Методическое пособие «Материалы для контрольных уроков по сольфеджио»

Предмет: Музыка
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

Пояснительная записка

«Материалы для контрольных уроков по сольфеджио» - это сборник контрольных заданий на уроке сольфеджио. В настоящее время в разных издательствах появляется немало пособий и учебников для работы по предмету сольфеджио, но среди них редко встретишь готовый материал, который можно распечатать и использовать на уроке. Поэтому я бы хотела представить Вам результат своей многолетней педагогической работы – это методическое пособие для преподавателей ДМШ «Материалы для контрольных уроков по предмету сольфеджио».

Пособие разработано согласно программе и в соответствии федеральными государственными требованиями. Основная цель создания настоящей работы заключается в моём намерении представить свой педагогический опыт и оказать помощь преподавателям сольфеджио при проведении контрольных уроков.

В основе данной работы лежит уже апробированная мною работа на протяжении 10 лет. «Материалы для контрольных уроков по сольфеджио» впервые были представлены на зональном методическом объединении в   2008 году. Но появилась необходимость создания второго издания, так как в первом издании  появилось много корректировок, да и набрана она была в морально устаревшей программе.

Отличительной особенностью второго издания является  набор готовых шаблонов для таких разделов как контрольный урок по «Слуховому восприятию» и «Теория музыки». А также имеются шаблоны для мелодических диктантов  II типа – «пропущенные такты»  и  III типа – музыкальные пазлы. Готовые шаблоны контрольных работ и диктантов  разного типа дают возможность преподавателю просто сделать ксерокопии и раздать их ученикам. Оптимальный  же вариант – это иметь данные материалы в электронном виде, чтобы воспользоваться ими в любой момент, имея в классе компьютер и принтер. А также в данной работе представлены «листы преподавателя» с готовым материалом для  учащихся, где прописаны сборники, страницы и номера. Это способствует оперативной проверке работ учащихся преподавателем. Содержащиеся в пособии задания для контрольных работ систематизированы по принципу «от класса к классу», «от простого к сложному».

Контрольные уроки  можно проводить в разной форме. Более эффективной и глубокой является следующая форма, которая апробирована в нашей школе на протяжении многих лет:

  1 этап – теория музыки (построения, обозначения, выявление тональности,       разделов формы и т.д.)

  2этап – слуховое восприятие (определение видов лада на гаммах и    произведениях, метра, интервалики в тональности и от звука, аккордов в тональности и от звука, слуховой гармонический анализ)

  3этап – ритмический и мелодический диктанты

4этап – интонирование гамм, одноголосных и двухголосных мелодий, чтение с листа.

Каждый этап проводиться на последних 4-х уроках II-ой и  IV-ой  четвертей и занимают лишь часть урока. И это является, на мой взгляд, разумным подходом, так как на каждом уроке есть новая тема,  с которой необходимо познакомиться и закрепить. Для каждого учащегося преподаватель делает распечатку шаблона контрольной работы. Учащийся выполняет ее,  и преподаватель вкладывает работу в тетрадь для контрольных работ.  Таким образом, можно проследить развитие и приобретение индивидуальных навыков каждого учащегося на протяжении всего периода обучения.

Итоговая аттестация  проходит тоже поэтапно: письменная работа по теории музыки, письменная работа по слуховому восприятию музыки, музыкальный диктант, устный ответ по билетам. В данной работе имеется набор  всех необходимых материалов и шаблонов.

В 8 классе проходит контрольный урок, который также проходит в 4 этапа.

 

Критерии оценок.

Уровень знаний  и выполненных заданий оценивается по 5-ти бальной системе. Преподаватель оценивает каждое задание  по каждому разделу и выводит среднеарифметический результат по теории музыки, по слуховому восприятию, по интонированию, по ритмическому и мелодическому диктанту. Из этих оценок и складывается оценка по контрольному уроку. Таким образом, вырисовывается довольно яркая картина уровня обученности учащегося, качество усвояемости материала и приобретённым им навыкам и умениям.

