Открытый урок по литературному чтению «…Берег, милый для меня» А. С. Пушкин Зимнее утро

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Конспекты
Автор:

Открытый урок по литературному чтению

«…Берег,  милый  для  меня»

А. С. Пушкин Зимнее утро

 

Учитель Клюева Л. А.

МБОУ СОШ №61г. Липецка

Цели урока:

Образовательная – продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста;

Развивающая – развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов;

Воспитательная – привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей, своей малой родине.

Оборудование: зимние пейзажи русских художников, портрет поэта, видеозапись стихотворения Пушкина «Зимнее утро»,

аудиозапись А. Вивальди «Зима», презентации, компьютер, Толковый словарь, опорный конспект, план урока, темы сочинений, план исследования.

Ход урока

Организационный момент (3 мин)

 Мы начинаем урок литературного чтения. Пода­рите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожела­ния самому себе. Какое у вас настроение?

 Сегодня у нас необычный урок, урок исследования. Нам предстоит создать проект и послушать, оценить работу учащихся по уже созданным проектам. Продуктом  нашей деятельности станет сбор

материала для написания домашнего сочинения по одной из тем, которую выберите. Темы в опорном конспекте и на доске.

В ходе урока вы будете заполнять технологическую карту своей деятельности.

Как вы понимаете слово «проект»?

Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта.

Создание проекта  требует от вас умение работать группами:
(Дети сидят по группам, на столах таблички: аналитики, экспериментаторы, экскурсоводы, исследователи)

Успех урока будет зависеть от каждого из вас.
Актуализация познавательной деятельности (10 мин)

Включается аудиозапись  (А. Вивальди  «Зима»)

   Закройте глазки. Представьте, что вы проснулись зимним утром и увидели, что вся комната залита ослепительным солнечным светом. Вы подбегаете к окну…

  Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня всё сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу, и он…

   Но тут я остановлюсь.

  Как часто мы видим всё, что нас окружает, но не умеем вслушиваться, всматриваться, а значит, и замечать того, что доступно лишь некоторым: писателям, художникам, поэтам. А может, они и не особенные, может, этому можно в какой-то степени научиться?

  Вот вам творческая задача: представьте себе картину, которую бы вы увидели в воскресное утро из окна своего дома, постарайтесь нарисовать её  как можно точнее. Словами, конечно, но так, чтобы и мы могли ее вообразить. Всего 5-6 предложений.

  Что вы сейчас  делали? (словесно изображали пейзаж)

  Что такое пейзаж? /Это картина природы – из французского/

 Легко ли вам было?

 Вот видите, как это непросто! Не хватает слов.

Пейзажи могут создавать композиторы, художники на полотне, их могут создавать поэты и писатели силой художественного слова. Сейчас ваши одноклассники проведут для вас экскурсию по залу музея, где расположена выставка картин художников-пейзажистов.

(Экскурсия по картинам)

Проект: Художники о зиме.

 Предлагаю вам совершить экскурсию в музей – на выставку картин  художников о зиме.

 Перед  вами  картины Ивана Шишкина, Ивана Горюшкина – Сорокопудова, Николая  Романдина, Бориса Щербакова, Лидии Бродской, Станислава Жуковского. 

 Остановимся на картине «Февральская лазурь, которую написал  Игорь Грабарь.

Как-то в феврале художник отдыхал на даче у своих друзей. Был уже почти конец февраля и

погода часто напоминала о том, что вот-вот придёт весна. Художник любил гулять по окрестностям. Вокруг росли берёзовые рощи, а берёза всегда была его любимым деревом. Он очень любил изображать берёзы в своих пейзажах и часто гулял в берёзовых рощах, набираясь вдохновения.

  Светило солнце, голубело небо. В солнечном свете блестел снег. Берёзы особенно красиво выглядели на фоне белого снега. Художник шёл, пытаясь найти какой-то интересный вид для своих новых картин. Вдруг он уронил палку и наклонился, чтобы её поднять. Наклонившись и повернув голову, он вдруг увидел то, что его потрясло: перед его глазами переливалась перламутром  стояла берёза, небо сверкало оттенками синего и бирюзового. То, что минуту назад казалось обычным, заиграло необыкновенными красками, когда он взглянул на это под другим углом, снизу. Живописец немедленно побежал домой и сделал набросок.

