"Серебрянный век в литературе, ахитектуре, исскустве"
Предмет: | Русский язык и литература |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Умнова Ирина Владимировна
|
Сценарий мероприятия
vВступительное слово преподавателя:
«Серебряный век в литературе, искусстве, архитектуре»
Цели и задачи:
Обобщить знания студентов по теме « Серебряный век» ; познакомить с основными достижениями в литературе, искусстве, архитектуре, показать какие изменения произошли в 1890-1917 гг.; подвести студентов к осознанию того, что для получения информации необходимо использовать различные источники.
Дать представление об индивидуальных стилях в творчестве поэтов и писателей, композиторов и архитекторов « Серебряного века»
Воспитывать чувство гордости и ответственности за памятники культуры нашей Родины, созданные во времена Серебряного века, воспитание эстетического вкуса и чувства прекрасного.
Слово учителя:
« Серебряный век»- проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего взлет русской культуры конца XIX – начала XXвеков. Величайшие достижения философской мысли, науки, всех видов художественного творчества ( см. схему опорных положений), плеяда талантливейших поэтов, каждый их которых « воистину индивидуален», определяют значение этого феномена, как будто призванного предвосхитить колоссальный рывок России, ее прорыв к тому, о чем издавна мечтало человечество. Однако случилось обратное, и трагические уроки ХХ века заставляют нас не только открывать для себя поэтические индивидуальности, наслаждаться музыкой стиха и силой слова, но « в глубине строки» искать ответы на « проклятые» вопросы, которые всегда ставила русская литература независимо от того, делалось это в прямую, осознанно или прорывалось сквозь декларируемую автономию художественного творчества.
Ощущение рубежности, кризисности, катастрофичности своего времени, исчерпанности того « вектора жизни», которым до сих пор шла Россия, глухим колоколом звучит в стихах всех поэтов « серебряного века»
… скорбь великая растет в душе у всех…
Надолго ль этот пир, надолго ль этот смех?
Каким путем, куда идешь ты, век железный?
Иль больше цели нет и ты висишь над бездной?
«Иногда говорят, что Серебряный век – явление западническое. Действительно, своими ориентирами он избрал или временно брал эстетизм Оскара Уайльда, индивидуалистический спиритуализм Альфреда де Виньи, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловека Ницше. Серебряный век находил своих предков и союзников в самых разных странах Европы и в разных столетиях – Вийона, Малларме, Рембо, Новалиса, Шелли, Кальдерога, Мальро, Гюисманса, Стриндберга, Ибсена, Пшибышевского, Метерлинка, Уитмена, д’Аннунцио, Готье, Бодлера, Эредиа, Леконта де Лиля, Блейка, Верхарна. Их произведения переводили на русский язык многие, в том числе наши большие поэты. Пристальный интерес писателей распространялся не только на европейскую прозу, поэзию, драму. Столь же велик был интерес к творениям западных духовидцев – Экхарта, Франциска Ассизского, Якоба Беме, Сведенборга и других. Окно в Европу было прорублено вторично...
Никогда еще русские писатели не путешествовали так много и так далеко: Андрей Белый – в Египет, Гумилев – в Абиссинию, Бальмонт – в Мексику, Новую Зеландию, на Самоа, Бунин – в Индию... Это лишь несколько примеров, не считая бесчисленных путешествий по странам Европы...»
Образно говоря, Россия на рубеже XIX и XX веков стала примерять на себя западные одежды. Но это западничество носило ярко выраженную русскую специфику. Валентин Валентинов (1871 – 1929) писал:
Что француз нам ни сболтнет,
Выйдет деликатно;
Ну, а русский как начнет,
Берегись, понятно.
У французов шоколад,
А у нас рассольник;
По-французски депутат,
А у нас крамольник.
По-французски сосьете,
А по-русски – шайка;
У французов либерте,
А у нас – нагайка.
У французов пепермент,
А у нас сивушка;
У французов парламеóнт,
А у нас ловушка.
По-французски друг и брат,
А у нас изменник,
У французов бюрократ,
А у нас мошенник.
По-французски дилетант,
А у нас любитель;
У французов интендант,
А у нас грабитель.
По-французски декаданс,
И по-русски то же,
У французов «Vive la France»,
А у нас по роже.
У французов чтут спрутаó,
А у нас налима;
У французов балетта,
А у нас Цусима.
По-французскому протест,
Здесь – борьба всех классов,
У французов манифест,
А у нас Дубасов.
По-французски мадмазель,
А по-русски милка;
У французов карусель,
Здесь же «предварилка».
У французов стиль нуво,
А у нас мочало,
Как дошел до Дурново,
Начинай сначала!