Оценка «5» выставляется за:

·        Отличное владение интонационными  навыками

·        Отличные знания по теории музыки (100% - 90% правильных ответов)

·        Технически грамотное выполнение письменных слуховых  работ(100% - 90% правильных ответов)

·        Безошибочное написание ритмического и мелодического диктантов

Оценка «4» выставляется за:

·        Хорошее владение интонационными навыками, более или менее чистое интонирование

·        Хорошие знания по теории музыки, понимание  музыкально-теоретического материала(80%-70% правильных ответов)

·        Уверенное выполнение письменных слуховых работ с несколькими незначительными ошибками(80%-70% правильных ответов)

·        написание ритмического и мелодического диктантов с 1-2 незначительными ошибками

Оценка «3» выставляется за:

·        Удовлетворительное владение интонационными навыками, обладание не очень хорошим слухом

·        Удовлетворительные знания по теории музыки, недостаточное понимание  музыкально-теоретического материала(60%-50% правильных ответов)

·        выполнение письменных слуховых работ со значительными погрешностями и ошибками(60%-50% правильных ответов)

·        написание ритмического и мелодического диктантов с 3-4 незначительными ошибками

Оценка «2» выставляется за:

·        Неудовлетворительное владение интонационными навыками, обладание не очень хорошим слухом, просто за невыученный музыкальный материал

·        Непонимание  музыкально-теоретического материала (менее 50% правильных ответов)

·        Слабое, технически безграмотное выполнение письменной слуховой работы с многочисленными ошибками, обладание очень плохой памятью (менее 50% правильных ответов)

·        Неверное написание ритмического и мелодического диктантов с многочисленными  ошибками.

 

 

 

Критерии оценок написания музыкального и ритмического диктанта.

Для итоговой аттестации, а также контрольных уроков диктант подбирает ведущий  преподаватель 3-5 вариантов, учитывая обученность группы.  Диктант предлагает для рассмотрения  и утверждения на секции  (за 10 минут до итоговой  аттестации).

Форма написания диктанта независимо от отделения для всех одинаковая – музыкальный диктант I типа: письменно за 20-30 минут написать восьмитактовый период за 8 -10 проигрываний.

 Диктант оценивается по 5 – балльной системе:

vесли диктант написан полностью без ошибок, то выставляется «5»

v1 недочёт (направление штиля, точка вместо паузы или пауза вместо точки, группировочная лига, цифра «3» в триоли, цифры в вольтах, запись без репризы, точка у ноты в пунктирном ритме и др.) –«5». Два недочёта являются 1 ошибкой.

v1-2 ошибки (мелодическая или ритмическая) – «4»

v3-4 ошибки – «3»

v5 ошибок – «2»

vЕсли диктант не дописан до конца, а написано 50% без ошибок – «2»

vЕсли диктант не дописан до конца, а написано 70% без ошибок – «3»

vЕсли диктант не дописан до конца, а написано 90% без ошибок – «4»

Форму написания диктанта на итоговой аттестации учащийся выбирает сам. Составляется протокол и учащийся под роспись выбирает форму написания самостоятельно.

Если учащийся претендует на «5» по сольфеджио, то он должен писать диктант I типа и шкала критерия оценки по I типу.

Диктант II типа – дописать мелодию (пропущенные такты: через такт, напиши 2 предложение). Максимальная оценка такого диктанта «4».Время написания 10-15 минут за 4-5 проигрываний. Такой диктант могут писать учащиеся, претендующие на оценку по сольфеджио «3-4».

v1-2 ошибка ритмическая или мелодическая – «4»

v3 ошибки – «3»

v4 ошибки – «2»

Диктант III типа – составить мелодию из пазлов. Диктант надо составить и записать. Такой диктант могут писать учащиеся, претендующие на оценку по сольфеджио «3». Время написания 10 минут за 4 проигрывания. Максимальная оценка за такую форму диктанта – «3».

v1 ошибка– «3»

v2 ошибки – «2»

 

 

Требования на контрольных уроках по сольфеджио

·        Написание ритмического диктанта с использованием изучаемых ритмов:

Подготовительный класс – сочетание восьмых и четвертных.

