Путешествие по городам "Народные промыслы»

Предмет: Классному руководителю
Категория материала: Видеоуроки
Автор:

Путешествие "Народные промыслы»

 Цели:

  • Воспитывать любовь к Родине, уважение к труду;

  • Знать центры художественных народных промыслов России;

  • Развивать нравственные эстетические чувства, прививать интерес к изучению ремесел;

  • Способствовать расширению исторических знаний и преставлений обучающихся.

     

    Оформление зала под русскую горницу , звучат мелодии русских народных песен. Дети одеты в русские народные костюмы.

     

    Открывается праздник танцем под песню «Коробейники» в исполнении Н.Кадышевой  уплет с припевом  (занятие проходит в сопровождении слайд-шоу.)

     

    Ход мероприятия:

     

    Символами знаменитого русского гостеприимства издревле являются хлеб да соль.

     

    Какая беседа без хлеба и соли?

    Без хлеба и соли на свете нет доли!

    Без хлеба и соли вся жизнь станет пресной,

    Без хлеба и соли не будет и песни.

     

    Ещё чем славится Россия?

     Людьми Россия хороша.

     У них и руки золотые

     и необъятная душа.

    И замирает восхищенно

     надменный иноземный взор

     увидев русскую матрёшку

     И Гжели кружевной узор.

     

    Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено заняться разными промыслами.

    Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества.

    Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века, наряду с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве.

    Для каждого из промыслов характерен свой ассортимент изделий, свои технические приемы, свои художественные традиции.

    Мы приглашаем вас совершить путешествие в центры народных промыслов.

     

    Остановка первая. Гжель

     

    Гжель… издревле под этим кратким названием подразумевается местность, расположенная на юго-востоке Московской области, включающая несколько десятков деревень и сел, жители которых были виртуозами керамического ремесла: жгли-обжигали  глиняную посуду. Так основная деятельность местного населения и дала название региону.

    Развитие капитализма в России привело к промышленному кризису. Народное искусство быстро вырождалось и на рубеже 19-20 веков пришло к полному забвению.

    Своим новым рождением в 1940-х годах Гжельский промысел обязан ученому искусствоведу А.Б. Салтыкову, художнице Н. И. Бессарабовой и местным мастерицам. При разработке нового, современного стиля в фарфоре за идею был взят принцип сочетания белого фона с синей росписью, существовавший в начале 19 века на изделиях из полу-фаянса. Образное содержание, композиционные приемы, художественно-стилевые особенности типичны только для данного региона.

    Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил. Что гжельские чайники и чашки цветут «колдовскими синими цветами».

     

     

                 Остановка вторая. Жостово

     

    Подмосковное село Жостово. Здесь среди множества разного рода художественных изделий изготавливают расписные металлические подносы.

    Наряду с табакерками и другими небольшими предметами портсигарами, кошельками, коробочками и другими, в 1830-1840-х гг. в отдельных мастерских стали изготавливаться и подносы, овальные или круглые, орнаментированные довольно скромно – чаще всего лишь золотыми бордюрами. Материалом для них служило папье-маше.

    Папье-маше заменило железо. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости.

    Подобно другим народным промыслам 1910 - е годы Жостово переживало кризис. Спрос на подносы упал, производство сокращалось.

     

    В 1928 году объединились в одну - "Металлоподнос", с 1960 года переименованную в существующую и поныне Жостовскую фабрику декоративной росписи.

    Роспись производится обычно по черному фону:  красный, синий, зеленый.

    Роспись на подносах является плодом изучения мастерами живой природы. Яркие букеты из роз, пионов, тюльпанов, незабудок.

    Жостовские подносы могут быть круглые, овальные, прямоугольные. Бывают они еще и причудливой формы – фигурные.

    Жостовские подносы могут быть овальными, округлыми, прямоугольными и фигурными. Металлическую заготовку больше не выколачивают вручную, как раньше, а прессуют на станке.

    Фон делают со всей тщательностью, соблюдая определенную последовательность: поверхность, дважды промазывают маслом с олифой, сушат и шлифуют, кладут три слоя черного грунта, дважды покрывают черным лаком и снова слегка шлифуют.

     Расписывают подносы только масляными красками и только беличьей кисточкой.

    Мастер работает сразу на нескольких подносах, и используют по очереди каждую краску.

