Исследовательская работа по теме: « Предания и легенды с.Ильчино Учалинского района Республики Башкортостан».
Предмет: | Другое |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Ульданов Эльдар Гайнуллович
|
Постановка проблемы исследовательской работы. В работе впервые рассмотрены топонимы с.Ильчино Учалинского района РБ, составляющие единое целое и отражающее сознание наших предков и религиозные представления башкирского народа.
Цель работы: Изучение названий отдельных участков с. Ильчино. Для реализации задуманной цели были поставлены следующие задачи:
1. найти сведения о самых древних памятниках - географических названиях нашей местности;
2. анализ имеющихся источников, в которых отражена культура древнего башкирского народа;
3. воспитание бережного отношения к своей истории.
Методы исследований:
-подбор и систематизация непечатных материалов;
-анализ имеющихся источников, систематизация материалов.
Гипотеза исследовательской работы:
Географические названия едва ли не самые древние памятники, созданные человеком. В них отражена история языков и регионов, процесс освоения человеком новых пространств, социальные отношения, духовная жизнь народов. Все, что происходит на земле, запечатлено в россыпи имен на географической карте. Внешне никак не связанные, внутренне они составляют прочное единство. Словно путеводная нить, древние и новые названия связывают прошлое и настоящее, одни этносы с другими. Современная топонимика позволяет побывать в царстве имен, по сложности своего устройства, не уступающего легендарным лабиринтам Минотавра. Промелькнули столетия, неузнаваемо изменились ландшафты, а названия остаются.
От составителя
Указатель состоит из 12 легенд и приданий:
- Легенда о появлении деревни Ильчино;
- А7 шишм2;
- Г0лг0н2 юлы;
- »1ли2 тауы
- К232рм2н юлы;
- «гер М2ржен;
- Б26ернис2 яланы
- Са6и7а шишм23е;
- Ба7ый т1ше;
- №а7тау ;
- ;иб262 бураны
- Юр4атау.
Настоящая работа составлен со слов сторожил с.Ильчино
Гипотеза исследовательской работы:
Географические названия едва ли не самые древние памятники, созданные человеком. В них отражена история языков и регионов, процесс освоения человеком новых пространств, социальные отношения, духовная жизнь народов. Все, что происходит на земле, запечатлено в россыпи имен на географической карте. Внешне никак не связанные, внутренне они составляют прочное единство. Словно путеводная нить, древние и новые названия связывают прошлое и настоящее, одни этносы с другими. Современная топонимика позволяет побывать в царстве имен, по сложности своего устройства, не уступающего легендарным лабиринтам Минотавра. Промелькнули столетия, неузнаваемо изменились ландшафты, а названия остаются. Воистину вначале было Слово.
Предисловие
Предание и легенды - устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающиеся из поколения в поколение.
Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче волной поэтической интерпретации.
Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем родина. У каждого человека есть своя малая родина. У одних это большой город, у других- маленькая деревенька, но каждый должен знать историю того места где он родился и вырос.
И наша задача сохранить и передать будущим поколениям предания и легенды с. Ильчино, о тайнах ее, о силе ее, об освоении ее людьми переходили из поколения в поколения в поколение, обрастая элементами художественного вымысла. И тем не менее познавательное значение старинных народных преданий трудно переоценить. Зачастую они содержат преувеличения, бесценные сведения, освещающие историю нашего края.
Легенда о появлении деревни Ильчино.
Раньше башкиры вели кочевой образ жизни. В наших краях деревень не было, а земли пустовали.
Во-времена правления Ивана Грозного (1533-1584гг.) начинается насильственное крещение нерусских народов. Людей разных национальностей начали насильно заселять пустующие земли. Среди них были башкиры, татары, чуваши и другие национальности.
И вот в наши края начали заселять люди разных национальностей. Так в нашем районе появились 12 деревень. Их называют тептярскими деревнями ( есть разные версии).
Одна из деревень является деревня Ильчино
Белый колодец (А7 шишм2).
В старину южнее от с. Ильчино 8 км. Находился колодец. Рядом с этим колодцем мыли золото. Вода в колодце была чистой как слеза, а стены колодца выложены из белого камня. Поэтому колодец и назвали Белый колодец.
Гора Аулия.