 1класс – сочетание восьмых, четвертей и половинных;

 2класс – четвертная с точкой, шестнадцатые;

 3класс – шестнадцатые, сочетание восьмых с шестнадцатыми;

 4класс – пунктирный ритм, триоль, синкопа;

 5класс – сочетание триоли с пунктирным ритмом; синкопы с пунктирным ритмом и сочетание всех шестнадцатых;

6-7 классы – межтактовая синкопа, слигованные ноты, пауза на сильной доле, сочетание всех рисунков

·        Написание мелодического диктанта с использованием изучаемых мелодических оборотов:

Подготовительный класс - поступенное движение  по тетрахорду вверх и вниз, тоническое трезвучие вверх и вниз в пройденных мажорных тональностях.

1класс – поступенное движение вверх и вниз, тоническое трезвучие вверх и вниз в пройденных мажорных тональностях, опевание тоники вводными ступенями;

2класс – тоническое трезвучие, вводные ступени, гармонический и мелодический миноры (верхний тетрахорд);

3класс – движение мелодии по звукам Т35 и его обращений, использование секвенций, гармонического и мелодического видов минора;

4класс – движение мелодии по звукам главных трезвучий лада,  использование в мелодии тритонов;

5 класс – движение мелодии по звукам Д7, по звукам уменьшенного трезвучия,  хроматические  изменённые звуки;

6-7-8классы - движение мелодии по звукам Д7 и его обращений, по звукам вводного септаккорда; альтерация  звуков, модуляция в параллельную тональность и тональность доминанты

·        Письменная работа «Слуховое восприятие музыки»:

Подготовительный класс- определение лада в произведениях и размера.

1класс – определение лада: мажор, минор и переменный, метра – 24, 34, 44; количества фраз и предложений, их качество выразить буквами; осознать совершенную и несовершенную каденции; интервалы: 1, 2, 3, 5, 8.

 2класс – ступени в тональности, интервалы в тональности, виды минорного лада, метра, пройденных интервалов: ч1-м2-б2-м3-б3-ч4-ч5-ч8 от звука, Т35 в мажоре и миноре, количество звеньев в секвенции

 3класс  – определение интервалов ранее пройденных и новых: м6-б6-м7-б7 , Т35 и его обращений в мажоре и миноре, видов трезвучий: Б35, М35, УМ35,УВ35;

 4класс -  тритоны в тональности, сочетание трезвучий главных ступеней и их обращений, автентический и плагальный обороты;

 5класс – интервалы, включая тритоны и характерные, Д7, сочетание всех  пройденных аккордов; в произведениях гармонический анализ отдельных фраз и предложений;

6-7-8 классы – все элементы музыкального языка в произведениях и отзвука, в произведениях гармонический анализ фраз и предложений, осознание простых и составных метров, осознание ладов народной музыки и гармонического мажора.

 

·        Письменная работа по «Теории музыки»

Построение интервалов и аккордов от звука и в тональности, а также гармонических оборотов, нахождение всех элементов музыкального языка в мелодии, инструментальная группировка в мелодии, правописание штилей, пауз, знаков альтерации, знаков сокращённой записи мелодии: репризы и вольт, определение тональности произведения или тонального плана мелодии, нахождение родственных тональностей, написание хроматической гаммы, гармонический анализ части произведения.

·        Интонирование:

гамм в ритме, ступеней в тональности, интервалов в тональности, интервалов от звука вверх и вниз, аккордов в тональности и от звуков, диатонических и модулирующих секвенций, одноголосной мелодии наизусть, пение 2хголосной мелодии одновременно проигрывая мелодию в другом голосе, чтение мелодии с листа, пение мелодии с аккомпанементом, пение мелодии под фонограмму

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 3.01 Mb
Количество скачиваний: 90
Просмотров: 196

Похожие материалы