на роспись отводится 20 учебных часов:

  1. Создание эскиза росписи;
  2. Подготовка деревянного предмета к росписи (доска);
  3. Нанесение рисунка на поверхность предмета;
  4. Роспись деревянной поверхности;
  5. Лакировка.

Ход урока:

Запись на доске: Борецкая роспись.

Учитель:

Давным-давно, много веков назад, когда в северных краях шумел могучий, нетронутый лес и полноводные реки несли свои воды в Белое море, жили здесь свободные, сильные и красивые люди: охотники, рыбаки, земледельцы, скотоводы. Они строили церкви, дома, выращивали лен, хлеб, ловили рыбу, выходили в море на зверя.Русский человек всегда мог обустроить свой быт. С помощью плотницкого топора и ножа он умел построить дом, ветряную мельницу, ему по плечу была и мебель, и ткацкий станок; мог изготовить посуду, прялку для жены и дочери, смастерить игрушку для детей. Все это выполнялось им из дерева.Вначале была резьба, т. е. мастер свое изделие украшал резьбой, затем резьбу стал раскрашивать.

Роспись как самостоятельный вид искусства появилась позже. Благодаря тому, что веками накапливаемые приемы росписи передавались от отца к сыну, от деда к внуку, традиции народного древнерусского искусства дошли и до нас.Далее рассказ ведется с демонстрацией изделий Борецкой росписи.Исстари народ любил все яркое, красочное, расписное. Расцвечивалась яркими узорами посуда: кружки, ложки, братины, утицы, ковши, туески. Украшались росписью лошадиная сбруя и дуги, хомуты и топоры, сани и грабли.

Радовали глаз расписные детские колыбельки, мебель, даже стены и потолки. Но особое место – прялке.Русские народные мастера издревле любили применять в резьбе, росписи, вышивке, ткачестве символы, сохранившиеся еще с языческих времен. Здесь и солнце, дающее, по их представлению, все блага жизни, изображавшееся в виде круга или ромба, коня или оленя; и львы, единороги, как обереги от всех бед; и «древо жизни» с райскими птицами, рождающее мечты о далекой прекрасной жизни; и петухи, возвещающие о восходе солнца.

Лебедь в древней мифологии символизировала бескрайнее небо, конь и утка означали солнце и воду, а излюбленный красный цвет – земное плодородие и стихию небесного огня и солнца.Роспись Борка – графическая, белофонная. Здесь значительную роль играет линия, контур, она четко обрисовывает элементы росписи черным или коричневым цветом.Борецкие расписные прялки благодаря их необычайной красочности, ковровой нарядности растительного орнамента и органически вписанных в него бегущих коней, фантастических птиц, изображений людей, львов, единорогов пользовались заслуженной славой у населения на протяжении трех столетий. Прялки, грабли, дуги, колыбели, деревянная посуда стали подлинным украшением музейных коллекций народного искусства.

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 25.28 Kb
Количество скачиваний: 12
Просмотров: 91

Похожие материалы