Раньше в деревнях не было врачей, но были знахари. Вот и в Ильчино жил человек по имени Аулия. Он был очень добрым и всем старался помочь. Люди уважали и почитали его. Когда Аулия умер, его похоронили на вершине горы в знак уважения и почитания. А гору стали называть «ули2 тауы.
«гер (Егоровы)
Давным-давно в наши края приехали два брата обоих звали Егорами. В 6 км. От деревни они взяли земли и начали их обрабатывать. Со временем они стали нанимать работников. На их землях было две горы большая и маленькая. Жители так и стали их называть эти горы Старший Егор и Младший Егор.
Б26ернис2 яланы (Бадерниса)
В стародавние времена башкиры с весны до осени всей семьей и хозяйством выезжали на летние пастбища. Они выращивали пшеницу, пасли скот, держали пчел. У деда Зайнуллы было три жены. Так как семья была старательной, они ни в чем не нуждались. Самую младшую жену звали Бадерниса. Она очень любила заниматься садоводством. В ее саду росли различные плодово-ягодные деревья и кустарники, овощи и фрукты. Вокруг сада рос густой лес, где пели птицы. Дед Зайнулла назвал это место именем своей младшей жены Бадерниса.
Ба7ый т1ше (Грудь Бакия).
В старину население летом выезжало на кочевку жили в землянках или юртах. Дед Бакий тоже выезжал на летнее пастбища, он обрабатывал земли, сеял зерно, пас лошадей. С первым снегом возвращался в деревню.
Он был среднего достатка.Жил сам по- себе ( один), рядом с его землями была гора , на вершине которой протекал родник. Дед Бакий сам носил воду для своих нужд и орошения земель. Прошли годы, дед постарел, а его перешли колхозу. В память о трудолюбивом человеке плодородные земли, которые он обрабатывал стали называть БА?ЫЙ Т!ШЕ.
;иб262 бураны (Буран Габида)
Это было давным-давно. Жительница д. Ильчино по имени Габида взяла своего грудного сына и на лошади поехала в соседнюю деревню Сафарово вдоль реки Куруды. Не успела она проехать версту, погода резко поменялась, вместо яркого солнца небо затянули черные тучи и начался сильный буран. Габида попыталась погнать лошадь, но лошадь не сдвинулась с места. Спрыгнув с саней, она увязла в сугробе. Не долго думая, Габида завернула ребенка в тулуп и положила в сани. Распрягла лошадь, привязала ее к саням, подняла вверх оглобли, а сама пошла за помощью. Дойдя до деревни, она собрала людей и пошла обратно. Когда вернулась наместо, где как ей казалось, она оставила ребенка, буран внезапно стих, также как и начался. Вокруг были большие сугробы и, только на краю поляны, виднелось что-то темное. Это были оглобли. Габида с помощниками откопали сани, а на них спокойно спал ее ребенок, закутанный в тулуп. Потом односельчане непродолжительные внезапно возникающие и также внезапно стихающие бураны стали называть именем этой храброй женщины.
Г0лг0н2 юлы (Дорога Гульгина)
В деревне Ильчино жила очень красивая девушка, которую звали Гульгина. Не было человека, который бы не восхищался ее красотой. Летом она с подругами собирала ягоды и дорога, вдоль,которой они проходили, утопала в цветах. Девушку сравнили красоту дороги с красотой Гульгины. Так и стали называть эту дорогу Гульгина.
К232рм2н юлы (Проклятая дорога)
Правее от села Ильчино идет широкая дорога вдоль полей и лесов на протяжении 4 км, поднимается на пригорок и резко сворачивает в болото. Много людей и скота сгинуло на этой дороге. Поэтому люди и окрестили ее Проклятой дорогой. Спустя годы болото пересохло, а название осталось.
М2ржен (Маржен)
В 4-5 км. Восточнее от с. Ильчино есть озеро Маржен. Когда-то здесь по рассказам стариков была деревня. В этой деревне жила мужественная отважная и неустрашимая девушка по имени Марженбика. Недалеко в 2-3 км от деревни, где жила Марженбика находились поселения казахов (теперь таких поселений уже нет). Их называли «захватчиками». Они занимались грабежом (угоняли лошадей и скот, похищали девушек).
