«Знакомство с народной культурой школьников при работе с берестой на кружковых занятиях»

Предмет: Технология
Категория материала: Тесты
Автор:

 

 

«Знакомство с народной культурой школьников

при работе с берестой на кружковых занятиях»

 

 

 

  Автор материала:

                                                                                                     Зинин Сергей  Александрович,

                                                                                               педагог дополнительного образования
                                                                                                высшей квалификационной категории,

                                                                                               МКОУ ДОД Дома детского творчества
                                                                                            р.п. Чистоозёрное, Чистоозёрного района
                                                                                                                         Новосибирской области  

 

 

 

 



 

 

р.п.Чистоозёрное 2015г.

 

 

 

 

Содержание

 

Введение. 3

 

Глава 1. Теоретические основы работы с берестой. 8

1.1. История бересты.. 8

1.2.  Основные центры берестяных ремесел. 12

1.3.  Сроки и особенности заготовки бересты.. 17

1.4.  Инструменты и приспособления. 19

 

Глава 2.  Особенности ознакомления школьников основам художественной обработке бересты на кружковых занятиях. 21

2.1. Организация работы на кружковых занятиях. 21

2.2.  Знакомство школьников с основными видами работ с берестой. 27

2.3. Методическая программа занятий по художественной обработке бересты на кружковой работе. 36

2.3.1  Пояснительная записка. 36

2.3.2. Вводное занятие. 38

2.3.3.  Программа занятий. Первый год обучения. 39

 

Заключение. 41

Литература. 43

 

 

 

  Введение

 

 

Народные художественные промыслы занимают видное место в отечественном декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры. Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы.

Работа с берестой нередко связана с кропотливой, тонкой проработкой деталей, декоративных композиций, поэтому только самые усидчивые и трудолюбивые дети могут заинтересоваться этой работой и заниматься ею в течение долгого времени. Если младших школьников обучают азам этого ремесла - первым ступенькам работы с берестой, то старшие школьники  в состоянии выполнить уже более сложные работы, воплощать в некие декоративные образы обычные материалы. О русском народном искусстве, включая и промыслы, существует довольно обширная литература, посвященная как общим вопросам, так и отдельным частным проблемам их развития.

Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей. Во-вторых, необходимо ввести в занятие со школьниками особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.

Учебные задачи:

1.     Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.

2.     Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия.Воспитывать восприятия красоты природы и бережного отношения к ней.

3.     Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

4.     Развитие творческого воображения учащихся, зрительного восприятия окружающих предметов (формы, величины, расположение частей, цвета), сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствование координации движений, гибкости, и точности в выполнении движений.

5.     Знакомство с основами мастерства и профессиональной подготовки в декоративно-прикладном творчестве.

Доступность, легкость в обращении с берестой притягивает внимание детей всех возрастов. Работы, изготовленные из бересты руками ребят не, только украшают дом, но и создают уют. Ребенок, выбирая бересту для работы, присматривается к ней, обращает внимание на цвет, форму, толщину. Все это развивает эстетический вкус, наблюдательность, пространственное мышление.   В процессе занятий учащиеся знакомятся с новыми понятиями и словами. При подведении итогов они активно обсуждают выполненные работы, что способствует развитию речи и навыков общения, проявления интереса друг к другу.        В ходе занятий дети получают положительный эмоциональный настрой. Труд по изготовлению работ из бересты способствует развитию личности ребенка, воспитанию характера, воли. Самостоятельное выполнение работ формирует такие качества как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.         Доступность природного материала – бересты, его привлекательность, быстрота получения результатов, делает работу над программой актуальной и необходимой.

 

Глава 1. Теоретические основы работы с берестой

 

1.1. История бересты

 

 

Каждому приходилось встречать в лесу сгнивший березовый пень. Ударишь ногой – мелкой трухой рассыплется древесина, но целой и упругой останется береста.          Люди давно заметили долговечность бересты, ее способность не поддаваться гниению.Бересту подкладывали под нижний венец рубленой избы, что бы в него не проникала сырость. Плели из бересты влагоустойчивую обувь, обшивали лодки берестянки, делали знаменитые теперь туеса, в которых в жару молоко и квас оставались холодными. В Древней Руси бересту использовали как бумагу. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древне русской письменности, позволившие ученым заглянуть в далекое прошлое.

