Использование здоровьесберегающих приёмов и технологий (арт -терапия, кинезотерапия) в процессе обучения младших школьников в условиях ФГОС.

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:
Информация к презентации: "Использование здоровьесберегающих приёмов и технологий (арт -терапия,  кинезотерапия) в процессе обучения младших школьников   в условиях ФГОС.""

 

     

Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние клиента.

 

История возникновения

 

Термин "арт-терапия" (буквально: терапия искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Арт-терапия возникла в 30-е годы ХХ века. Впервые арт-терапевтические методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К.Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация.

 Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т.д..

 Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах, всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру.

 

Задачи арт-терапии

 

1.      Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.

2.      Облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного   метода.

3.      Получить материал для психодиагностики.

4.      Проработать подавленные мысли и чувства.

5.      Установить контакт с клиентом.

6.      Развить самоконтроль.

7.      Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

8.      Развить творческие способности и повысить самооценку.

 

Показания для проведения арт-терапии:

 

·         трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, сниженное настроение;

·          эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций;

·          переживание эмоционального отвержения другими людьми;

·          чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность;

·          повышенная тревожность, страхи, фобии;

·          негативная "Я-концепция", низкая самооценка.

 

Арт-терапевтическая сессия

 

Выражая накопившиеся переживания через творчество (рисунок, поделку, сказку), клиент сразу может почувствовать облегчение. Это первый шаг в арт-терапевтической сессии: выражение собственных эмоций в процессе создания художественного образа.Шаг второй: клиент прямо на рисунке изменяет ситуацию таким образом, чтобы она стала приемлемой для него. Меняя рисунок, он одновременно меняет и свое внутреннее представление, образ мышления, старается увидеть травмирующую ситуацию с разных сторон, находи варианты выхода из нее. Важно, чтобы клиент сам нарисовал свою проблему и сам нашел решение, как лучше преобразовать рисунок (поделку), так как предложения терапевта или педагога могут ему не подойти.

 

Виды арт-терапии

Арт-терапия в узком смысле слова - рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве.

·         Библиотерапия (в т.ч. сказкотерапия) - литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений

·         Музыкотерапия

·         Танцевальная терапия

·         Куклотерапия.

 

·         Изотерапия

 

 2009 Моргунова Татьяна,Рисование – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.Рисование – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе отрицательных или негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов. «Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая клиенту справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения. В некоторых случаях эта работа имеет явно "клинический" характер. Как, например, в случае умственной отсталости, аутизма, грубых эмоциональных и поведенческих нарушений у ребенка и осуществляется в медицинских учреждениях или в специальных школах, или школах-интернатах. В других случаях изотерапевтическая работа имеет скорее профилактический или “развивающий” характер, как, например, в случае наличия у ребенка легких эмоциональных и поведенческих расстройств, или определенных проблем психологического порядка, и проводится в обычных школах или при социальных центрах. Ребенок использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. По рисунку можно судить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости. Следует учитывать, что изобразительный материал и образ является для ребенка средством психологической защиты, к которому он прибегает в трудных для себя обстоятельствах. "Защитная" функция игрового пространства, материала и изобразительного образа предлагает также то, что они обеспечивают возможность регресса психики и тем самым необходимую степень "открытости" ребенка для психотерапевтической работы. Регрессия и отражение регрессивного материала (опыта, ролей, ситуаций) в изобразительном процессе ведут к взаимодействию с этим материалом и его постепенной реинтеграции. При всем многообразии различных форм арт-терапевтической работы и значительных различиях между отдельными группами детей, им всем присущи некоторые общие особенности, которые необходимо учитывать. Одна из этих особенностей заключается в том, что дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия в том числе, изобразительная, для них более естественна. Следует принимать во внимание и то, что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Поэтому их переживания, запечатленные в изобразительной продукции, легко доступны для восприятия и анализа. Существуют различные методики изотерапии, одной из которых является проективный рисунок, который может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем и переживаний клиентов. Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания ребенка, концентрации его на конкретных значимых проблемах, что особенно эффективно при коррекции детских страхов. Проективное рисование рассматривается некоторыми авторами как вспомогательный метод, который позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении. Эмоциональные проблемы и т.д. темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность выразить графически или рисунком свои чувства и мысли. Метод позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и обще групповых проблем.

 Обычно тема рисования охватывает:

 1. Собственное прошлое и настоящее ("Моя самая главная проблема в общении с детьми", "Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно", "Мой обычный день"); 2. Будущее или абстрактные понятия ("Кем бы я хотел быть", "Три желания", "Остров счастья", "Страх"); 3. Отношения в группе ("Что дала мне группа, а я ей", "Что я ожидал, что получил от общения в группе").