Когда в очередной раз «захватчики» напали на деревню, старики и дети спрятались в погреба, мужчины взяв оружие пошли против «захватчиков». Марженбика, не выдержав горьких слез своих родителей, взяла в руки лук со стрелами и вышла против «захватчиков». Глядя на нее поднялись и односельчане. Долго шел бой. Оставшиеся в живых казахи сбежали из деревни. Но Марженбика была смертельно ранена. Вскоре она умерла.
Вся деревня с почестями хоронила боевую девушку. В память о храброй девушке жители стали называть деревню Маржен.
Сейчас от поселения Маржен не осталось и следа, но осталось одноименное место и речка.
Са6и7а шишм23е (Колодец Садика).
Раньше деревня Ильчино была небольшая, поэтому в деревни было всего два колодца. Один из них находился в саду женщины по имени Садика. Она выращивала различные фрукты и овощи. Для того, чтобы соседи не топтали ее сад, она собрала соседей и совместными усилиями для общего пользования вырыли глубокий колодец, стены укрепили бревнами.. Воду доставали ведром прикрепленному к цепи. В честь этой предприимчивой женщины и назвали колодец Садика. К сожалению колодец сейчас не функционирует, его забили.
Однажды зимой пойдя за водой девушка Нафиса поскользнулась и упала в колодец, когда доставала воду. Пожилые люди находившиеся рядом не смогли помочь девушке. Они попросили мимо проходившего парня Фаткуллина Сулеймана. Он не задумываясь бросился спасать девушку. С первого раза вытащить не получилось, веревка оборвалась. Когда Нафису вытащили она была мертва.
Былина (б2йет) про колодец Садика.
Н2фис2к2й 3ыу4а бара
Быйма кейм2й, сары7 кей2.
№ыу4а бара Н2фис2к2й
«ж2лд2рем шунда тиеп.
Телеграф ба4аналарын
Буя4андар 3ара4а
№ал7ын шишм2 т0пт2ренд2
Н2фис2к2й зары4а.
С0л2йм2н тиг2н комсомолец
Т0ш0п ките 7ы66ы к1реп.
Шишм2 т0пк2йенд2, тотоп алды,
Енк2й62рен 3ай 3ы64анып.
№а7тау (Сторожевая башня).
Не доезжая до места Маржин, по правую сторону есть гора под названием Сторожевая. А называется она так, потому что на деревню Маржин часто нападали грабители. Мужчины, чтобы предупредить односельчан о приближающейся опасности, по очереди дежурили на этой горе и, если видели «захватчиков», то зажигали сигнальные огни. Благодаря этому жители деревни были готовы отразить атаки неприятеля.
Юр4атау (Гора Юргатау)
Давным–давно жил в нашем ауле старик Солтан и была у него дочь Гульбика. Однажды в погожий летний день, юная красавица решила покататься верхом на жеребце Юрга, по красоте и стати которому равных не было во всей округе. У отца Гульбики было нехорошее предчувствие, поэтому старик Солтан послал вместе с дочерью слугу Кадира. Юная красавица скакала на своем любимце по горе наперегонки с приятным, теплым ветерком, но вдруг из-под ног резвого коня взлетел орел. Лошадь от испуга встала на дыбы и Гульбика, не удержавшись, упала,ударившись головой об камень, и умерла. Отец обвинила лошадь в смерти своей дочери и приказал Кадиру застрелить жеребца Юргу в том месте, где умерла Гульбика. Слуга был вынужден исполнить приказ. С тех пор гору и стали называть Юргатау.В этих местах весной цветут яблони, вишни, боярышник, калина, а осенью колхозники убирают богатый урожай.
Заключение
Прекрасна древняя земля. Много интересного и поучительного говорят названия. Таким образом, исследование топонимики помогает приоткрыть вековые завесы истории родного края, помогает понять смысл обычаев и традиций нашего народа.
Работа будет продолжена идополнена.
Информация собрано со слов старожил с.Ильчино:
1.Даминова ТанзиляГалимьяновна - 1946 года рождения
2. НизамоваЗакияЮмагужевна – 1938 года рождения
3. УльдановаФирдаусМутагаровна – 1950 года рождения
4. Галимова Шаувра Мухаметовна – 1952 года рождения
5.
Тип материала: | Архив ZIP (zip) |
---|---|
Размер: | 14.83 Mb |
Количество скачиваний: | 3 |