 На следующий день он вернулся на это же место, чтобы написать пейзаж с натуры. Ему хотелось передать на картине именно этот взгляд на березу, когда смотришь на нее снизу, и она делается перламутровой от солнца, а небо кажется еще синее. Он выкопал яму, разместил там мольберт особым способом, чтобы солнце не искажало краски на холсте, и вдохновенно писал этот пейзаж.

  Произошла эта история в 1904 году.

 Этот пейзаж сразу же стал одним из самых любимых картин в русской живописи.

 А ведь, если подумать, ничего особенного в этой картине нет: снег, берёза на всё полотно, небо. Но всё настроение, вся красота картины в том, как восхищённо художник передал солнечный свет, каким чистыми яркими красками написал небо, как выписал веточки берёзы, её кору. Белизну снега Грабарь передал голубым, голубизну неба - густо-синим, берёзам добавил золотистого. Смотришь на эту картину, и душа радуется. В Третьяковской галерее, где она хранится, возле этой картины всегда останавливается много людей - все хотят пережить чувство радости, которую подарил нам художник.

 Что мы сейчас делали?

Вывод: мы сейчас послушали описание картин великих русских художников.

  А если предложить вам, задачу: не просто описать словами картину, а так, чтобы получились стихи, да еще такие, чтобы нам сразу стало радостно. Смогли бы вы это сделать?

Вот такую сложную задачу решил Пушкин. Он сочинил стихотворение всего за один день.

Работа над стихотворением (20 мин)

  Откройте учебник стр. 39.

 Как называется стихотворение, над которым мы будем работать?

(А. С. Пушкин Зимнее утро)

Сообщение темы урока

Это и будет темой нашего урока.

Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чём это стихотворение?

Послушайте его, и посмотрим, подтвердятся ли ваши предположения?

Прослушивание  и просмотр записи стихотворения (2 мин) презентация

Ребята, понравилось вам это стихотворение?

Чем же оно понравилось?

В этом стихотворении говорится о природе, наступающей  зиме, о её красоте.

Определите тему и  идею стихотворения?

Тема - рассказ поэта о наступающей зиме, идея – восхищение красотой зимнего утра.

Вывешивается Тема природа

Кому адресовано это стихотворение, нам известно имя?

Предполагаемые ответы учащихся: – Нет.

Прочитайте самостоятельно и найдите ответы на вопросы.

Что мы узнаем об адресате. Найдите тропы, которые употребляет Пушкин при обращениях.

Красавица, друг прелестный, вечор… ты печальная сидела, друг милый.

О каких чувствах героя стихотворения свидетельствуют эти эпитеты?

Вывод:  Он относится к адресату, прекрасной девушке, с нежностью, заботой, любовью, вниманием, которая находится рядом с ним. Лирический  герой не одинок. Значит, мы увидели ещё одну тему  - тему любви, идея – показать как дорог ему любимый человек.

Вывешивается Тема любви

Прочитайте последнюю строчку стихотворения.

Я дополню название нашего урока.

Наш  урок  назван  строкой  «…  берег,  милый  для  меня»  Какое  чувство    выразил  поэт  в  этой  строке?

  Любовь  к  своей  Родине,  своей  земле.

Значит,  в  этом  стихотворении появляется  еще  один  мотив,  еще  одна  тема - патриотическая.

Вывешивается Тема патриотическая

И эта тема объединяет и любовь к людям, нашим близким, и любовь к природе, а через неё – любовь к родине.

                                   

Пушкинские  места,  его  « милый  берег»,  который  он  любил,  ценил  и  часто мечтал  поселиться  там  навсегда. Давайте увидим их.

(Демонстрация слайдов)

  Ребята,  в  русском  языке  есть  выражение  « малая  Родина».  Оно  обозначает те  места,   тот  уголок  необъятной  России,  где  человек  родился,  вырос, любовь  к  которому  он  пронесет  через  всю  жизнь. В  широком  смысле  это и есть   тот  самый « берег,  милый  для  меня»,  для  каждого из  нас.

   А  есть ли места, связанные с именем поэта на нашей Липецкой земле?

Послушаем проект.

Презентация Заслушивание проекта.

Проект на тему: «А. С. Пушкин и Липецкий край»

 Изучая произведения А. С. Пушкина, меня заинтересовала исследовательская работа «Пушкин и Липецкий край».  Я выдвинула гипотезу:Можно ли считать Липецкий край прародиной А.С.Пушкина? Целью моей работы стало:

Познакомиться с родословной Пушкина на Липецкой земле. Возник проблемный вопрос: «Бывал ли поэт на своей прародине? 

