Проект по музыке «Люди искусства и их Великий подвиг»

Предмет: Классному руководителю
Категория материала: Видеоуроки
Автор:

 


Введение


 


Обоснование выбора темы


Создана впечатляющая летопись Великой Отечественной в прозе, поэзии, фильмах, живописных полотнах, памятниках. Сколько музыкальных произведений было создано на войне! Порой только искусство с его жизнеутверждающим патриотизмом спасало, поддерживало, придавало боевой дух и просто сплачивало...


У каждого произведения  своя биография, своя судьба. Мы решили выяснить, как музыканты своим искусством помогали победе над врагом.


 


Актуальность:


  искусство всегда было явлением объединяющим нацию, и в этом его огромная сила. Именно в искусстве в то нелегкое время наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов  как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны.


Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями.


Именно они никогда не потеряют своей актуальности.


 


Гипотеза:    военные  произведения, безусловно, достояние каждой нации. Именно в этом творчестве сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что искусство способно стать стержнем в духовном объединении нации и морально помочь солдатам на войне.


 



 


 


 


 


Цель моего проекта :


познакомиться с направлениями и жанрами музыкального искусства в годы Великой Отечественной войны, деятелями искусства, творчество которых  ковало и приближало Великую Победу, поднимая боевой и трудовой дух народа, укрепляя веру в победу  ,и     донести эту информацию до слушателей….


 воспитание патриотических качеств подрастающего поколения  посредством  слова и музыки


узнать о творческих  людях, которые создавали  патриотические произведения, о людях , которые исполняли эти произведения, и выявить роль и значение внутренних ресурсов в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны.


 


Проектным  продуктом  нашей  работы


является создание мультимедийной  презентации.


Ожидаемые результаты проекта:


учащиеся узнают, во-первых, какие музыкальные произведения  вели нашу страну к Победе, во-вторых, их авторов и историю создания произведений, подвиг музыкантов.


 


 


 


 


Объект исследования: музыканты и их произведения периода Великой Отечественной войны.


Область исследования: литературное чтение, музыка, история .


Методы исследования: изучение и анализ литературных и музыкальных произведений военной  тематики, литературных источников и Интернет-ресурсов; наблюдение за использованием и исполнением военных музыкальных произведений  в современных массовых праздниках, средствах массовой информации и в быту российских граждан.


Этапы  работы над проектом:


  • Подготовительный     (проблематизация, целеполагание,  планирование, сбор материала).

       1. сбор информации – подготовка видео и  аудио материалов;

       «мозговой штурм»;  изучение литературы, работа с информацией; знакомство с биографиями композиторов,  музыкантов…

       2. обработка  собранных материалов;

       3. создание аудиовизуальной информации в последовательности;


  • Основной  (реализация намеченного плана, материалы проекта).

  • Защита проекта  (представление мультимедийной презентации).

     

     



Проект «Люди искусства и их подвиг»,


к 70 годовщине   победы русского народа в Великой Отечественной войне.


 


Музыка и война…   Казалось бы несовместимые понятия. Но еще А.В. Суворов отмечал: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». В годы Великой Отечественной войны музыка  стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом.


Работа над проектом «Люди искусства и их Великий  подвиг» позволит расширить общий кругозор, будет способствовать развитию и воспитанию нравственно-патриотических, художественно-эстетических качеств, а также творческих способностей.


  Работая  над проектом, изучая исторические документы, слушая воспоминания фронтовиков, мне  представилась  возможность открыть для себя новые сведения  о  войне и «познакомиться» с уже знакомыми песнями заново.


Я чувствую, что  развиваются мои коммуникативные способности  и растет уверенность в собственных силах.  Работа над проектом и участие в нем – отличная возможность заявить о себе, повысить свою самооценку и значимость в собственных глазах и глазах социума.


