Игры в группе продлённого дня
Предмет: | Начальные классы |
---|---|
Категория материала: | Конспекты |
Автор: |
Екиян Елена Рубеновна
|
Тренинги
«Ключи»
Демонстрируется связка ключей, символически выражающая возможность что-то открыть или закрыть для себя в профессии педагога. Участник, который захочет рассказать о своих целях, будет держать ее в руках. Он решает, какой ключ и по какой причине более всего подходит для конкретных целей, а также с чем именно связана его цель: придется ему что-то открывать или, наоборот, закрывать. После – передает связку другому.
«Гостиница»
Ситуация: в гостинице есть три свободных номера. Администратору дано указание поселить в них трех учителей. Однако информация, которой он владеет, нечеткая: не знает ни пола, ни возраста, ни специализации, ни цели приезда. Возле окошка он поместил табличку: «Места только для педагогов»
Но в гостиницу сегодня большой наплыв, а мест нет, и он вынужден отказывать. Люди, желающие получить место, прибегают к разным уловкам, пытаются выдать себя за учителей. Надо быть начеку.
Один человек из группы выбирается администратором. Другие выступают в роли приезжих (среди них три настоящих учителя, они тайно назначены преподавателем). Видя табличку, все начинают выдавать себя за педагогов. Администратор должен на свое усмотрение разместить трех человек.
После – анализируется, что было ключевым в оценивании человека как педагога. Кто был наиболее убедительным? На что ориентировались педагоги, воплощая этот образ?
Разминка «Коллективный рассказ-история»
Задается начальная фраза: «Ольга Петровна как обычно вошла в класс. И вдруг…». Игра проводится с мячом. Получив мяч, необходимо продолжить рассказ до того момента, пока ведущий не хлопнет в ладоши. После этого мяч бросают любому из играющих, который должен продолжить, соблюдая логику повествования.
Необходимо проинструктировать участников о том, что все должны быть очень внимательны, следить за сюжетом рассказа, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Игра заканчивается тогда, когда история логически завершена.
При анализе обсуждается как содержание получившейся истории, так и психологическое состояние играющих (было ли чувство волнения, испытывали ли затруднения в момент, когда пришлось продолжать, хотелось ли подсказать развитие сюжета другому и т.д.)
«Профессиональные стереотипы»
Участникам предлагается на листочках дать описание:
- студента
- психолога
- бедняка
- преподавателя-мужчины
- сельского учителя
- артиста
- молодого учителя-девушки
- врача
- продавца
- директора школы.
Участники зачитывают свои описания. После обсуждаются следующие вопросы:
- Есть ли одинаковые стереотипы?
- Если нет, то почему? Если да, то почему?
- Как влияют стереотипы на того, кто в них верит? На других людей?
Затем каждого участника просят подчеркнуть те качества из написанных на листочке, которые, на его взгляд, могут соответствовать лично ему. Неподписанные листочки собираются, подчеркнутые свойства зачитываются.
Предлагается угадать, кто автор. После – обсуждение. Легко ли угадать, определить или понять человека, если он представлен через призму стереотипа. Почему? Какие чувства вызвало прочтение своей характеристики? Увидели ли образ себя за этим текстом?
«Идеальный учитель»
Участники разбиваются на пять групп. Каждая группа получает задание написать перечень характеристик (не менее 15) идеального учителя.
1 группа – с точки зрения современного общества
2 – с точки зрения самого учителя
3 – с точки зрения администрации школы
4 – с точки зрения современных родителей
5 – с точки зрения современных детей (возраст определяется по усмотрению)
На выполнение – 10-15 минут. Каждая группа оглашает свой список, объясняя выбор. Все участвуют в обсуждении, соглашаясь или выступая против. Если характеристика принимается большинством, ее записывают на доске. Когда работа по каждой группе закончена, сравнивается число совпадений, и делаются выводы.
Разминка «Снежный ком»
Участники сидят в кругу. Первый называет слово, отражающее поведение современного школьника, следующий повторяет предыдущее слово и добавляет свое. Третий повторяет по порядку оба предыдущих и называет свое и т.д. Если количество менее 15-ти, можно дважды пройтись по кругу.