История берестяного ремесла уходит корнями в далекое прошлое. Первобытный человек жил в полном единении с природой. Вся его жизнь зависела от нее: природа давала пищу, строительные материалы и орудия труда. С деревом, которое его укрывало, обогревало, охраняло и кормило, у человека были особенные отношения.  У каждого народа были свои почитаемые деревья. У живших в так называемом таёжном поясе Земли, чаще всего среди священных и любимых деревьев встречается, береза. В русском ритуале с березой во время Троицы сохранилось много тотемических элементов. Исключительность, которая принадлежит березке, объясняется, по-видимому, тем, что это первое, наиболее раннее дерево, одевающееся в яркую, нарядную зелень, тогда как другие едва начинают распускать почки. Отсюда возникает представление, будто именно березка обладает особенной силой роста. Средоточием этой силы считаются верхушки и ветки - от них идет рост и, следовательно, здесь находится их сила. Эту силу надо использовать. Такова простейшая мыслительная основа, приводящая к различным обрядам, связанным с березкой.

 Береста легко снимается со ствола, обрабатывается с помощью простейшего инструмента. Она легкая, прочная, водонепроницаемая. Прекрасный подсобный строительный материал, подобного которому трудно найти в тайге. Археологические раскопки принесли немало находок, которые проливают свет на то, как использовали бересту. Торф хорошо сохранил остатки жилища, мастерской, ямы-хранилища. Внутри строений обнаружены очаги, устроенные из камней или на песчаной подсыпке. Прослежены остатки полов, выстеленных берестой или сосновой щепой. Сверху конструкцию могли покрывать корой, берестой, плетеными из трав или камыша матами... На поселение Веретье обнаружены ямы-хранилища, вырытые в песчаной почве около холодных ключей у леса. Они были выложены деревянными плашками и берестой, в них находились остатки рыбы. У берега на специальных площадках обрабатывали древесину, а мастерская по обработке камней обнаружена около одного из жилищ, у выхода к лесу. Здесь у стены дома стояла наковальня из зеленого валуна, на которой делали каменные орудия, и рядом берестяная емкость или туес, внутри которого было 23 кремневых предмета. Туес состоял из полого листа бересты, концы сворачивались вверху, как крышка... Интересны грузила для сетей или ловушек, сделанные из камней или нуклеусов и обернутые берестой... Резцы бобра вместе с челюстной частью использовались в качестве резака, при этом удаляли острые отростки кости и сохранившуюся часть обертывали полосой бересты, превращая в рукоять. Как видим, с далекого прошлого человек использовал бересту для покрытия крыш, полов, стен, изготовления простой утвари и как подсобный материал для связывания, обертывания. Благодаря этому качеству мы можем заглянуть в жизнь наших далеких предков. Порой непонятно, как использовался тот или иной предмет из бересты, но ясно, что пользу она им приносила. Раскопки в древнем Новгороде принесли тысячи деревянных предметов, в том числе свыше 4000 фрагментов берестяных изделий, многие из которых были декорированы тиснением, резьбой, росписью. Берестой покрывали крыши, стены. Из нее делали утварь, обувь. Берестой обшивали лубяные короба. На бересте писали и рисовали. На крышках коробов иногда давалась космогоническая картина: центральная часть изображала землю, представленную усложненными знаками плодородия, земля вокруг омывалась водой, а все это вместе, земля и вода, было окружено солнечными знаками в виде косого креста (без кругов). Орнамент покрывал весь короб сверху донизу, что, очевидно, было связано с идеей полноты.

Интересные археологические находки, связанные с берестой, были обнаружены во многих регионах земного шара. Упомяну только две: берестяные изделия из гробницы Тутанхамона (14 в. до н. э.) и прорезная береста на колчанах скифских воинов в виде накладок (сложный растительный орнамент) - 2-е тысячелетие до н. э.1 1. Накладки из бересты хранятся в Волгоградском областном краеведческом музее.

Но самое удивительное - это берестяные грамоты, на которых писали наши предки в Новгороде, Смоленске, Рязани в XI-XIV веках. На мягкой податливой поверхности буквы легко процарапывались острой костяной палочкой. Другой конец палочки часто украшался головками коней, львов и имел отверстие, через которое ее подвешивали на поясе. 

Новгородцы знали такой способ предварительной обработка бересты, который делал ее мягкой и эластичной. Обработанная береста становилась податливой и не коробилась. Возможно, крестьяне заготавливали писчую бересту не только для своих нужд, но и на продажу. Жители Великого Новгорода покупали ее в торговых рядах так же, как и мы теперь покупаем бумагу в магазине.

