Сравнительный анализ стихотворений С.А.Есенина и В.С.высоцкого

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

"Описание материала:

В данной работе показан образец сравнительного анализа стихотворений на примере произведений С.А.Есенина «Мир таинственный, мир мой древний…» и В.С Высоцкого «Охота на волков».

В работе подробно рассмативаются оба произведения как с точки зрения литературоведческого, так и с точки зрения смыслового анализа. Материал предназначен для самообразования молодых педагогов, а так же может быть использован в качестве примера сравнительного анализа лирических проиведений на уроках литературы в старших классах.

"Выдержка из материала:

Сравнительный литературоведческий анализ произведений С.Есенина «Мир таинственный, мир мой древний…» и В.С Высоцкого «Охота на вол-ков».

Для сравнительного анализа представлены два лирических произведения: С.А.Есенин «Мир таинственный, мир мой древний…»(1921) и В.С.Высоцкий «Охота на волков»(70-е годы 20 века). Оба автора – выдающиеся русские поэты, творчество которых входит в «золотой фонд» русской литературы 20 века.

Их произведения полны глубокого смысла, метафоричны, философски наполнены. Оба творили в непростые для России периоды ее истории. Начало 20 века было ознаменовано коренными изменениями в политической, экономической и духовной жизни нашего народа. В этот период истории творчество С.А.Есенина не вписывалось в идеологические рамки, определяемые для пролетарской литературы, и он считался реакционным поэтом.

После смерти Сергея Александровича его творчество было официально запрещено, и чтение стихотворений могло привести к серьезным последствиям – осуждению на долгие годы тюремного заключения за «антисоветскую деятельность». В этом они похожи с В.С.Высоцким, творчество которого так же не признавалось официальной властью при его жизни, считалось диссидентским.

Но, в отличие от поэзии Есенина, за чтение стихотворений и прослушивание песен Владимира Семеновича в тюрьму не сажали. Высоцкий творил в годы, получившие впоследствии название «застоя», когда любая мысль, не подчиненная «решениям партии и правительства», не одобренные ими, считалась крамольной.Оба стихотворения можно отнести к лиро-эпическому роду, поскольку в них есть сюжетные сцены охоты на волков. Эти произведения ближе всего к балладам, т.к. они «выхватывают» из жизни сцены, не объясняя предысторию происходящего, обладают сюжетом.

Оба стихотворения посвящены охоте на волков.Волк – свободолюбивое, вольное животное, которое живет по своим строгим законам, оно общественное, т.к. большую часть года живет стаями со своей социальной иерархией. Приручить этого зверя очень трудно, он привязывается только к конкретному человеку, тому, которого выбирает сам. Похожий на собаку, он коренным образом отличатся по своим внутренним качествам. Многие годы этот зверь был героем фольклорных произведений, в которых изображался только в отрицательном качестве, т.к. для человека и его скота представлял серьезную угрозу.

Я не случайно так много внимания уделила этим животным - без осознания их характера будет очень сложно понять, почему великие поэты обратились к образу волков. Волк и у С.А.Есенина, и у В.С.Высоцкого - это символ свободы. Вот только свобода эта разная. У С.А.Есенина противопоставлены человек и волк как символы, соответственно, цивилизации и естественной природы.

У В.С.Высоцкого же волк – символ внутренней свободы человека, его естественности. Человек и волк не противопоставляются, они становятся одним целым. Не случайно два образа – человек и волк – сливаются в один.В первой строфе стихотворения С.А.Есенина мы чувствуем агрессивное противостояние при-роды и человека (« …сдавили за шею деревню /Каменные руки шоссе» (1.3; 1.4).

Метафора Есе-нина указывает на насилие над природой. Это же насилие просматривается и в третьей строфе («Телеграфными столбами давясь» (3.4). Сбой ритма говорит о дисгармонии в отношении чело-века (цивилизации) и природы. Тревожная, звенящая тишина, которая предстает во второй строфе («Так испуганно в снежную выбель / заметалась звенящая жуть…»), подчеркивается аллитерацией, сочетанием согласных «с», «п», «ж», «з» (2.1; 2.2). Такая тишина обычно не предвещает ничего хорошего, это настороженная тишина, предвестник беды. Но в строках 2.3 и 2.4 лирический герой Есенина уже готов к борьбе, он не собирается прятаться, а выходит навстречу «черной гибели».