Липецкая земля принимает как бесценный дар истории право называться прародиной А.С. Пушкина.

     Липецкая ветвь в роду Пушкиных начинается с прапрадеда поэта

Фёдора Петровича Пушкина, который при женитьбе на Ксении Ивановне Кореневой получил за нею в приданое село Покровское (ныне Коренёвщино). С тех пор Коренёвщина стала родовым имением липецких Пушкиных. Внучке Фёдора Петровича, Марии Алексеевне, вышедшей в 1772 г. замуж за О.П. Ганнибала, судьба уготовила стать бабушкой великого поэта. Мария Алексеевна прожила на Липецкой земле в общей сложности  30 лет.

 Она была первой воспитательницей поэта. У неё маленький Пушкин научился читать и писать по-русски. Залезал в её рабочую корзинку, смотрел, как бабушка занималась рукоделием, слушал её рассказы про старину…

Село Коренёвщино названо по фамилии владельцев Коренёвых. В документах 18 – 19 веков называлось Покровское, по церкви Покрова Богородицы, построенной в 1742 году.

Мною была составлена родословная Пушкиных. Посмотрите на экран.

Я нашла герб рода Пушкиных.

Бывал ли поэт на своей прародине?

Высказывалось предположение, что мог он посетить Коренёвщино летом 1829 года во время путешествия в Арзрум, когда ехал по старой дороге на Кавказ через Елец, Задонск, Конь-Колодезь и далее – на Воронеж…

Вывод:

Память о липецких корнях поэта народ навечно закрепил в местной топонимике: в Коренёвщине Пушкинскими называют лес, пруд и край села, где когда-то были усадьба Пушкиных и Покровская церковь.

В своей работе я использовала книгу и интернет ресурсы.

 А сейчас вернёмся к нашему стихотворению и поработаем над ним.

Давайте вспомним, что такое строфа?

Строфа - это отрывок, часть стихотворения, несколь­ко строк, отделенных друг от друга интервалом.

Посмотрите на  стихотворение,  и  скажите – сколько  в нём строф? (5 строф).

Поработаем в группах и проведём исследования каждой строфы стихотворения по плану.

Вывешивается план исследования

1.Выразительное чтение

2.Непонятные слова.

3.Ключевые слова.

4.Тема строфы.

5.Заглавие картины.

6.Главная мысль. Чувства и мысли автора.

7.Языковые средства.

8.Словесное рисование.

В начале каждой исследовательской работы выдвигается гипотеза, которую нужно доказать. Попробуем сформулировать её.

Гипотеза:

Пушкин – мастер пейзажной лирики.

Через пейзаж  поэт показал любовь к своей родине.

При выполнении работы используйте опорный конспект, тесты, толковый словарь, лингвистический словарь терминов. Результаты  заполняйте в таблицу.

Прежде чем анализировать  стихотворение предоставим слово нашим экспертам. Они самостоятельно проводили  анализ произведения,  и будут обобщать, сказанное вами.

Эксперт. «Зимнее  утро» - одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме.

 Оно представляет собой блестящую и  в то же время непосредственную зарисовку чувств и   мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью  зимнего утра в деревне.

       Произведение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И.Вульфа.

      В Тверскую губернию к своим добрым  знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз на обратном пути с Кавказа.

Работа над строфами.

1 строфа

1.Выразительное чтение.

2.Непонятные слова:

Северная Аврора – богиня зари у римлян, здесь – заря;

Нега – наслаждение (устар.)

Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)

3.Ключевые слова:

 мороз, солнце, день, друг прелестный, взоры, звездою Севера, явись.

4.Тема строфы.

Герой любуется чудесным зимним солнечным утром и призывает «друга прелестного» проснуться и разделить с ним радость.

5.Заглавие.

Мороз и солнце! День чудесный!

6.Главная мысль. Чувства и мысли автора.

В этой строфе А.С. Пушкин передает чувство радости и любования солнечным зимним утром. 7.Языковые средства.

Передать радостное удивление солнечным зимним утром автору помогают:

эпитеты – (день) чудесный; друг прелестный

 риторические обращения – красавица, друг прелестный; ты дремлешь;

восклицательное предложение – День чудесный!; Звездою севера явись!;

метафора –

«звездою севера, явись».

Антитеза:

мороз – холод; солнце – тепло.

Богиня зари – простая женщина.