Писали на бересте не только взрослые, но и дети. В Новгороде была найдена даже настоящая берестяная книжка, очень маленькая, из двенадцати страниц, написанная во второй половине двенадцатого века, содержащая текст вечерней молитвы. Древние новгородцы, конечно, не подозревали еще об одном необыкновенном свойстве бересты - ее способности сохраняться долгие годы. Новгородские письма на бересте, пролежав в земле больше восьми столетий, дошли до нас. Хотя бумага заменила бересту, но нет-нет, да и вспоминают люди о древнерусском папирусе, например известны случаи, когда в Великую Отечественную войну, при отсутствии бумаги, партизаны печатали на бересте свою боевую газету.

Бытовые предметы из бересты украшали ажурным прорезным орнаментом. Больше, чем где-либо, резьбой по бересте занимались мастера в Великом Устюге и окрестных деревнях. В наши дни, в деревне Кузино под Великим Устюгом, работает цех прорезной бересты, продолжающий традиции старых умельцев. Его берестяные кружева славятся на всю страну.

В прошлом береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири и Дальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и кончая строительством дома, везде использовали бересту. В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам береста предохраняла от гниения. Нижние венцы деревянного сруба, подоконники, перекрытия дольше служили, если между деталями конструкции прокладывали бересту. Вот что писал Петрей Петр в начале XVII века, описывая Московское государство: "...они умеют так ловко и плотно класть бревна одно на другое, что на дом не потратят ни одного гвоздя, они покрывают эти дома досками, а всего лучше корой березы...".

В некоторых деревнях и сейчас покрывают баньки и подсобные строения берестой из-за дороговизны рубероида. Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много берестяной утвари, столь необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, зобни, пестери, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы. С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Солонки были разных размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы. Разбитые горшки получали "вторую жизнь" после обвивания их берестяной лентой. Во дворе можно было встретить простую конскую упряжь из бересты, веревки, на рыбацких сетях - поплавки. Все, начиная с обуви и кончая шляпой, можно было сплести или сшить из бересты. В 1882 году на Всероссийской выставке в Петербурге в финском отделе был выставлен костюм, где шляпа, пиджак, штаны, сапоги были сплетены из бересты.

Прочно вошла береста в "мир детства" в виде игрушек. У каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки. В дальнейшем его окружали плетеные из бересты игрушки в виде животных, людей, предметов быта. Простейшие игрушки: мячики, лодочки и другие - ребенок мог сделать сам. У народов Сибири повсеместно бытовала берестяная колыбель, которая была переносной. Бересту использовали для изготовления музыкальных инструментов: пастушьих рожков и жалеек. Много пословиц и загадок связано с берестой, по которым можно судить о том, какое место занимала она, в крестьянском быту.

 

1.2.Основные центры берестяных ремесел

 

 

На холмогорский берестяной промысел большое влияние оказало искусство косторезов. Ажурные узоры, сказочные птицы и неведомые звери легко перенеслись на берестяные шкатулки и портсигары. Кость стоила дорого, а из бересты золотые руки резчиков делали дешевые, но не менее красивые и изящные вещи.   Грифонов, сказочных животных, любили изображать на Руси. Грифоны украшали шлем князя Мстислава, сына Юрия Долгорукого.

По всему  русскому Северу исстари была известно очень  простая, но выразительная техника украшения предметов берестяными полосками с зубчатым краем, которые набивались маленькими деревянными гвоздиками. Иногда для усиления декоративного эффекта их раскрашивали в красный, синий или зеленый цвет.

Современные мастера тоже используют эту технику. Олонецкий промысел. Один из интересных берестяных промыслов Олонец находился в западном районе русского Севера. В 17 веке на реках Выг и Лекса поселились старообрядцы, скрывающиеся от царского преследования.Их туеса  из  бересты с большими розетками из  ажурных лучиков, под которые подложена слюда и цветная бумага, выделяются изысканностью узора, превращающего изделия в легкие, сверкающие солнышками шедевры. Их делали в 18 столетии мастера Выголексенского старообрядческого монастыря. Со временем здесь сложился уникальный центр культуры и художественных ремесел - писали и украшали книги знаменитой поморской вязью, расписывали деревянную мебель, рисовали лубки, процветало медное литье.  О том, что здесь  существовал и берестяной промысел, стало известно из документа первой трети 18 века, в котором  говорится о запрете вольной продажи и выделки, художественно оформленных туесов: "...делают же сия не по чину пустынному, но с прикрасами мирскими слюду полагают, басмами басмят. Еще же и делают, и раздают неведомо куда без благоволения настоящих и поставленных над ними надзирателей".