 


         К величайшим страницам нашей истории относится Великая Отечественная война. Память о ней неподвластна времени. Вот уже в 70-ый  раз 9 мая во всех уголках нашей страны около Вечного огня застынут в почетном карауле потомки тех, кто встал в ряды защитников Родины против фашизма. Среди них и деятели культуры : ученые, писатели, поэты, композиторы, актеры, кинематографисты, артисты. Кто-то ушел на фронт и с оружием в руках защищал Родину, кто-то со своим творческим «оружием» способствовал укреплению народного патриотизма, осознанию смертельной опасности, нависшей над Отечеством и готовности к самопожертвованию ради Победы над врагом.


Самоотверженный труд деятелей культуры ещё одна страница Великой Отечественной войны, которую мне захотелось представить.


Мое представление состоит из 5-ти частей:


 1. искусство там, где оно как раз всего нужнее;


 2. прославленный Краснознаменный ансамбль под руководством А. Александрова;


 3. «Ленинградская симфония», произведение о войне, о стойкости и беспримерном мужестве советских людей, об их нерушимой вере в победу;


    4. рассказ о солдате, кто жил с песней в душе;


    5. марш Агапкина  «Прощание славянки»    


    


    Декабрь сорок первого, начался разгром немцев под Москвой. Наши войска пятнадцатого овладели Клином. В тот же день туда приехали артисты..


    На концерт пришли буквально опаленные огнем недавнего боя воины стрелкового полка майора Казака, прославившегося в кровопролитной битве за Клин...


     Концерт начался незадолго до сумерек... Поистине символичным было то, что среди обугленных, зловеще черневших на фоне ослепительного белоснежья развалин, неподалеку от домика П. И. Чайковского,  зазвучала вестницей победы музыка великого русского композитора.  Молодой скрипач в валенках и новеньком ватнике, из-под которого виднелись полы черного концертного смокинга, играл «Сентиментальный вальс». ( звучит музыка)


 


Когда перелистываешь материалы, рассказывающие о выступлениях на фронтах Великой Отечественной войны, поражаешься многому. То, что раньше, до войны, считалось обычным, вдруг оборачивалось проблемой, а то, что казалось просто невозможным, неожиданно решалось как бы само собой. Самым невозможным казалось тогда принести искусство туда, где оно как раз и было всего нужнее, где боец больше всего его ждал — в блиндаже, в окопе, в лесу, в поле.


В обычной жизни мы подчас говорим вскользь, чуть ли не по - газетному : «Концерт прошел с большим успехом».


Артисту  успех на фронте трижды дорог. Он видел, что его искусство было конкретной, действенной силой, помогающей бойцам бить врага. Подобно идее, которая, овладев массами, становится материальной силой, такой же материальной силой, на глазах преобразующей человека, становилась на фронте музыка. Сколько славных дел совершили люди, вдохновленные этим пламенным искусством!


В нашей армии еще до войны существовал большой отряд профессиональных музыкальных коллективов-—ансамбли песни и пляски и духовые оркестры. Некоторые из них даже имели опыт участия в боевых действиях. Так, например, прославленный Краснознаменный ансамбль под руководством А. Александрова обслуживал бойцов во время событий на Дальнем Востоке в 1929 году и боев в районе озера Хасан в 1938 году. И естественно, что первыми пропагандистами искусства в армии стали военные ансамбли и оркестры.


В первый же день войны — 22 июня 1941 года — коллектив Краснознаменного ансамбля обратился в Главное политическое управление РККА с просьбой направить его на фронт. Просьба  коллектива была  удовлетворена. Ансамбль разделили на четыре группы,


Рассказывает заслуженный артист РСФСР А. Шилов:


«Положение на фронтах было тяжелым. Казалось, что такое время — не для песен и плясок. Началась упорная работа. В ней не было ничего общего с искусством. Артисты тушили пожары, грузили раненых в санитарные поезда, чинили мосты и железные дороги, помогали обезумевшим от горя женщинам и детям. Так прошло несколько напряженных дней. Возникло невольное сомнение: нужны ли песни и пляски в такое трудное время?.. Но сомнение рассеялось на первых же фронтовых концертах» .


