Методический доклад "Перспективы развития творческих способностей юных скрипачей"
Предмет:
|
Музыка
|
Категория материала:
|
Другие методич. материалы
|
Автор:
|
Ерзакова Анастасия Геннадьевна
|
Здесь была ссылка на работу Методический доклад "Перспективы развития творческих способностей юных скрипачей" автора Ерзакова Анастасия Геннадьевна.
Ссылка на нее удалена по требованию посредника Инфоурок.
Если вы являетесь автором этой работы и хотите подтвердить её публикацию на этом сайте,
.
Цель доклада заключается в определении таких методов развития ученика, которые смогли бы обеспечить наиболее перспективный переход от игровой деятельности к продуктивной, используя материал повседневной работы и опираясь на особенности детского мышления, что в дальнейшем станет стимулом развития творческих способностей ребёнка. Наиболее актуальной проблемой в современной музыкальной педагогике является развитие творческих способностей начинающих музыкантов. Способы её изучения различны: развитие чтения с листа, уделение внимания вопросам импровизации, воспитание внутреннего слуха, как основы профессиональной деятельности. Каждый из этих аспектов является оправданным, так как все они стимулируют развитие тех качеств музыканта, которые могут быть названы творческими. На практике развитие творческих способностей часто остаётся за пределами внимания педагога и его учеников. Одной из основных причин становится необходимость дополнительных затрат времени на воспитание этих качеств. Практика показывает, что наиболее целесообразны те способы, которые органично вплетаются в его повседневную работу. Правильное освоение навыков и приёмов игры - вот сущность ежедневных занятий педагога-скрипача. Однако степень их успешности зависит от того, какую цель преследует педагог в этой работе. Например: длительное отрабатывание смены смычка на открытых струнах или оттачивание чёткого исполнения штриха в гамме продуктивно может совершать лишь взрослый музыкант, понимающий какой именно результат ему нужен. Ребёнок, занимаясь по этой «взрослой» методике, чаще всего скучает и не добивается удовлетворительных и прочных результатов. Педагогу следует искать методы изучения, которые бы естественно соответствовали особенностям детского мышления. Но с другой стороны, всячески заботясь о том, чтобы вести урок, согласно особенностям восприятия по возрасту, с 5-6 летними детьми приводит к перенасыщению, дублированию с уроками по теоретическим дисциплинам (ребёнок поёт на уроке по специальности, марширует, танцует, рисует, читает стихи и только между делом «приобщается» к игре на скрипке). Порой такие дети после года обучения не усваивают основных навыков держания инструмента и ведения смычка. Сложнейший процесс освоения инструмента не может проходить между делом, он требует от ребёнка огромной эмоциональной увлечённости и умственной сосредоточенности. Поэтому основной целью работы с учеником является не игра, а продуктивная художественная деятельность ребёнка, к которой он должен совершить естественный переход от игры. Одно из качеств, стимулирующих развитие творческих способностей ребёнка это образность мышления. Ценнейшая особенность ученика, играющая важнейшую роль в творческих специальностях. Образ – поэтический, зрительный, звуковой – это то, что создаётся в процессе художественного творчества. Образное восприятие, активная работа воображения – отличительная особенность детского мышления. Эта изумительная способность к образному постижению мира является необходимой ступенью развития человеческого мышления. У скрипачей образное мышление предполагает внутреннее ощущение тембровой выразительности, эмоциональной динамики скрипичного звука – тончайшее представление различных комбинаций звуковых нюансов. Вырабатывается только в процессе работы на инструменте. «Витаминами» для развития общей эмоциональной культуры становятся: живопись, поэзия, помогая начинающему музыканту создать «целостный» образ произведения. Способность к созданию в воображении многообразных красочных звучаний инструмента, умение выявить в реальном звучании глубину образа можно назвать образным мышлением исполнителя. Именно на начальном этапе обучения необходимо стремиться развивать образное мышление ученика в синтезе с адекватным освоением средств выразительности, искать такие способы, которые постепенно превращали его фантазию в звуковое воображение. Скрипачи располагают богатейшим арсеналом средств выразительности, для передачи тончайших нюансов своей музыкальной фантазии: различными по характеру штрихами, тембровыми красками, тонкостью portamento, многообразием vibrato . Для реализации своих замыслов учащийся, в начальном периоде обучения, располагает лишь штрихами detache, legato и элементарными динамическими оттенками f и p. Вынужденная ограниченность выразительных средств тормозит развитие музыкальной фантазии ребёнка. Вот почему изучение более сложных штрихов, различных тембров vibrato и других приёмов игры желательно начинать по возможности как можно раньше. Если педагог создаст в работе условия, стимулирующие самостоятельное осознание учеником выразительных возможностей данного приёма, это становится художественным открытием для ребёнка.
Тип материала:
|
Документ Microsoft Word (docx)
|
Размер:
|
23.28 Kb
|
Количество скачиваний:
|
15
|
Просмотров: 113
Похожие материалы