«Волшебная биржа труда» для школы будущего
Каждый желающий может выставить свой товар, а взамен заказать себе что-нибудь другое. В качестве товара могут выступать знания, качества, способности, навыки, необходимые для работы в школе будущего, которые измеряются в единицах веса. Например, кто-то предлагает 100 граммов терпимости, а взамен просит 500 граммов инициативности. Если у кого-то из присутствующих есть желание такого обмена, то сделка состоялась. Важно, чтобы каждый участник предложил свой товар и попытался найти то, что ему самому необходимо.
На обдумывание спроса и предложений дается 5-7 минут. Обосновывается, почему хочется что-то приобрести или освободиться от излишков. Тот, кому удалось удовлетворить свой запрос, считается принятым на работу в школу будущего.
«Ученик опоздал на урок»
Участники делятся на три группы. Всем предлагается одна ситуация: ученик опоздал на урок (возраст определяется совместно)
1 группа придумывает как можно больше вариантов характеристик ученика (личностные качества, успеваемость, статус в классе).
2 группа придумывает как можно больше вариантов возможных причин опоздания.
3 группа – максимум возможных реакций учителя на опоздание (как позитивные, так и негативные)
Каждая группа работает самостоятельно, записывая варианты на отдельных карточках – 15 минут. Когда все готовы, карточки собираются и раскладываются в три стопки: 1 – характеристики, 2 – мотивы, 3 – реакции. Далее совместная работа идет по принципу лото: первая группа открывает одну из карточек и зачитывает характеристику ученика. Вторая группа берет любую карточку и объясняет мотив. Третья – открывает любую карточку и озвучивает попавшуюся реакцию.
Так, из абстрактных, разрозненных характеристик складывается целостная картина пед. ситуации. Например, ученик-отличник, пользующийся авторитетом у одноклассников, вынужден возвратиться домой за тетрадью с домашним заданием, отчего опаздывает на урок. Реакция может быть: удивленный взгляд, недоумение, молчаливый кивок головой, приглашающий войти, или: выйди и закрой дверь с другой стороны.
Далее идет совместный поиск возможных последствий сложившейся ситуации, а также возможных причин той или иной реакции учителя на опоздание ученика.
После карточки возвращаются в общий набор, перемешиваются и работа продолжается. Каждая смоделированная ситуация будет носить новый специфичный характер. Кроме того, предложить продумать другие и оптимальные варианты поведения учителя. Вывод: один и тот же поступок может иметь разные мотивы и последствия.
«Что случилось?»
Десяти участникам раздаются карточки с написанными эмоциональными реакциями: страх, удовольствие, удивление, упрек, радость, неудовольствие, достоинство, ирония, безразличие, злость. Каждый по очереди входит в аудиторию и произносит фразу, обращенную к классу: «Так, дорогие мои…» - в заданном эмоциональном состоянии. После – варианты интерпретации, выявление причин, чем было вызвано такое отношение, что может последовать далее.
«Парные этюды-импровизации»
Участники делятся по парам. Каждая пара получает карточку с заданием.
1. Учитель должен выяснить у ученика, почему тот систематически пропускает занятия.
2. Выяснить, почему ученик ударил другого.
3. Попросить коллегу задержаться после уроков, чтобы подготовить актовый зал к собранию.
4. Поговорить с учеником, который обсуждал вас с друзьями, а вы случайно слышали.
5. Выяснить у ученика, почему его родители не приходят в школу, хотя их уже не раз приглашали.
6. Сказать коллеге, что вам ее урок показался недостаточно продуманным.
7. Поговорить с родителями о плохом поведении и успеваемости ребенка.
Получив карточку, участники должны лишь поделить роли (учитель и партнер по общению), определить возраст ученика, место общения. При этом сам диалог никак не обговаривается, то есть заранее партнеры не должны знать, как поведет себя другой по отношению к нему. Цель учителя – максимально конструктивно завершить диалог, а партнер (ученик, родитель) может выбирать любую позицию.