 В проективном рисовании используются следующие методики:

 

 1. Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, или выбирается членам группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 мин., затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а затем сам автор. Обсуждаются расхождения в интерпретации рисунка.

 2. Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу в процессе рисования.

3. Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). по окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.

4. Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д. Для рисования можно использовать такие разные техники. Живопись пальцевая, когда изображения создаются без помощи специальных инструментов (кисточки, стеки и т.д.), одними пальцами. Для этого обмакивают каждый пальчик руки ребенка в свой цвет (в жидкую гуашь или смоченную водой акварель) и рисуют на бумаге, проводя различные линии, или делая точки, мазки с помощью отпечатков кончиков пальцев, фаланг, ладоней. Данный прием активно используется в артпедагогике и арттерапии, так как позволяет снять у детей страх перед совершением ошибки и неудачей. Обычно интегрированные занятия подобного рода проводятся сразу двумя педагогами: воспитателем и педагогом-психологом. Возможен и другой способ пальцевой живописи. При этом пластилиновые колбаски накладывают на карандашный рисунок и, если необходимо, размазывают пластилин по поверхности. Можно сделать коллаж из пластилина, если добавить в изображение бусины, камешки и прочий мелкий материал. «Пластилиновое рисование» используется тогда, когда необходимо отвлечь детей от грустных мыслей, депрессии. Оно отвлекает внимание детей на процесс «действования», моделирования новой, более конструктивной картины мира. С другой стороны, оно дает возможность в социально приемлемой форме «выплеснуть» агрессивные эмоции, сплющивая и размазывая пластилин по картону. Первый способ является более простым для детей, поэтому применяется в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, второй – со старшими дошкольниками. Печатание – техника изображения с помощью печатей. В раннем возрасте на занятиях по ознакомлению с окружающим и декоративно-прикладному рисованию предлагается печатание листьями. Настоящий лист дерева, растения намазывают краской и отпечатывают на бумаге. Так создаются декоративные композиции.

 На занятиях по формированию элементарных математических представлений дети печатают геометрические фигуры с помощью форм из деревянного конструктора, надетых на карандаш. Отпечатывание – нетрадиционная техника изображения с помощью отпечатков. В отличие от техники печатания, она не дает возможности создавать стереотипные изображения, штампы. В младшем дошкольном возраста детям показывают разные способы отпечатывания. Для этого на любую поверхность наносят цветовое пятно, затем накладывают чистый лист бумаги. Получается отпечаток. Подрисовывая детали, ребенок придает ему определенный образ. Можно использовать отпечатки тюля, мешковины, на кусках бумаги, даже газетной с наложенными на ней трафаретами. Лист раскрывают и дорисовывают к отпечаткам какие-либо элементы, создавая сказочные образы. Данная техника очень часто используется на комбинированных занятиях по рисованию и развитию речи. Она позволяет решать задачи развития образной и связной речи, совершенствуя умения и навыки творческого рассказывания. В старшем дошкольном возрасте арсенал применяемых нетрадиционных техник изображения расширяется. Интересно, что при этом значительное место занимают игровые методы и приемы работы с детьми. Такие как рисование кусочками поролона. Во время рисования можно сначала смочить поролоном с водой лист бумаги – тогда изображения получаться таинственными, расплывчатыми, с мягкими очертаниями. В акварели перед началом «живописи по- сырому» бумагу равномерно смачивают водой. Когда вода впитается в бумагу и немного просохнет (через 2—3 минуты), тогда начинают писать. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так можно добиться мягкости в передаче очертаний предметов, воздушности и пространственности изображения. Рисование мылом. Для этого с помощью кусочка мыла дети наносят контурное изображение (как во время рисования простым карандашом). Затем сверху широкой кисточкой или губкой, кусочком поролона наносят краску (краски). Воспитатель при этом должен следить, чтобы ребенок не прижимал сильно кисточку к изображению, иначе след от мыла исчезнет. Можно создавать рисунки, выложив пену из мыльных пузырей на бумагу, и аккуратно окрашивая отдельные пузыри с помощью кисточки в разные цвета. Когда пузыри лопнут, то дети обнаружат на бумаге невероятные, сказочные изображения, которые можно дорисовать фломастерами, когда они высохнут. Рисование щеткой. Рисование осуществляется через постукивание щеткой или пробкой по намазанному краской листу. Можно сочетать с техникой набрызга. Для этого на бумагу кладут трафареты, смачивают в краске зубную щетку и, проводя ее по карандашу, направляют цветные брызги на бумагу. Рисование свечой. Тупым концом свечи на рисунок наносятся линии и штрихи. Капли с горящей свечи становятся пятнами и точками. При этом получается «Волшебный рисунок», которого сначала не видно, но стоит нанести на него тушь, чернила или краску, как он проступает на цветном фоне. При создании одной работы также могут сочетаться несколько техник. Кроме того, старшие дошкольники способны к созданию коллективного произведения. Например, в рамках создания творческого детского или детско-родительского проекта. В этом отношении великолепно смотрятся на стенах любой квартиры и детского сада коллажи, созданные ребятами и их родителями. Коллаж – прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Для создания коллажа можно использовать любой материал (коробки, нитки, шпагат, вату, поролон и др.). Коллаж в исполнении детей старшего дошкольного возраста - сочетание аппликации, рисования, конструирования из бумаги. А также рисование красками, мелками, карандашами или маркерами.

