Рабочая программа по музыке для 5 класса(ФГОС)

Предмет: Музыка
Категория материала: Конспекты
Автор:

Рабочая программа

по предмету «Музыка»

Автор: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина 5 класс, 35 часов

 

 

 

 

Пояснительная записка                                                                                               

 Статус документа

 Рабочая программа по музыке разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 года № 1897; Примерной программы по учебным предметам; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год»; Приказа Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений", зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», зарегистрирован Минюстом России 02 февраля 2011 г., рег. № 19676; учебного плана МБОУ СОШ № 1, утвержденного 31.08.2013 года приказом директора № 150 –п.

Она конкретизирует содержание образовательного стандарта по данному предмету с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников первой ступени. Программа способствует реализации целей и задач Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 1 (утверждена: 31.08.2014 года приказом директора № 150 – п) и Программы развития ОУ.

Программа содержит  распределение учебных часов по разделам курса.

 Структура

 Программа   включает   пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета - общую характеристику учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане МБОУ СОШ № 1;описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения информатики; содержание учебного предмета; календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности   обучающихся; описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты.

 Общая характеристика учебного предмета

 В  5 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка и другие виды искусства», которая раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж). Данная   тема  предусматривает  изучение  музыки   «в единстве с тем, что  её рождает и окружает: с жизнью, природой,  обычаями,  верованиями, стихами,  сказками, дворцами, храмами, картинами  и многим-многим другим». Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть  большое   в малом, находить приметы  одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение.

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах.

Межпредметные связи просматриваются через  взаимодействия музыки  с литературой (сказки Х.К.Андерсена, поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер», «Вот ветер тучи нагоняя…», общие понятия для музыки и литературы-интонация, предложение, фраза);

- изобразительным  искусством  (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

- историей (изучение древнегреческой мифологии – К.В. Глюк «Орфей»);

-мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);

-русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста;

- формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

-природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).

Цели обучения формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи обучения

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

-научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

-развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях; воспитывать культуру мышления и речи. Цель массового музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, формирование целостного мировосприятия учащихся, их умение ориентироваться в жизненном информационном пространстве. Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанровом - стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

Место предмета в  учебном плане и учебном процессе

В учебном плане на изучение  музыки в 5 классе  отводится по 1 ч в неделю (34 учебных недель) – 34 часов за учебный год.

 Результаты обучения

 Требования к курсу подготовки  учащихся 5 класса

 По итогам освоения программы 5 класса обучающиеся

узнают:

-содержание пройденных  произведений искусства, их названия, авторов;

-что разные виды искусства существуют совершенно самостоятельно и независимо друг от друга;

-что разные виды искусства по-разному отзываются на одно событие;

         - о том, что каждое из искусств помогает глубже понять другое;

  -художественные особенности музыкального импрессионизма, а также имена композиторов -   К. Дебюсси и М. Равеля;

научатся:

-понимать роль музыки в жизни человека; образное содержание музыкальных произведений, особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соотвествующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозной традиции, современная;

-эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные  произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора, размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждении  об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

-понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, получать представления о  средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов, анализировать различные трактовки одного и того же произведения. аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. закономерности музыкального искусства;

-исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии.  изученных классических произведений. участвовать в концертном исполнении песенного репертуара класса;

-ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи.

-различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

-выражать знания, полученные в 5 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

-определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

-распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;

-творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;

-участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);

-использовать приобретённые  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

-размышлять  о музыке, выражать  собственную позицию  относительно прослушанной музыки;

-певческого    и  инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

-самостоятельно  знакомиться с музыкальной культурой и оценкой их эстетической значимости;

-определять свое  отношение  к музыкальным явлениям действительности.