     «Предстояло разрешить вопрос о репертуаре. Нельзя было петь то, что пели несколько дней тому назад, в мирное время. Хотелось дать слушателю что-то новое, что говорило о сегодняшнем дне, о борьбе с врагом».


    Наступили холода. Летнее обмундирование, в котором мы выехали из Москвы в июне, уже не выдерживало октябрьских заморозков. Но работа продолжалась...


По мере того как патриотические, героические и народные песни сменяли друг друга, мы стали замечать, как на лицах бойцов постепенно исчезает суровость  и угрюмость, глаза становятся светлее и оживленнее. А когда началась пляска «Тачанка» с боевыми клинками, равнодушных уже не было. Затем снова песни, музыка, чтение, шутки, пляски...


      Окончился концерт, и на какой-то миг воцарилась необычайная тишина. И вдруг вся лесная поляна разразилась громом аплодисментов, и мы увидели счастливые лица, полные глубокой благодарности за то неожиданное удовольствие, которое им доставил ансамбль в этой необычной обстановке.


От имени воинов вышел благодарить артистов полковой комиссар. Он сказал, что мы своим концертом напомнили всем о нашей прекрасной Родине, о нашем замечательном талантливом народе, об искусстве, о милых и дорогих, с которыми разлучила нас война.


«Знаете ли вы, — говорил он, — какое великое дело вы делаете своими песнями, плясками, художественным словом, всем своим искусством? Так бейте фашистов вот этой балалайкой (он взял у музыканта балалайку), баяном, лихой песней, задорной пляской, словом, а мы будем беспощадно драться с проклятым врагом, чтобы скорее освободить нашу родную землю от фашистской нечисти и сохранить наше замечательное искусство».


     Это выступление было словно ответом на наши сомнения — нужно ли искусство в такое тяжелое время...».


     Лето 1942 года, конец июля. Беспрерывные дожди. В течение двух с половиной месяцев ансамбль работает на передовой линии.     Концерты даются на расстоянии одного-двух километров, а нередко 800—700 метров от немецких окопов.  Зачастую приходится ползти по простреливаемой противником местности.    Большие трудности доставляет контрабас-балалайка.  Она громоздка, поверхность ее блестит и служит отличной мишенью для немецких минометчиков.  Высокий, чрезвычайно рассеянный красноармеец Сокульский, согнувшись в три погибели, тащит ее по полю. «Петя, — кричим мы, — накрой ее плащ-палаткой!» Петя встает во весь рост и спокойно начинает объяснять, что плащ-палатка у него мокрая и если он покроет ею балалайку, то инструмент испортится. А инструмент он любит, это мы все знаем. Тем временем где-то начинает тарахтеть немецкий пулемет. Петя вновь сгибается и волочит инструмент к месту концерта. Несмотря на все трудности, ансамбль дает с переходами всем составом по три, четыре и даже по пять концертов в день (наш «день» начинается рано утром и заканчивается поздно ночью).  Ночные концерты даются в сараях, палатках, при свете коптилок, автомобильных фар и т. д.


     Когда же порою бывает очень тяжело, когда артисты сникают, устают, всегда откуда-то берутся новые и, кажется, неисчерпаемые резервы сил.  Таким «духовным нашатырем» была ненависть к врагу. «После четырех-пяти концертов, — пишет Г. Фрид, — зимой, на открытом воздухе, певцы не могут петь, у танцоров от «плохой сцены» растяжение связок, и у нас появляется невольная досада при вести, что предстоит еще один концерт. Но... провожающий нас по проходам в минных полях комбат, не оборачиваясь, говорит: «Здесь был лагерь для советских военнопленных». И, показывая рукой на выдолбленный, лежащий в грязи ствол дерева, добавляет: «Сюда наливалась бурда, которую наши советские люди должны были  есть, стоя на коленях, прямо ртом...» И нас охватывает такая ненависть к врагу, что мы забываем про усталость. Красноармеец, танцор-баянист Андрей Науменко берет баян и, несмотря на больную ногу, пляшет, улыбаясь, поет частушки. И вот уже его смех заражает слушающих бойцов... Мне вспоминаются слова одного из героев-панфиловцев: «Смех — это дело серьезное на фронте» .