После проигрывания каждого этапа проводится анализ, который должен начинаться с самоанализа исполнителей.
«А что если бы…, или Ловушка»
Участники работают в трех микрогруппах. Каждая группа моделирует педагогическую ситуацию (можно домашние заготовки) и озвучивает ее для других групп.
После этого дается время (5-10 мин), чтобы придумать «ловушку», т.е. ситуацию, которая изменит ход события, предложенного одной из микрогрупп. Первая готовит для второй, вторая – для третьей, третья – для первой.
«Ловушка» демонстрируется только во время проигрывания ситуации, что ставит участников перед необходимостью быстрого принятия решения, развивает способности к педагогической импровизации, навыки решения задач в ситуации неопределенности. После – анализ возможных последствий.
Разминка «На что похоже»
Предлагается выбрать любую букву алфавита и рассказать, какие зрительные ассоциации, образы вызываются этой буквой. Например, на «О» - колодец, прорубь, кольцо, огурец, дырка, пустая голова, удивление, зевок…
«Креативность»
Предлагается нарисовать слово «креативность», создать образ в любой символической форме.
После завершения всеми рисования, каждый создает словесный портрет креативности, рассказывает о своем образе. Можно задавать вопросы, уточняющие содержание рисунков и высказываний. После – итог, перечисление основных проявлений креативности.
«Аббревиатуры»
Предлагается ряд аббревиатур, например, СССР, СНГ, ЖКО, НИИ, НТР, КГБ. Каждый, выбрав 3-4, должен дать расшифровку, ориентируя ее на понятие креативности. (СССР – свобода созидания самостоятельного результата)
Или: Составить как можно больше предложений по задуманным буквам. Например, Н… О…В…К… (Наши окна выше кустов). Можно сузить – задать конкретную тему.
«Ассоциации»
Участники занимают место в круге. Первый бросает кому-либо мяч и называет любое слово. Тот, кто принял мяч, должен назвать 5-6 ассоциаций, возникающих у него в связи с прозвучавшим словом. Он бросает другому и т.д.
«Изобретатели»
Группы по 5-6 человек – научно-исследовательские лаборатории. В каждой нужно изобрести то, чего сегодня не существует (слово, предмет, профессию, средство передвижения, продукт, растение, животное). Нужно обосновать его необходимость, рассказать, как пользоваться. Остальные должны сомневаться в ее нужности, задавать вопросы, уточнять. Если изобретение принимается комиссией (может и не приниматься), группа придумывает и демонстрирует рекламный ролик для ТВ или радио.
«Использование предмета»
Сидя в круге, участники бросают мяч и называют любой предмет, например, газета. Принявший мяч должен назвать 3-4 нестандартных способа использования предмета (сделать головной убор, отмахиваться от комаров). Далее бросает другому, называя новый предмет.
«Рисунок по кругу»
Преподаватель зачитывает отрывок из сказки Л. Кэррола «Алиса в Зазеркалье»:
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Рисуется коллективный рисунок на основе ассоциаций, возникших после чтения отрывка, передавая друг другу лист бумаги. Один начинает – рисует деталь, предмет, или образ, передает следующему. Тот должен дорисовать что-то свое, но уже с учетом того, что нарисовано (можно передавать 2 листа с разных сторон).
«Оригинальные названия»
Используются фотографии (вырезки из журналов), которые заготавливаются участниками дома. Все картинки складываются вместе и перемешиваются. Затем преподаватель раздает каждому по 1-2 фото и предлагает придумать названия к ним (можно несколько вариантов).
Когда все готовы, каждый демонстрирует свою картинку и названия. Остальные могут предложить свои варианты.
«Неожиданный вопрос»
Участники в кругу. Каждый должен придумать неожиданный вопрос для любого из присутствующих. Вопрос должен быть необычным, нестандартным (Например, почему ты вчера ехал в троллейбусе в скафандре?). Тот, кому адресован вопрос, должен реагировать на него как на реальный и дать исчерпывающий ответ. Затем он задает свой вопрос любому другому.