Среди северных народных промыслов красочным многоцветием выделяются росписи Северной Двины. Здесь на берегу великой реки в деревнях с центром в селе Пермогорье крестьяне занимались тем, что расписывали  изделия из дерева, в основном - предметы быта и посуду. Среди этих изделий были и берестяные туеса, или, как их здесь называли, бураки.  На туесках изображали сладкоголосую птицу-деву Сирин. Спускаясь на землю, птицы пленяли людей чудными голосами, райским пением. Этот сюжет пришел с древнего Востока. Еще Гомер писал о морских девах-сиренах, завлекавших пением мореходов. Птицу Сирин часто можно было видеть на предметах крестьянского обихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в народной вышивке и кружеве.Роспись названа пермогорской, ее отличает тонкий графический рисунок и красочная гамма узоров, сплошным ковром покрывающих предметы. Это орнаментальное узорочье берет свое начало в живописной традиции древнего Новгорода, в ярком искусстве 17 века.

Одним из богатейших городов в старину был Великий Устюг. Этот древний  русский город, основанный в 1192 году, стоит у подножия горы Гледень.Раньше Великий Устюг и его окрестности были центром производства художественных изделий из бересты. Когда устюжские резчики брали в руки бересту, они превращали ее в тончайшее кружево, и получался дорогой на вид ларчик, совсем как из кости, с блестящим фоном от подложенной фольги.   Другие мастера делали берестяные изделия, которые очень напоминали узорное просечное железо.  Испокон веков Устюг славился на всю Россию, и даже за ее пределами, сундучками, окованными полосами фигурно высеченного железа.

Рис.11

Одним из крупнейший  берестяных промыслов на Севере было Шемогодье. Здесь крестьяне деревень,  раскинутых по берегам извилистой Шемоксы, издавна занимались изготовлением изделий из бересты. Возник промысел не без влияния  Великого Устюга, который с 16 века был средоточием культуры и художественных ремесел.В Шемогодских изделиях, как правило, нет сюжетных изображений,  только цветочный и растительный орнамент. Основным его мотивом является плавный побег со спиральными завитками и крупными розетками с мелкой прорезью.

Важно и то, что более 200 лет деревня Куров Наволок, центр берестяного производства, принадлежала Великоустюжскому Михайло-Архангельскому монастырю. Богатейший монастырь привлекал к себе талантливых архитекторов, резчиков, мастеров различных художественных профессий. Это не могло не оказать определенного влияния на формирование художественных вкусов крестьян деревень, принадлежавших монастырю и тесно с ним связанных.

Изделия резчиков с берегов Шемоксы и их назначение были продиктованы спросом крестьянского быта: бураки, коробки, табакерки. Все они отличаются большой устойчивостью и традиционностью формы. В конце 19 века, после того, как промысел приобрел известность, среди его изделий появляются папиросницы, платочницы, шкатулки для перчаток, рамки для портретов - все, что могло найти спрос в городе.

Рис.12

  Резьба шемогодских мастеров отличается неповторимым своеобразием. Для шемогодской бересты характерен блестящий подцвеченный фон: под ажурную прорезь подкладывается металлическая фольга разных цветов, цветная бумага или же фон просто подкрашивается в другой, контрастный с берестой, цвет.

В рязанских землях процветали различные ремесла: гончарное, кузнечное, ювелирное, резьба по кости. Но, конечно же, в "стране березового ситца" особым уважением пользовалась береста.

Рис.13

 Рязанскую бересту трудно спутать с северной. В ней уже не встретишь ажурной прорези, ее заменяет тиснение и гравировка. Но сюжеты настолько выразительны и многообразны, что невольно привлекают к себе внимание. Здесь сцены охоты, фигуры зверей и птиц, множество жанровых сцен, портреты исторических лиц. Источником этих многочисленных и разнообразных изображений была книжная иллюстрация 18-19 веков.