  Песня быстрее всех других музыкальных жанров вошла в будни войны, стала частью жизни фронта и тыла.  Она вливала новые силы в уставших бойцов, вдохновляла в бою. Она помогала с достоинством принять неизбежную смерть.


    Песня как бы сокращала расстояния, приближала родных и близких, в песне солдат выражал свое чувство к любимой, веру в ее любовь. «Мне в холодной землянке тепло от твоей негасимой любви» - как много значили эти простые слова в суровые военные будни! (песня)


       Война вошла не только в песню, но и в симфонию. В сентябре 1941 г., когда враг рвался к Ленинграду, по радио выступил Д.Д. Шостакович. «Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения, - сказал композитор. - Если... удастся закончить третью и четвертую части, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией».  Так страна узнала о рождении великого произведения, известного всему миру как «Ленинградская симфония», произведения о войне, о стойкости и беспримерном мужестве советских людей, об их нерушимой вере в победу.  (музыка) 


      Первая часть рисует картину столкновения резко враждебных сил: эпической лирической теме Родины противопоставлена тема фашистского нашествия. Шостакович дал беспощадный портрет фашизма: тупая механическая тема марша стала символом его бесчеловечности. В 1943 г. Шостакович пишет 8-ю симфонию. Трагедия войны с ее страданиями и миллионными жертвами, вера в победу советского народа переданы композитором с потрясающей силой.


В минуты отдыха музыка помогала солдатам забыть ненадолго о тяготах и проблемах. Бойцы, которые умели играть на каких-либо инструментах, всегда были в центре внимания. Конечно, далеко не все были так удачливы и знамениты.


Об одном из таких солдат, кто жил с песней в душе и пойдет наш следующий рассказ.


В армию он из запаса пришел. До войны музыкантом был. На перекур  сядем, а он в отделении ложки соберет и … Ложки у него в пальцах  словно живые.   У каждой свой голос. Языком да губами поможет и шпарит себе всякие мелодии. У кого характер полегче, тот не стерпит: в пляс ударится, не удержишь. Гребенка ему под руки попадется, запоет, как скрипка, - чего душа желает – по заказу. Такая у него душа была – чего коснется, всё у него поет. Лежит в окопчике, а рядом ивовый куст. Срежет ветку ножиком, поколдует – дудка получилась. Подует в дудку – поет. Заночуем в немецком блиндаже. Наберет по углам пустых бутылок, воды нальет куда больше, куда меньше, рядком поставит, тронет палочками – поют бутылки. Незаменимый человек был во взводе. В начале войны, когда кисло нам приходилось, бел свет иной раз не мил был, учудит он что-нибудь со своими дудками-гребенками, и оттает солдатская душа. (музыка)


Пулеметчик был отличный. Забавник да развлекатель артельный. А умер он, заглянули в книжечку, куда он что-то записывал . Заглянули и увидели душу такую просторную, что и края ей не видать, такую красивую, что и не налюбуешься ею никогда.


Бомбы кругом сыплются. Снаряды чуть не на каждом метре поле пашут. От пуль не продохнуть. А рядом с тобой лежит к окопе невидный человечек. Чуть передышка случится, книжонку из кармана вынимает, мусолит карандаш и будущему человечеству кружочками да закорючками письмо о страданьях наших, о подвиге нашем строчит. Строчит и о смерти не думает, потому что у него в сердце поет будущая жизнь, нашим страданьем и кровью оплаченная.