Если смотреть на литературу Серебряного века не глазами идеологов революции и затем победившего пролетариата, а нормальными глазами обыкновенного любителя изящной словесности, то отмечаешь прежде всего талантливость людей, творивших в Серебряном веке, их безупречное владение как поэтическим, так и прозаическим мастерством. Мастеровитость их поистине виртуозна. Но дело не только в отточенности стиля, а еще в том, что «серебристы» выразительно и ярко отобразили свое время, бурное и сложное, выразили свое отношение к власти и народу, заглянули за пределы всяких мистических и космических тайн.
И тут возникает тема сравнения Золотого и Серебряного веков. Золотой век – это, конечно, Пушкин, «первая любовь России». Еще – Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Некрасов, Тютчев, Толстой, Достоевский и другие наши вершинные классики.
В статье «Серебряный век» русской поэзии» (1933) Николай Оцуп писал: «Запоздавшая в своем развитии Россия силой целого ряда исторических причин была вынуждена в короткий срок осуществить то, что в Европе делалось в течение нескольких столетий. Неподражаемый подъем Золотого века отчасти этим и объясним. Но и то, что мы назвали «веком серебряным», по силе и энергии, а также по обилию удивительных созданий, почти не имеет аналогии на Западе: это как бы стиснутые в три десятилетия явления, занявшие, например, во Франции весь девятнадцатый и начало двадцатого века...»
«В серебряном веке русской поэзии есть несколько главных особенностей, отличающих его от века золотого.
Меняется русская действительность.
Меняется состав, так сказать, классовый, социальный русских писателей.
Меняется сам писатель как человек.
Но будем надеяться, что корабль с названием «Россия» все же не утонул и будет дальше бороздить моря и океаны. Порукой тому то, что в наши дни наконец-то произошло соединение (слияние) двух некогда разных литератур – советской и эмигрантской. Теперь они слились в единый поток. И это вселяет оптимизм.
Какая нынче «на дворе» литература? Судить не нам, пусть будут выносить о ценки наши потомки. А наша задача вспомнить один из самых интересных отрезков художественной жизни в России – Серебряный век. Он нынче в моде. Выходят многочисленные воспоминания, составляются антологии, не говоря уж о том, что печатаются – и впервые на родине – интереснейшие тома поэзии и прозы кумиров и законодателей мод Серебряного века.
Такое деление, конечно, условно, ибо многие из творцов Серебряного века работали в разных жанрах: Бунин, например, писал прозу и стихи, Владимир Соловьев известен как философ и как поэт. О каждом из них рассказывает краткий очерк-эссе. Это живой рассказ о человеке; не только о том, где он родился, какое образование получил и какие книги написал, но и о том, как выглядел по воспоминаниям современников, какие поступки совершил, кем и чем увлекался. О ком-то больше, о ком-то чуть меньше. Но это уж как написалось...
Итак, «Стихи о стихах»:
Неназываемое нечто,
Слиянье правды и мечты,
Того, что – тлен, того, что вечно,
Того, что – ты и что – не ты.
Почудилось, – и вот уж начат
Двуличных слов набор, отбор,
Тех, что, гляди, да и заплачут
Твоим слезам наперекор.
Извилисто, молниеносно,
В разбивку, исподволь, навзрыд,
И неспроста, и «ах, как просто»:
Шажок – стежок – открыт – прикрыт...
Подшито, выверено, спето.
Ну что ж, зови. Подай им весть.
Пусть верят наó слово, что это
Как раз то самое и есть.
2.Защита презентаций:
vВаликова Светлана- «Литература и искусство серебряного века»
Железнова Екатерина – «Архитектура серебряного века»
3.Номера художественной самодеятельности серебряный век
Юлия Андреева 122 группа- Пастернак «Свеча горела» Поппури- стихотворение серебряного века: Лаврентьева Ю., Майланова А., Варначева А.( 611гр) Хуснутдинова А., Васина Е.(612гр) Кокухина Е., Караченкова М.( 622 гр)
Танец – Марина Цветаева « Мне нравится что вы больны не мной» Трио 611 группы
Песня Алина Солловьева 631 группа « О молодые генералы»
Песня Никита Постнов 611 группа « Исповедь хулигана»
613 группа С. Есенин « не жалею, не зову, не плачу»
Заключительное слово учителя:
Трагически сложилась судьба большинства гениев «Серебряного века». Но сквозь перипетии эволюции мировой и гражданской войны, эмиграция, через огонь и кровь, ошибки и заблуждения многие из них пронесли чувство Родины небывалую веру в то, что Россия будет «Великой»
Стихотворение Есенина «Спит ковыль»
Тип материала: | Неизвестен (jpg) |
---|---|
Размер: | 1.81 Mb |
Количество скачиваний: | 3 |