Аллитерация:

сочетания согласных звуков – сн, лн, рн, зд

8.Словесное рисование:

картина радостного утра, ярко светящее солнце, лучи которого пробиваются  в комнату, спящая красавица.

Для своей картины мы бы взяли следующие  краски.

Строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет), заря – (розовый цвет).

Эксперт. 1 картина. Словесное изображение 1 строфы позволяет увидеть следующую картину. Настроение радости, бодрости создается с помощью эмоционально окрашенной лексики.

2 строфа

1.Выразительное чтение.

2.Непонятные слова:

Вечор – вчера (диал.)

Нынче – сейчас (устар.)

3.Ключевые слова:

вечор, вьюга, луна, тучи, печальная.

4.Тема строфы.

 Печаль от вьюги, мрачных туч.

5.Заглавие.

Непогода, буря.

6.Главная мысль. Чувства и мысли автора.

Тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном», «печальная», «тучи».

7.Языковые средства:

Передать тревогу вьюжной ночи, мрачное настроение, грусть красавицы поэту помогают.

Метафора:

луна, как бледное пятно.

Эпитеты:

 мутное небо, бледное пятно.

Риторическое обращение:

ты помнишь, ты печальная.

Олицетворение:

вьюга злилась, мгла носилась - олицетворяются с живыми существами.

8.Словесное рисование.

Вьюга, чёрное, мрачное небо луны почти не видно в темноте – она бледного цвета. Строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета).

Эксперт. 2 картина. Словесное изображение 2 строфы позволяет увидеть следующую картину.

Лексика строфы создает мрачное настроение.

 Но великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей.

Обратим внимание на контрастность первой и второй картины. Мороз и солнце. Холод и тепло.

Первая картина – Великолепие. Бодрость. Свежесть.

Вторая картина – Печаль. Тоска.

3 строфа

1.Выразительное чтение.

2.Непонятных слов – нет.

3.Ключевые слова.

Небеса, снег, лес, ель, иней, речка.

4.Тема строфы.

Радость увиденного.

5.Заглавие.

Вид из окна: Зимнее утро.

6.Главная мысль. Чувства и мысли автора.

Радость, восхищение зимней природой.

7.Языковые средства.

Помогают поэту передать восхищение зимней природой.

Повторение одних и тех же слов в начале нескольких стихотворных строк – анафора.

И ель, и речка.

Эпитеты.

Голубыми небесами, великолепными коврами, прозрачный лес.

Метафора:

Снег, речка сравниваются с блеском, снег сравнивается с великолепным ковром.

Употребление глаголов.

Чернеет, зеленеет, передают цвета.

8.Словесное рисование

Картины: Голубые небеса, снег блестящий, лес чернеет, ель зеленая и серебристая, речка блестящая.

Эксперт. Словесное изображение 3 строфы позволяет увидеть следующую картину.

Лексика 3 строфы выражается настроением солнечным, восторженным, благодаря эпитетам и сравнениям, мы чувствуем красоту прекрасного зимнего утра.

4 строфа

1.Выразительное чтение.

2.Непонятные слова.

Озарена – освещена (устар.)

Велеть – приказать (устар.)

Запречь – запрячь, запрягать (устар.)

3.Ключевые слова.

Комната, янтарный блеск, трещит печь, лежанка, санки, кобылка

4.Тема строфы.

Интерьер комнаты и радостные мысли, побуждающие героя вырваться на природу.

5.Заглавие.

В комнате.

 6.Главная мысль. Чувства и мысли автора.

Тихая, тёплая домашняя радость.Чувство уюта, теплоты, бодрости.

Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора.

7.Языковые средства.

Помогают поэту передать чувство уюта, теплоты, бодрости.

Употребление глаголов.

Озарена, трещит, думать, запречь.

Прямая речь:

… не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Аллитерация.

Согласные звуки [т],[р],[с],[щ],[с]. передают   - потрескивание дров в печи.

Эпитеты.

Янтарным блеском, весёлым треском.

Метафора.

Блеск с янтарём.

8.Словесное рисование.

В комнате горит печка, тепло, светло, уютно.

Строфа: «янтарным блеском» (тёплый жёлтый цвет).

Эксперт. 4 картина. Словесное изображение 4 строфы позволяет увидеть следующую картину.

Автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера

 (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага.

5 строфа

1.Выразительное чтение.

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 109.5 Kb
Количество скачиваний: 17
Просмотров: 109

Похожие материалы