    Остановка третья. Палех

    На Владимиро–Суздальской земле, на столь богатой прославленными памятниками древнерусского искусства земле, жители села Палеха издавна занимались иконописью. Из поколения в поколение передавалось иконописное мастерство. Художники из народа продолжали древнюю традицию, которая по сей день очаровывает нас. Палехские иконы высоко ценились по всей Руси. Тончайшая миниатюрная живопись образовывала то узорочье, которое придавало всей иконе манящую сказочность, празничную нарядность и единый волнующий ритм.

     

    В светлых, просторных мастерских преображенного Палеха работают художники. Влюбленные в свое искусство, продолжая славную традицию своих предшественников.

    Чаще всего это шкатулка, коробочка, иногда - пудреница, портсигар или перчаточница, иногда большая пластина, а иногда совсем маленькая брошь…

    На черном сверкающем лаке, как бы прорезая и побеждая ночь, выступает красочный узор, то взвихренный, буйный, то плавный и мелодичный.

    Эти картинки на лаке уже оборачиваются стихами, приложениями на язык образов и красок. Это русская сказка или былина, знакома Вам давно, но раскрытая в образах отважных витязе, быстрых коней и райских птиц, вписанных тончайшей горностаевой кистью.

     

    Остановка  четвертая «Хохлома»

    Хохлома – село в 7 км. от Семенова, стоящего над рекой Узолой в Заволжье. Никакой деревянной посуды и мебели в самой Хохломе никогда не точили. Там была самая большая в Заволжье сельская торговая площадь и на этой площади по определенным дням собиралась крупнейшая в России оптовая ярмарка щепного товара (местное выражение) – самых разных изделий из дерева: бочек, саней, мочалок, топорищ, точеной расписной посуды, мелкой мебели. Купля-продажа велась в Хохломе в таких размерах, что уже к началу XIX века здешние блюда, миски, ковши и ложки стали любимыми в простом народе. Он-то и назвал их по месту продажи – хохломскими.

    Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота.

    Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера.

    Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

    Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название — «золотая хохлома».

     

    ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ-

    АЛЫХ ЯГОД РОССЫПЬ.

    ОТГОЛОСКИ ЛЕТА

    В ЗЕЛЕНИ ТРАВЫ.

    РОЩИ-ПЕРЕЛЕСКИ.

    ШЕЛКОВЫЕ ВСПЛЕСКИ

    СОЛНЕЧНО-МЕДОВОЙ

    ЗОЛОТОЙ ЛИСТВЫ…

    (П. Синявский)

     

     В каждом штрихе орнамента сквозит любовь к своему искусству. Золото олицетворяет счастливую, богатую жизнь, чистоту, красоту. А “травка”, цветы, ягоды и листья напоминают людям о молодости и силе.

    А еще в Хохломе мастерили кукол. Отгадайте, что за кукла?

    Матрёшка — настоящая русская красавица.Но главное — эта куколка с секретом!Про матрёшку придумали потешку:

     

    Шли подружки по дорожке,

    Было их немножечко:

    Две Матрены, три Матрешки

    И одна Матрёшечка!

     

      По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет! Для народной игрушки это не возраст. Прообразом матрешки могли послужить «писанки» — деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее.

    . Может, это кажется удивительно, но человек, придумавший матрешку, известен. Это не крестьянин, а русский художник. Жил он в прошлом веке. Путешествуя по Японии, увидел там подобную куклу, только одетую по-японски. Кукла так понравилась ему, что  он представил ее в русском костюме.

    В конце XIX века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрену!» С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.

     

    Алый шелковый платочек,

    Яркий сарафан в цветочек,

    Упирается рука

    В деревянные бока.

    А внутри секреты есть:

    Может — три, а может, шесть.

    Разрумянилась немножко.

    Это русская...

    (матрешка).

     

     

    Остановка седьмая. Народная игрушка из глины

     

    Дымовская игрушка

    Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки. Там отличные глины и песок . Издавна живут в слободе мастера, которые кроме крынок и горшков, делают себе на потеху да детям на забаву веселые яркие игрушки.

    Игрушки лепили и расписывали только женщины и дети. Мастерицы лепят игрушку и из красной глины, белят ее мелом, разведенном на молоке, и расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе и квасе.

    Узор строго геометрический, состоящий из клеток, полосок, кругов, крупных пятен. Кроме яркой и своеобразной росписи, дымковская игрушка имеет отделку золотом. Украшение золотом - сложная и кропотливая работа. Листочки золота настолько тонки, что легче пуха, и когда на игрушку "сажают золото", то от сквозняков закрывают окна. Дымковская игрушка всегда была любима в народе.