Рис.14

 Известны даже иконы на бересте. В первой половине 19 века их изготавливали в Рязанской губернии. Центр берестяного промысла находился недалеко от Николо-Радовицкого монастыря. Поэтому особенно почитаемыми были иконы, посвященные Николе Радовицкому, любимому местному святому.  Центр берестяного промысла находился недалеко от Николо-Радовицкого монастыря. Монастырь был основан еще при Иване Грозном иноком ИоноюРогожей в месте явления ему образа святого Николая. В 1825 году там был построен новый Никольский собор, привлекавший многочисленных богомольцев. Для них изготавливались иконы и образки, в том числе и берестяные, с изображением святого Николая Радовицкого.

На Урале сложилась особая художественная культура, в которой сочетались разные потоки.  Это берестяной промысел Нижнего Тагила. Он впитала в себя искусство и быт русского Севера и Поволжья, которые принесли с собой переселенцы из этих земель в 17 веке, горнозаводских промыслов и декоративной росписи Среднего Урала и Прикамья 18-19 столетия. Бурачное производство на Урале известно издавна. Изготовлением бураков занимались целыми семьями. Мужчины заготавливали сырье и делали сами бураки, а женщины их расписывали. Бураки  украшались тисненым узором. Самыми распространенными мотивами были розетки, полоски, бусинки. Из них составлялись геометрические затейливые композиции, которые затем раскрашивались в яркие цвета.

В Нижнем Тагиле сочетали тиснение с росписью. Существовал даже особый тип бурака под названием "крестьянский". Он был расцвечен ярким цветочным узором. Особенно любили букеты из больших цветов и роз. Они повторяли многочисленных вариантах излюбленные мотивы прикладного искусства 18-19 веков. Таким нарядным букетом на ярком зеленом фоне украшали даже простую рыбацкую принадлежность - мормышницу для червей.

Рис.16

Часто тисненая береста сочеталась с росписью.   Тиснение - наиболее старый тип украшения бураков на Урале. В его геометрических узорах сохранялись древние мотивы с космогонической символикой. Строгие монументальные формы больших бураков соответствовали суровой и могучей природе Урала.В больших берестяных туесах солили грибы, хранили мед.

Рис.18

Береста широко использовалась в хозяйстве якутов. Из нее делали посуду и утварь: ведра для воды и молока, плоские чашки для еды, туеса для жира, ведра для сбора ягод.  Эти предметы  украшались ярким якутским орнаментом. Коробочка имеет сложную форму, традиционную для якутской утвари и посуды. Изготовлением посуды обычно занимались женщины.Якутские мастера выполняли изделия из бересты также в комбинации с тальником и конским волосом. При изготовлении туеса или короба  на сколотень сначала надевали свободно скользящие широкие берестяные кольца и укрепляли их на нем с помощью обручей из прута тальника. Эти обручи искусно оплетали черным или темно-коричневым конским волосом крест-накрест. Иногда коробочки из бересты украшались ажурной резьбой с подкладкой из слюды.

Рис.9

 

Оплетка волосом  характерна для якутских изделий, а сочетание прорезной бересты со слюдой, возможно, пришло с русского Севера вместе с переселенцами. В таких сосудах хранили молоко, воду и рыбий жир. Эти предметы украшались традиционным якутским орнаментом. Для него использовались различные приемы: аппликация из кожи, раскрашивание в разные сажи. Черную краску получали из обычной сажи. Плоскодонные коробки делались из простого куска бересты, белым слоем наружу, углы складывались конвертом. Внутри их часто украшали легкой гравировкой. Они служили тарелками, чашками, ковшиками для воды. Изготовлением такой посуды обычно занимались женщины.

Рис.21

В последнее время возникают и новые промыслы художественной обработки бересты. Творческий коллектив "Прокопьевская береста" был создан в 1988 году художниками-профессионалами. Особый колорит прокопьевской бересте придает ее обращение к национальным орнаментам и формам искусства народов Сибири.

 

1.3.Сроки и особенности заготовки бересты

 

 

Для изготовления изделий из бересты необходима береста, ровная, гладкая, без сучковатых наплывов и наростов. Сразу скажем о том, что заготавливать бересту можно только во время плановых рубок деревьев. Растущие деревья для заготовки бересты ни в коем случае нельзя: снятие коры с живого дерева ведет к его гибели.  Заготавливают бересту в конце мая начале июня. В это время береста увлажняется от тока воды внутри  дерева, и легко отслаивается без срывов и трещин. В другое время снять бересту практически невозможно. Если ее снимать умело, не повреждая следующий слой коры - зазелень, то это не вредит дереву, и через несколько лет на нем вырастет снова нарядная белая одежда. Береста по своим качествам бывает, различна, По наблюдениям специалистов - берестянщиков, качество ее зависит: от возраста дерева, от местности, где она произрастает, от здоровья березы.  На молодых березах (3-4 года) бересты совсем нет. На березах 12-15 лет береста тонкая, чистая и мягкая. На очень старых березах и близ комля береста бывает с наростами, с трещинами и толщиной 75-100 см. в обхвате. С берез, растущих на слишком сырых болотистых местах, береста получается не прочная, с шероховатостями, с множеством мелких  и крупных черточек.