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

 Предмет «Музыка» в 5 классе, как и художественное  образование  в целом, предоставляет детям возможности  для культурной и творческой деятельности, позволяет сделать  более динамичной  и плодотворной  взаимосвязь образования, культуры и искусства. Задача учителя заключается в том ,чтобы научить ребят читать книги  не только глазами, но и  «вслушиваться» в них, помочь детям понять, что не будь музыки, не было бы очень многого в литературе. Внимание на музыкальных занятиях  акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом  воспитании, формировании  культуры  мировосприятия    школьников через эмпатию, эмоционально-эстетический  отклик на музыку. Учащиеся 5класса  понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания  чувств и мыслей  человека, его духовно - нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать  на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений  жизни и искусства, продуктивно  сотрудничать  со сверстниками и взрослыми. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной деятельности,способствующей личностному,комуникативноиу.познавательному и социальному развитию учащихся 5класса..

 Специфика программы:

 Программа   «Музыка» в 5 классе  соответствует образовательной области «Искусство» и  будет творчески   применяться  и способствовать развитию музыкальной культуры учащихся.

 Основное содержание обучения, 5-й класс  (1 час в неделю, 35 часов)

1

«Музыка и другие виды искусства»

 “Музыка и литература”

17 часов

2

Музыка и изобразительное искусство

18 часов

Итого:

35 часов

 Тема  первого полугодия «Музыка и другие виды искусства»

“Музыка и литература” (17 часов)

 Урок 1. Что  роднит  музыку   с  литературой(1ч)

 Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Выявление  многосторонних  связей  музыки  и  литературы. « Что  стало  бы  с  музыкой, если  бы  не  было  литературы?  Что  стало бы   с  литературой,  если  бы  не  было музыки?»   Поэма,  былина,  сказка.  Песня,  романс.   Роль музыки в семье искусств, еевлияние на другие искусства.  Значение  слов  в  песне.  Вокализ.  Сходствовыразительных  средств   живописи  и  музыки: плавные  изгибы  линий  рисунка,перекличка  светотени  в  картине  и  ладовой  окраски   в  музыке. Интонационно-образная, жанровая, стилевая основы музыки   в  картинах  и  мелодиях,  музыкальногоискусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания,установления связи  с жизнью и с другими  искусствами.

Интонация как носитель смысла в музыке.

 Урок 2. Вокальная  музыка  (1ч)

 Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Образ  Отчизны,  отношение  к  родной  земле,  значение  культуры  своего  народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов   в вокальной  музыке.

Песня – верный спутник человека.

 Урок3.  Вокальная  музыка.  Песни  Иркутской земли  ( 1ч)

 Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека.  Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Знакомство  с  различными  жанрами  русской  народной   песни:  формирование необходимых  вокально-хоровых  навыков. Особенности песенных  жанров.  Календарные песни. Разнохарактерные   песенные    жанры:  трудовые, обрядовые  величальные, торжественные, хвалебные,  шуточные,  сатирические,  игровые,  хороводные,лирические  песни.  Песни –  заклички.  Взаимосвязь  музыкальных,  литературных  ихудожественных  образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в исполнении лесных ненцев –  это мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню-речь, трудно назвать ее песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось побеждать себя, бороться, чтобы  содержать свою семью, воспитытать детей. В  песнях  лесных ненцев  условно можно выделить следующие   тематические виды:  лирические, песни о женщине, колыбельные песни,  песни колорита  печального, песни о животных, песни-думы, увеселительные или «застольные» («хмельные») песни, эпические песни, песни об огне, песни об олене,  «богатырские»  песни и др.

 Урок 4. Вокальная  музыка

            Развитие жанров камерной  вокальной музыки – романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.

 Урок 5.Фольклор  в  музыке  русских  композиторов  (1ч)    

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части   общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная       самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.

Основные жанры русской народной музыки.

Знакомство  с  произведениями  программной инструментальной  музыки: симфонической  сюитой  и  симфонической  миниатюрой. Вокальные  сочинения,  созданные  на  основе  различных   литературных источников  (русских  народных сказаний,  сказок  разных  народов  и  др.). Сущность и особенности   устного народного музыкального творчества   как   части   общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество  как художественная    самоценность.

 Урок 6. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира. (1 ч)

 Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их   ярко выраженная  национальная самобытность.

 Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной  музыки  народов Сибири.

 Урок 7.Жанры  инструментальной  и  вокальной  музыки  (1ч)

 Развитие жанров светской вокальной и инструментальной  музыки. Наиболее значимые стилевые особенности  классической музыкальной школы.