     

    Тверская игрушка

    Это изделия мастеров из Тверской области, а точнее из Торжка. Эти игрушки узнаешь сразу: птички, петушки, жар-птицы, царь рыбы, птицы-сирины, медведи и другие игрушки-свистульки покрыты чешуйками, которые затем ярко расписываются и очень нарядно смотрятся на красно-коричневом-фоне обожженной глины. Отличительной чертой тверской игрушки является их рельефное украшение в виде маленьких чешуек и оборок.

     

    Карпольская  игрушка

    На русском Севере, неподалеку от небольшого города Карполя, в почти опустевшей деревушке Гринево жила мастерица-игрушечница Ульяна Бабкина.

     Пустела деревня Гринево, не осталось в ней игрушечников, и вовсе погиб бы промысел, если бы Ульяна Бабкина не продолжала лепить с прежним упорством свои игрушки. Охотно учила бабка Ульяна своему мастерству всех, кто только хотел, и успела приготовить себе смену. Умельцы расселились по соседним деревням и в самом Карполе.

     Благодаря им и живет народная карпольская игрушка. Для лепки берут красную глину. Фигурки лепят немного грубоватыми , коренастыми, плечи сливаются с затылком, короткие ноги. Животных мастера очеловечивают : они заняты тем же делом, что и люди: медведи, козлы и бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду, курят. Изделия просушивали, а через несколько недель обжигали, потом белили. Роспись довольно проста: полоски, штрихи, ромбы, крапинки. Набор красок: голубая , кирпично-красная, зеленая, черная, охристая. Иногда добавляются золотая и серебряные краски.

     

      Ярославская игрушка

     И в Ярославской области делали свистульки в виде коней или птиц с веретенообразными туловищами, двумя крохотными ножками и выгнутыми спинами. Игрушку покрывали глазурью или белой масляной краской с синими и красными полосами и пятнами.

     

      Абашевская игрушка

     Жил и работал в селе Абашево Пензенской области в 20-30 годах талантливый мастер Ларион Зоткин, был он один из тех, кто возродил абашевскую игрушку. Все игрушки мастера Зоткина - свистульки в виде животных с длинным туловищем. Здесь можно увидеть голубого барана с могучими серебряными рогами, зеленую в серебряных пятнах собаку, красного оленя с великолепными многоярусными раззолоченными рогами, похожими на елку.

     Самые обыкновенные животные преврашались в руках Лариона Зоткина в сказочные существа неведомой породы. Традиции продолжают сейчас и другие мастера.

     

      Филимоновская игрушка

    По местному преданию, основателем деревни(еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон (отсюда и Филимоново). Из филимоновской глины делали разную посуду и игрушки, да не всякие, а только свистульки для праздников: зверюшек, птиц, коней, барышень, солдат.

    У барышень в руках букеты цветов или кувшины, а в них спрятаны свистки. А солдаты держат под мышками гусей, в которые тоже можно свистеть. Удлиненные пропорции объясняются свойствами местной глины. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз приходится оглаживать подтягивать выравнивая ее поверхность. А подглаживать и подтягивать ее приходится дней пять. Роспись игрушки ведется и сейчас не кисточкой , а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристанет, а с гусиного пера ложится. Делают мастера и огромные игрушки - ростом с больших кукол, для украшения жилища.

     

    1Россия наша славится

    Расписными ложками

    Да еще гордится

    Русскими матрешками.

     

    2Птица-свиристелка,

     Звонкая поделка!

     Ну-ка, ну-ка, говори,

     Что там у тебя в нутрии?

     

    3 -Верь, не верь ли, мой хороший,

     А в нутрии-то - ничего,

     Кроме двух сухих горошин

     И дыханья твоего.

     

    4Дымковские барыни

    Всех на свете краше,

    А гусары баловни -

    Кавалеры наши.

     

    Мастер – класс : роспись изделий из глины

     

    Мы с вами побывали лишь в некоторых уголках России, а чтобы познакомиться с другими промыслами,  нужно пройти множество дорог и тропинок.

    Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа. Для того чтобы любить, нужно все это видеть и знать. Мы не ценим и не бережем то, что не знаем.

    Хохлома, Дымка, Городец… Это названия не только российских сел, но и народных промыслов. Изделия мастеров показывают богатства культурных традиций России, открывают тайны русской души.

    Давайте любить Россию, ценить и уважать труд людей, которые создают настоящие шедевры, вкладывая частичку своей души.

Тип материала: Презентация Power Point (pptx)
Размер: 4.93 Mb
Количество скачиваний: 2
Просмотров: 63

Похожие материалы