На открытых солнечных местах береста молорастяжима, непрочна. Лучше взять бересту с берез, растущих на умеренно тенистых лесах. Березы, пораженные болезнями, насекомыми грибами, дают очень плохую бересту. Хороший материал дают совершенно здоровые деревья, и при этом береста должна сниматься на некоторой высоте от земли.    Бересту с деревьев снимают в зависимости от назначения; узкими лентами, листами и пластами.

Для прорезной бересты понадобится листовой или пластовый материал, он проще снимается со стволов деревьев. Делается разрез вдоль всей гладкой части ствола. Резец или нож вводится на глубину толщины бересты, и плавным движением делают надрез. Надрез нужно делать в том месте, где больше на бересте  неровностей и шероховатостей. Что бы при работе с листом все неровности находились с краю листа, а не в центре.  После от концов надреза  делают  еще надрезы поперек всего ствола. Подцепив края пласта ножом, легонько поднимают и, ухватив пальцами, плавно начинают отслаивать лист. По мере снятия могут попадаться наросты, вросшие во внутренний слой березы, от этого береста рвется. Поэтому ее нужно по мере снятия подцеплять их ножом и выковыривать, чтобы она не слоила бересту.

Бересту для изящных, художественных изделий надо хранить особенно тщательно, для этой цели необходимо прохладное помещение. Сложенная в сырых помещениях береста покрывается плесенью, от чего на ней появляются бледные и беловатые пятна. От солнечных лучей у бересты через 4-5 дней ухудшается окраска, она становится красноватой. От продолжительного лежания на свету береста становится совершенно белой. Все изменения в цвете бересты, сопровождаются ухудшением прочности гибкости, растяжимости.Для хранения бересту кладут в пачки между двумя досками, прижав их с верху грузом, что бы береста ни сворачивалась.

Сколотни для туесков можно заготовить в прок. Для сколотня бересту снимают со ствола целиком. На стволе делают кольцевые  разрезы, отстоящие друг от друга на 40-50 см. Затем в нижний разрез под слой бересты нужно просунуть сочалку и отслоить от ствола берестяной цилиндр. Чтобы сколотни не деформировались и не занимали много места, в самый большой сколотень нужно последовательно вставлять сколотни меньших размеров. Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях (чердак, подвал, сарай, кладовка). Бересту после снятия со ствола скручивают в клубки, белой стороной вверх. Лента, пролежавшая не скрученная несколько часов становится непригодной для работы. Хорошее правило при скручивании - с одной берёзы один клубок.  Однако если береста тонкая и количество сучков и трещин на берёзе не позволяют снимать бересту вполный рост, то клубки можно скручивать из лент разных деревьев.  Необходимо проследить за тем, чтобы между пластами оставалось некоторое расстояние для просушки. В клубках и пластами береста может храниться годами. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой. В таких условиях береста постепенно теряет свойство: старую бересту размачивают в воде определённое время, после чего её можно использовать в работе.

 

1.4.  Инструменты и приспособления

 

 

Бересту очень легко обрабатывать, и самыми простыми инструментами можно с успехом выполнять различные декоративные изделия.  Основной инструмент для работы над прорезной берестой - резак. Потребуется и пробойники – их изготавливают из трубок различного диаметра. Трубкам придают разнообразные профили – треугольника, круга, овала, ромба и т. д. Трубки нужно вбить в деревянные рукоятки и заточить с внешней стороны. Вместо трубок можно использовать листовую сталь.   Неплохо сделать и чеканы для теснения. Они изготавливаются из палочек (стержней, брусков) круглой, квадратной или прямоугольной формы. Древесина, для штампиков выбирается твердая, дуб, вяз, берёза, клён. Хорошие чеканы получаются и из древесины яблони и груши. Длинна палочек, выбирается такая, чтобы в процессе работы их было удобно держать: примерно 80-100 мм. Заготовив необходимое количество палочек, тщательно зачищают их от заусенцев и других неровностей. Затем одному из торцов, который будет рабочим, придают какой-нибудь элемент. Будущего орнамента: круг, квадрат, ромб, розетка, полоска. Чем разнообразней форма штампика, тем интересней композиция.