Представление  о  существовании  вокальной  и  инструментальной   музыки,  не связанной  с  какой-либо  литературной  основой  (вокализ, песня  без  слов,  баркарола как  жанр  фортепианной  музыки);  знакомство  с  вокальной  баркаролой. Выяснение своеобразия   и  выразительности  песни  без  слов  и  романса – инструментальной  и вокальной  баркаролы.   Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений.  Превращение песен в симфонические мелодии.

 Урок 8. Вторая  жизнь  песни  (1ч)

 Народные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения  композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Представление   о  музыке,  основанной  на  использовании  народной  песни;  о  народных истоках  профессиональной   музыки: симфония,  концерт,  опера,  кантата. Современные интерпретации  классической  музыки. Смысл  высказывания  М.И.  Глинки: “Создает  музыку  народ,  а  мы,  художники  только  ее  аранжируем”. Раскрытие терминов  и  осмысление  понятий: интерпретация,  обработка,  трактовка.

 Урок 9.Вторая  жизнь  песни   (1ч)

 Народные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения Композиторов к народной музыке:  создание музыки в народном стиле.

Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.

 Урок 10.Всю  жизнь  мою  несу  родину  в  душе…(1ч)

 Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Сопоставление  образного  содержания  музыки, выявление  контраста  как  основной прием  развития  произведения  в  целом. Определение средств  музыкальной выразительности.  Перезвоны.  Звучащие  картины.  Значимость  музыки  в  жизни человека,  ее  роль  в  творчестве  писателей  и  поэтов,  а  также  ее  национальному своеобразию.  Музыка.  Природа  родной  страны,  судьба  человека… Вдохновение композиторов,  поэтов,  писателей,  их  размышления  о  смысле  жизни,  о  красоте родной  земли,  о  душевной  красоте  человека  и  талантливых  людях,  которыми  может по  праву  гордиться  Отечество.

 Урок 11.Писатели  и  поэты  о  музыке  и   музыкантах.  (1ч)

 Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.

Осознание  учащимися  значимости  музыкального  искусства  для  творчества  поэтов  и писателей,  расширение  представлений  о   творчестве  западноевропейских композиторов  – Ф.Шопен. Музыка  не  только  раскрывает  мир  человеческих  чувств, настроения,  мысли,  но  и  играет  в  литературе  драматургическую    роль,  выявляя  внутреннюю  сущность  человека, оттеняя,  углубляя   характеры,  ситуации, события. Творчество Ф. Шопена  как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдиюкак самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанраэтюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от   художественной.

 Урок 12.Писатели  и  поэты  о  музыке  и   музыкантах.  (1ч)

 Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)

Осознание  учащимися  значимости  музыкального  искусства  для  творчества  поэтов  и писателей,  расширение  представлений  о   творчестве  западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен.  Реквием. Музыка  не  только  раскрывает  мир человеческих  чувств,  настроения,  мысли,  но  и  играет  в  литературе драматургическую    роль,  выявляя  внутреннюю  сущность  человека, оттеняя,  углубляя, характеры,  ситуации, события. Произведения  В.Моцарта открывают  бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.

 Урок 13.  Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (1ч.)

  Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как  источника либретто оперы. Разновидности  вокальных  и   инструментальных жанров, форм   внутри  оперы – (увертюра, ария,  речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

 Урок  14.  Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч)

  Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство   синтетическое.   В  нем  воедино  переплетены  различные  виды искусства:  литература, инструментально-симфоническая  музыка,  хореография, (танцоры-солисты,  кордебалет- массовые  сцены),  драматическое  и  изобразительное искусство  (театральное  действие,  костюмы,  декорации).

 Урок 15. Музыка в театре, кино и на телевидении(1ч)

 Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.  Музыка  неотъемлемая  часть  произведений киноискусства,  которое  существует  на  основе  синтеза  литературы,  театра, изобразительного  искусства  и  музыки.  Киномузыка – одно  из  важнейших  средств создания  экранного  образа  реального  события,  которое  специально  инсценируется или  воссоздается  средствами  мультипликации.  Динамика  развития  кинообраза, быстрая 

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 89.59 Kb
Количество скачиваний: 9
Просмотров: 96

Похожие материалы