 Существует два способа работы с готовыми рисунками:

1.              Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного содержания.

2.              Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его психологическом содержании).

При интерпретации рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках специфические особенности. В проективном рисунке отражается непосредственное восприятие человеком той или иной ситуации, различные переживания, часто неосознаваемые и не вербализуемые.

 

Основными этапами коррекционного процесса с использованием метода проективного рисования являются:

·         Предварительный ориентировочный этап. Исследование ребенком обстановки,    изобразительных материалов, изучение лимитов и ограничений в их использовании.

·         Выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования.

·         Поиск адекватной формы выражения.

·         Развитие формы в направлении все более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация.

·         Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме.

 

 

•       Использзуемый интернет- источник:    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%82-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F

 

Кинезиологические упражнения по мере необходимости можно применять в начале урока, во время физминуток, в конце урока. Кинезотерапия - развитие мозга через движение - способствует развитию познавательных процессов, улучшает психоэмоциональное состояние ребёнка, развивает межполушарные связи, снимает  напряжение.

Некоторые, наиболее эффективные и полюбившиеся детям, а так же доступные в использовании на уроках, внеклассных мероприятиях методы и приёмы здорвьесбережения, предлагаю вашему вниманию.

 

Упражнения для развития внимания (по мере необходимости)

1.     Кончики растянутых вместе пальцев правой руки подводят к основанию мизинца левой руки со слегка сжатым кулаком. В следующий миг сжимают, наоборот, пальцы правой руки, растягивают пальцы левой руки и подводят кончики среднего и безымянного пальцев к основанию мизинца правой руки. Повторяют эти движения быстро и попеременно по 10 раз.

2.     Раскрывают пальцы левой руки, слегка нажимают точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторяют это 5 раз. При нажатии делают выдох, а при ослаблении усилия - вдох. Упражнение делают спокойно, не торопясь. Потом делают тоже самое для правой руки.

 

 

 

         Упражнения для развития памяти  

1.     Методика двигательного запоминания букв. Даются буквы, вылепленные из пластилина, вырезанные из дерева и т. д. Ребёнок должен ощупать букву, назвать её и записать. На начальном этапе тренировки можно предложить учащемуся самому вылепить из пластилина буквы. В дальнейшем следует перейти к запоминанию последовательности из 3 - 4 букв на основе их осязания. Последующий этап тренировки - буквы «промахиваются» в воздухе двумя руками в зеркальном отражении.

2.     Складывают большой и указательный пальцы кончиками вместе, с усилием прижимают их к друг другу, сгибая их в наружную сторону.

То же упражнение делают для большого и среднего, большого и безымянного, большого и мизинца (для каждой руки 20 раз). Затем кончиком большого пальца сильно надавливают на основание каждого пальца с наружной стороны и внутренней стороны.

3.     Одновременно двумя руками «промахать в воздухе» (записывать на листе бумаги) информацию, которую необходимо запомнить (буквы, таблицу умножения, формулу, иностранные слова).

         Упражнения для снятия эмоционального напряжения

1.     Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторять следует 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение также помогает в точном запоминании важной и точной информации.

2.     Делают двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони.

Упражнение также развивает тонкую моторику рук.

3.     Слегка массируют кончик мизинца.

4.     Помещают орех на кисть со стороны мизинца (на ладони) и ладонью другой руки слегка нажимают и делают орехом круговые движения (3 мин).

       Гимнастика против утомления

1.     Вдохните полной грудью 3 раза.

2.     Энергично разотрите уши, сначала в горизонтальном направлении, потом в вертикальном.

3.     Оскальте зубы и сделайте несколько резких  движений зубами вверх - вниз.

4.     Разотрите щёки.

5.     Потрите крылья носа.

6.     Помассируйте затылок.

7.     Несколько раз проведите пальцами вд

Тип материала: Презентация Power Point (ppt)
Размер: 566 Kb
Количество скачиваний: 7
Просмотров: 83

Похожие материалы