  Сегодня вряд ли найдется русский человек, который бы не взволновался при звуках марша Агапкина «Прощание славянки». (музыка)


     Кажется, эта музыка за век вросла в наши сердца и души, стала сущностной составляющей, неотделимой от истории Отечества. Марш этот прозвучал в десятках кинофильмов и многих спектаклях. Грампластинки со знаменитым маршем неоднократно выпускались огромными тиражами. На нашей памяти он всегда был в репертуаре отечественных военных оркестров.
Это был творческий патриотический порыв: 28-летний русский военный музыкант осенью 1912 года, в дату столетия Бородинской битвы, написал марш «Прощание славянки», посвященный началу войны на Балканах. Мог ли он знать, что марш этот отзовется в сердцах всех славян, станет важной духовной составляющей русского народа, обретет многие варианты текстов в разные периоды тяжкого ХХ века? Не мог Василий Агапкин предвидеть и того, сколь торжественно будет отмечаться 102юбилей его легендарного детища, первая публикация нот которого состоится в Крыму, в Симферополе.


 


Точно замечено: у русского человека всякий раз при звуках этого марша возникает чувство личной причастности ко всему происходящему и чувство бессмертия... «Снова и снова слушаю этот великий марш и всякий раз плачу», – такие записи приходилось читать о марше неоднократно.

Официально песня была запрещена, но благодаря легко запоминавшемуся напеву быстро распространилась. Трудно сказать, где и когда впервые услышал эту песню молодой штаб-трубач Василий Агапкин, крестьянский парень из рязанской деревни, рано оставшийся сиротой и нашедший приют в хоре музыкантов (так тогда назывались военные оркестры). Может, в Тверском драгунском полку, где он служил в 1906-1909 годах? А возможно, и в Тамбове, куда попал, отслужив срочную службу и поступив в музыкальное училище на медно-духовое отделение.

Считается, что марш к русской жизни вернул фильм Михаила Калатозова «Летят журавли», где он звучит в сцене – проводов добровольцев.
Как справедливо указывается в энциклопедиях, «мелодия марша «Прощание славянки» сочетает в себе живительную веру в будущую победу и осознание горечи неминуемых потерь от грядущих сражений. В названии марша отражено одно из тяжелейших испытаний, которые возлагают все войны на женщин – провожать своих мужчин на войну и верить в их возвращение».

    Похоже, сердце славянина, «объятое» этим маршем, не только скорбит, но и поет от восторга, устремляясь за собственные пределы. На музыку марша написано большое количество самодеятельных и более или менее профессиональных текстов.
  Пожалуй, своеобразными памятниками можно считать и живописные одноименные полотна русских художников. Кстати, рабочим названием замечательного фильма Владимира Хотиненко «72 метра» (2004 года) было «Прощание славянки».
      «Прощание Славянки» с текстом на слова Романа Шлезака под названием «Rozszumialy sie wierzby placzace» («Расшумелись плакучие ивы») являлось в годы борьбы с гитлеровскими оккупантами в Польше 1939-1945 годов гимном основной организации польского Сопротивления – Армии Крайовой.

   Убедителен Эдвин Поляновский, поддержавший в свое время идею поэта Иосифа Бродского о гимне: «Между мировыми войнами была еще гражданская. И для красных, и для белых «Прощание славянки» было своим. Музыка оказалась вечной…».

…«Славянка» не стала гимном России. Однако марш теперь является гимном Тамбовской области. Как бы то ни было, похоже, земной путь легендарного марша, прожившего столетие, только начинается. Ни «Славянка», к счастью, не прощается с нами, ни мы с ней. Славяне остаются – «с этим маршем на пыльных губах»… Обладая не только музыкальными, но и организаторскими талантами,  Агапкин в короткий срок собрал сильный коллектив профессионалов: выступления оркестра на различных мероприятиях всегда тепло воспринимались благодарными слушателями. Одно из выступлений было запланировано на 22 июня 1941 года…


   К началу войны 57-й летний композитор и дирижёр зарекомендовал себя как отменный руководитель и профессиональный музыкант — вполне ожидаемо, что именно Агапкину поручили руководить сводным оркестром на параде 7 ноября 1941 года. Подготовка к параду проводилась в режиме повышенной секретности. Буквально за 2 дня Василию Ивановичу удалось сделать невозможное: отобрать те оркестры, которые должны были выступать, провести репетиции и создать в итоге цельный коллектив. При этом никто из музыкантов не догадывался о цели проводимой работы.