У В.С.Высоцкого с первой же строфы читатель попадает в стремительно развивающийся сю-жет («Обложили меня, обложили,/Гонят весело на номера» (1.3; 1.4) Охота показана глазами волка. Словосочетание «гонят весело» (1.4) рассказывает об отношении охотников к происходя-щему. Они уверены в своем превосходстве. Т.к. клыки не могут противостоять пулям, охотники предчувствуют забаву: они устроили засаду («на номера» (1.4) и теперь только ждут, когда за-гонщики с собаками подведут зверя под выстрел. Их веселье отмечено в перифразе «кувырка-ются» (2.3), веселая забава для людей, а для зверя это смерть.

Спокойствие и деловитость охот-ников просматривается и в метафоре «хлопочут двустволки» (2.1), ведь хлопотать – что-то спо-койно и уверенно делать.Напряжение сюжета поэт задает с первой же строки стихотворения «Рвусь из сил и из всех сухожилий…». Третья строфа стихотворения, которая переходит на другой ритм (строка удлиняется, ритм становится более четким), рисует читателю сцену самой охоты: «Кричат загонщики, и лают псы до рвоты./ Кровь на снегу и пятна красные флажков». Эту охоту читатель воспринимает еще в прямом значении – охота на зверя.

У Есенина в третьей строфе возникают символы природы (в образе волка) и цивилизации (в образе города)(3.1), а жаргонизмы «падаль и мразь» (3.2), имеющие явно негативную окраску, показывают пренебрежительное отношение цивилизации к природе. Четвертая строфа стихотворения С.А.Есенина говорит о том, что природа не собирается сда-вать своих позиций («Жилист мускул», «Ведь нам не впервые / И расшатываться и пропадать» (4.1; 4.2; 4.3), антитеза («легка ей чугунная гать» (4.2) подчеркивает умение природы противостоять невзгодам.

Четвертая строфа стихотворения В.С.Высоцкого опять подчеркивает несправедливость проис-ходящего («Не на равных играют с волками» (4.1), т.к. «играть» - обозначает веселую забаву. Люди играют жизнью и смертью животных, но неизвестно, что будет, если волк встретится с человеком на равных.

Об этом идет речь в шестой строфе стихотворения С.А.Есенина («Вдруг прыжок…и двуногого недруга/ Раздирают на части клыки (6.3; 6.4). Природа тоже может постоять за себя.А у В.С.Высоцкого в пятой строфе лирический герой – волк – постепенно становится похожим на человека.

Если учесть, в какое время жил и писал поэт, то красные флажки, которыми охотники ограждают волчью стаю, приобретают символическое значение идеологических ограничений, навязанных режимом. Тогда перед нами не просто лесной зверь, а человек, который, как и волк, должен быть свободным.

Только волку нужна свобода физическая, а человеку – духовная.В свете этих рассуждений шестая строфа, являясь композиционным стыком, приобретает со-всем другое значение: серые матерые хищники – люди, которые сами свободны внутренне, а щенки – те, кто эту свободу ищет, кто идет к ней вопреки приказам. Поэтому охота идет не на зверей, а на людей, которые, как и волки для стада, опасны для режима, т.к. они «уничтожают» скот – заставляют людей, бездумно принимающих абсурдные правила, задуматься над происходящим.

Волк – символ свободного человека, а охотники – того, что уничтожает эту свободу. Совершенно другую смысловую и эмоциональную окраску получает и третья строка шестой строфы: «Кричат загонщики и лают псы до рвоты» (6.3). Собаки по своей биологической природе похожи на волков, но они бездумно преданы чело-веку. Псы из стихотворения В.С.Высоцкого помогают людям уничтожать своих родственников. Согласитесь, что ассоциации с силовыми структурами государства весьма прозрачны. Преданные государству, они готовы порвать даже своих родственников, чтобы доказать свою преданность. 