Рабочий торец с задуманной формой или элемента штампика обрабатывается с помощью ножа, стамески, напильника, других инструментов. Вот, пример того, как делается розетка. В торце круглой палочки необходимого диаметра засверливается небольшое углубление. Диаметр сверла подбирается такой, что бы ширина кольца оставалась не менее четверти (лучше даже трети) радиуса палочки.  Затем с помощью трехгранного напильника делают радиальные углубления. Расстояния между ними и ритм расположения может быть самым разнообразным. Более сложные чеканы, с элементами простительного орнамента, вырезают с применением небольших стамесок, для резьбы по дереву. Более сложные по форме штампики с элементами,  например, растительного орнамента вырезаются небольшими стамесками, которые используются в резьбе по дереву.

Необходимо в работе и шило. Особенно там, где нужно  нанести пунктирный рисунок или провести линии. Шило нужно притупить, что бы оно не царапало  древесину. Для работы с берестой  нужно изготовить подрезную доску, лучше всего из липы или осины.  Для первого раза пока не преобретется опыт изготовления чеканов можно использовать металлические  пуговицы   с  различным  тесненным  узором.

 

 

 

 

  Глава 2.Особенности ознакомления школьников основам художественной обработке бересты на кружковых занятиях

 

2.1. Организация работы на кружковых занятиях

 

 

Основным принципом педагогики является единство обучения и воспитания. Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.

Организация кружка начинается с подготовки помещения, приобретения материалов и оборудования. От этого во многом зависит успешная деятельность творческого коллектива. Материальное оснащение кружковых занятий постоянно должно быть в поле зрения педагога. Основу учебно-материальной базы, на которой в массовой школе можно осуществлять занятия декоративно-прикладным искусством, составляют учебные мастерские (по обработке дерева и металла) и их учебное оборудование. Помещение для занятий должно быть светлым, теплым и по объему и размерам полезном площади соответствовать числу занимающихся учащихся. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам промышленной санитарии и безопасности работы школьников. Особое внимание следует уделить рабочему месту ученика.  Наиболее удобными для занятий являются универсальные столы – верстаки.  На них можно выполнять любые операции, делать эскизы и другие графические работы. Столы и верстаки должны быть прочными, устойчивыми, надежно закрепленными. На каждом рабочем месте должно быть сидение, так как эскизирование, рисование, вычерчивание, а также ряд технологических операций по художественной обработке материалов выполняются сидя. Так как художественная обработка дерева нередко связана с кропотливой, тонкой проработкой деталей декоративных композиций, для уменьшения зрительного напряжения при таких операциях нужно позаботиться об освещении. Можно использовать как люминесцентное освещение, так и лампы накаливания. Когда требуется разбираться в тончайших цветовых оттенках (как это имеет место в работе по патинированию чеканного рельефа), рекомендуется объединять оба типа ламп. Общая мощность световых точек должна быть такова, чтобы на высоте столов освещенность составляла не менее 300 лк. При дневных занятиях, освещение должно быть спереди, так как в работе участвуют обе руки и при боковом освещении, будет тень на рабочем месте.

Серьезного внимания со стороны руководителя кружка требуют инструменты, которыми пользуются учащиеся. Руководителю кружка необходимо,  подготовить вместе с учащимися удобные, технологически оправданные инструменты, по весу и размеру соответствующие возрастным возможностям школьников и характеру профессиональных движений.  В кружке должны быть и принадлежности для зарисовок. В этом случае, если возникнет необходимость работы над композицией, учащиеся не будут терять время на поиски бумаги, карандашей, резинок и других материалов и инструментов.   Как уже отмечалось, для занятий со школьниками совершенно не обязательны кондиционные, дефицитные материалы. При работе с производственными отходами и бросовыми материалами учитель имеет больше возможностей для воспитательного воздействия на учащихся. Поэтому руководителю кружка в условиях конкретной школы необходимо заготовить доступный материал, привлекая к этому и членов кружка.

В помещении, где проводятся занятия декоративно-прикладного творчества, должны б

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 90.2 Kb
Количество скачиваний: 10
Просмотров: 86

Похожие материалы