   Сам парад, из соображений всё той же секретности и безопасности начался не в 10 часов утра, а на 2 часа раньше. Именно это сыграло злую шутку с записью кинохроники  : во-первых, хроникёры не успели к началу речи Сталина — её записывали позднее в студии, а потом вставили в готовый фильм; во-вторых, запись получилась «немой», поскольку из-за рассинхронизации аппаратуры записать звук вместе с визуальным рядом не представилось возможным — фильм также озвучивали постфактум.


В своей книге «Войны несчитанные вёрсты», представленной на сайте «Военная литература», Константин Фёдорович Телегин пишет:


   «В репродукторе послышались приглушенные расстоянием слова команды, несколько искаженный высокий, взволнованный голос командующего парадом, громыхнули аккорды марша „Прощание славянки“, исполненного, как в бесконечно далекое мирное время, сводным оркестром Московского гарнизона. Когда же послышались шаги проходивших мимо трибуны Мавзолея колонн защитников Родины, признаюсь, что в эти минуты почувствовал, как волнение невольно сдавило горло».


   В своих воспоминаниях о Василии Агапкине главный военный дирижёр Советской Армии Народный артист РСФСР генерал-майор Николай Михайлович Назаров в частности говорил:


   «Этот марш прозвучал в 1941 году на историческом параде на Красной площади. Василий Иванович в этом параде дирижировал сводным оркестром. С этим маршем бойцы прямо с парада шли на передовую бить врага. И отсюда он зазвучал почти во всех армейских оркестрах — это второе рождение замечательного марша».


   В книге «Прощание славянки» (Москва, «Советский композитор», 1987), написанной по воспоминаниям дочери Василия Ивановича, Владимир Соколов приводит цитату:


   «…Одна мысль занимала его целиком. Надо донести звуки музыки до глубины солдатской души, чтобы поддержать силу бойцов, приблизить час справедливого возмездия. Сводный оркестр играл „Прощание славянки“. Патриотическая мелодия марша была созвучна мыслям и чувствам воинов, и каждый уносил с Красной площади в памяти её высокий душевный строй, вдохновляющий порыв… Ровными рядами шли солдаты».


   В 90-е годы XX столетия некоторые наши сограждане хотели иметь гимн России на мотив «Прощания славянки». В частности, Иосиф Бродский, находясь вдали от Родины, просил Мстислава Ростроповича убедить в этом президента России. К сожалению, этому поистине народному и любимому маршу не суждено было стать главной песней страны. Тем не менее, законом Тамбовской области № 199-З от 27 февраля 2004 года была утверждена музыкальная редакция гимна этого федерального образования — произведение Василия Ивановича Агапкина марш «Прощание славянки».


 


      Работа над темой позволила мне познакомиться с направлениями, жанрами и творческой деятельностью работников музыкального искусства ,расширила мой кругозор, я немного показала одну из страниц Великой Отечественной войны.


    В ходе исследования мы пришли к выводу, что в годы Великой Отечественной войны музыка  духовно обогащала нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом.


  • музыка вела в бой, она стала оружием, разящим врага.

  • музыка объединяла, морально помогала выстоять и победить.

  • произведения искусства делили вместе с воинами горести и радости, подбадривали их веселой шуткой, грустили вместе с ними об оставленных родных.

  • музыкальные произведения, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника тех грозных событий.


У меня появилось желание поделиться моими знаниями с одноклассниками.


 

 

Тип материала: Презентация Power Point (pptx)
Размер: 3.96 Mb
Количество скачиваний: 4
Просмотров: 132

Похожие материалы