Возвращаясь к пятой строфе стихотворения «Охота на волков», читатель может предполо-жить, что «нельзя за флажки» (5.4) – это воспитание в том обществе, которое согласно уничто-жить своих граждан за инакомыслие и свободолюбие.Вот поэтому вопрос лирического героя-волка («Почему же…/ Мы затравлено мчимся на вы-стрел/ И не пробуем через флажки?»(7.3; 7,4)трансформируется в вопрос: почему мы согласны погибнуть, но не перешагнуть те запреты и ограничения, которые нам навязали, ведь это всего лишь «флажки»?

С.А.Есенин в седьмой строфе соотносит себя со зверем(7.3; 7.4), эпитет «железные враги» го-ворит о том, что цивилизация может отнять свободу у человека. Железо – материал, созданный человеком, в природе в чистом виде не встречающийся. Поэтому поэт, часть самобытной природы, сталкивается с цивилизацией во всех ее проявлениях – не только в плане физическом, но в плане духовном. Он, как и его лирический герой, готов к противостоянию с цивилизацией, т.к. лирический герой С.А.Есенина является выразителем дум и настроений самого поэта.

Поэтому его «последний, смертельный прыжок» (8.4) так же грозен, как прыжок лесного зверя, встретившегося с человеком на равных.У В.С.Высоцкого восьмую и десятую строфу можно воспринимать как кульминацию событий: безысходность и предопределенность выражается словами «Вот кончается время мое» (8.2), «Тот, которому я предназначен» (8.3). Лирический герой видит своего палача, видит его отношение к происходящему. Охотник уверен в своем превосходстве, он предчувствует победу над свободным зверем. Это знают и человек и волк, вот почему охотник улыбается – «Улыбнулся и поднял ружье» (8.4).

Девятая строфа «Охоты на волков», являясь композиционным стыком (3 – 6 – 9) усиливает трагизм ситуации, читатель готов к тому, что лирический герой погибнет от рук охотника. Но уже первая строка десятой строфы («Я из повиновения вышел»(9.1) показывает неожиданную для всех развязку («За флажки – жажда жизни сильней!» (10.2).

Здесь жизнь – это не столько физическое, сколько духовное существование. Для поэта духовная смерть равнозначна смерти физической, поэтому он готов нарушить все правила («И всосали – «Нельзя за флажки»(5.4), чтобы сохранить жизнь.У С.А.Есенина тоже прослеживается мотив торжества природы. В девятой строфе он обраща-ется к древним верованиям славян, которые не совсем еще ушли из жизни народа, который живет в деревнях «…песню отмщения…/Пропоют мне на том берегу»(9.3; 9.4). Древние славяне верили, что граница между миром живых и мертвых проходит по берегам рек.

Поэтому «тот берег» - это образ иной, лучшей жизни, в которой природа и человек не будут противостоять друг другу. Возвращаясь в девятой строфе к созданному им неологизму «выбель» - первый снег, который выбеливает землю, поэт как бы закольцовывает свое произведение, показывая еще раз свою близость к естественной природе (2.1 – 9.1)У В.С.Высоцкого предопределенность поведения человека в несвободном обществе и волка в окружении флажков (8.1; 8.2) нарушается неожиданным поступком: «за флажки».

Одиннадцатая строфа у В.С.Высоцкого возвращает к началу произведения, получается за-кольцовка, как и у С.А Есенина. Но В «Охоте» четвертая строка изменяет положение лирического героя –« остались ни с чем егеря» (11.4). Однако настроение стихотворения не изменяется, т.к. остальные волки (свободные люди) еще остаются в кольце флажков (идеологических ограничений).

Они не могут последовать примеру лирического героя и потому обречены на гибель (12.1 – 12.4)Как видим, оба стихотворения выражают протест. Но если у С.А.Есенина – это протест против насилия цивилизации над природой, то у В.С.Высоцкого этот протест направлен против подавления свободы личности в тоталитарном обществе.

Тип материала: Архив ZIP (zip)
Размер: 39.95 Kb
Количество скачиваний: 1
Просмотров: 130

Похожие материалы