«Примеры»
Участники в кругу. Преподаватель предлагает назвать:
- все круглые вещи;
- все вещи, которые производят шум;
- все квадратные;
- все предметы белого цвета;
- все мягкие вещи;
- все горячие предметы.
Бросая друг другу мяч, участники должны называть, не повторяясь, предметы в рамках заданной темы. Затем тема меняется.
«Сочинители»
Предлагается придумать различные варианты начала или окончания известных пословиц и поговорок. Например, тише едешь …, …. Не выловишь и рыбку из пруда.
Или: Предлагается изменить сюжет известной сказки, используя прием «а что, если бы…» (если бы Колобок не согласился сесть на нос лисе?). Можно как индивидуально, так и в микрогруппах.
«Пойми и продолжи»
Одному участнику (по желанию) предлагается выйти, встать перед аудиторией и начать выполнять какое-то действие, так, чтобы было понятно, что он делает. Далее по очереди (по одному) должны выходить другие участники и выполнять действия, соответствующие предлагаемым обстоятельствам. Например, один колет дрова, другой, понимая, что делает партнер, начинает их собирать и укладывать, третий – начинает пилить. Когда желающих присоединиться к действию больше нет, задание прекращается, и следующий начинает новую интерпретацию игры.
«Счетная машинка»
Участники в кругу. Им предлагается рассчитаться по порядку номеров и запомнить свой номер. Далее необходимо вместе выучить ритмический рисунок:
- хлопок двумя руками по коленям – правой по правой, левой по левой.
- щелчок пальцами правой руки.
- щелчок пальцами левой руки
- снова по коленям.
Когда группа начнет выполнять их ритмично и синхронно, можно изменять темп (постоянно ускоряя за преподавателем). После этого вводится речь.
На щелчок правой руки участник произносит свой порядковый номер, на щелчок левой руки – следующий за ним номер (один - два). На хлопок по коленям все молчат, затем тот, у кого порядковый номер два, на щелчок правой говорит «два», на щелчок левой – три и т.д. по кругу.
Когда все, не нарушая ритма, справятся, переходим к следующему этапу.
Теперь на щелчок правой руки говорящий называет свой номер, а на щелчок левой – любой другой номер (не по порядку). Игрок, услышав свой номер, в момент хлопка по коленям должен собраться, и со щелчком правой руки назвать свой номер, а со щелчком левой – какой захочет сам. Так речь движется на фоне общих для всех движений, создающих ритм игры. (Вначале могут быть затруднения). Затем игра идет на выбывание (кто ошибся, кладет руки на колени и не выполняет). Оставшиеся должны помнить, какие номера выбыли, и не называть их, иначе тоже выбывают.
«Отношение к данному как к заданному»
Участникам предлагается передавать друг другу по кругу предмет (например, маленький мячик), выражая свое отношение к нему как:
- к маленькому птенчику
- к пустой коробке
- к любимым духам
- к маленькой лягушке и т.д.
«Настроение»
Предлагается нарисовать (можно символически) свое настроение в данный момент. Каждый демонстрирует свой рисунок, по которому остальные пытаются угадать настроение человека. Он, в свою очередь, подтверждает или опровергает (причины не обсуждаются).
В конце занятия следует вернуться к этому заданию и внести в рисунок изменения, если настроение как-то изменилось.
Остальные должны понять, что изменилось, а автор рисунка может пояснить, почему.
«Встать по сигналу»
Участники в кругу. По сигналу преподавателя, который будет называть какое-то число, должно встать именно то количество участников, которое было названо. Никто в группе не знает, сколько человек будет вставать, и кто именно. Поэтому каждый должен внутренне решить и внешне определить меру своего участия в выполнении задания. Задание считается законченным тогда, когда встанет нужное количество и преподаватель скажет «спасибо». Называет другое число.
Это помогает активизировать личностную позицию каждого, формирует нацеленность на общий результат, эффективно влияет на общий настрой занятия.
«Кто есть кто»
Предлагается письменно ответит на ряд вопросов:
1. Что бы ты взял с собой на необитаемый остров?
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 31.57 Kb |
Количество скачиваний: | 1 |