Коммуникативная игра для подростков "Кораблекрушение"
Предмет: | Школьному психологу |
---|---|
Категория материала: | Конспекты |
Автор: |
Коржова Марина Алексеевна
|
В период ранней юности (13-17) лет человек переживает кризис идентичности. Этот возраст сопровождается активным поиском самого себя в социуме сверстников и взрослых. Конфликты, как эмоционально переживаемые противоречия, в юности просто неизбежны. Формирование новых и более зрелых отношений с партнерами по общению в конфликтной ситуации - задача развития в психологической игре “Кораблекрушение”. Это игра-драма. Предполагаемый психологический результат игры состоит в осознании участником собственных ценностно-смысловых ориентиров при выборе стилей поведения в ситуации конфликта; в применении и закреплении навыков самоанализа и рефлексии. Для разработки сценария использованы материалы из книг М. Р. Битяновой “Практикум по психологическим играм с детьми и подростками”, Л.П. Пономаренко “Психология для старшеклассников”, а также идеи П. Коэльо и С. Лукьяненко.
В игре ученики проживают несколько ситуаций провокационного выбора в конфликтных ситуациях, при этом каждому участнику придется дать нравственную оценку этих выборов. В рамках отдельных ситуаций участникам необходимо решать вопросы, связанные с ответственностью за собственный выбор, с необходимостью принятия жизненно важных групповых решений, умение слушать друг друга, действовать сообща.
Сюжет игры очень простой: путешествие на корабле в поисках клада.
Игровая цель: найти клад на необитаемом острове, заполнить дневник, и получить звание “Воин света”. Время на игру и на обсуждение: 1 час 40 минут (два урока, включая перемену). Возраст участников 13-17 лет (ученики 11 класса). Размер группы – 12-18 человек. В качестве основного ведущего выступает педагог–психолог, который ведет для этих учеников психологический практикум общения. Двое коллег: также педагоги-психологи - выступают в ролях жрецов Пятой горы. Игра проходит в кабинете ГАУСС, помещение затемнено. Организация пространства приведена на схеме в приложении 1.
Для игры-драмы с относительно реальным сюжетом, приукрашенным фэнтази, которую я выбрала в теме “Конфликт”, особенно были важны моменты рефлексии. Но передо мной встал вопрос, каким образом, не нарушая игровую ситуацию, дать участникам возможность отреагировать на свои переживания сначала из роли на каждом этапе, а потом из личной позиции? Поэтому я решила ввести в игру “Дневник воина света” (приложение 2) и богов Пятой горы. Записи в дневнике и Беседы с богами позволяли участникам высказываться о своих переживаниях, не выходя из роли. Когда я предложила коллегам играть роли богов, то они сказали: “Трудно быть Богом”. Поэтому в первой половине игры они представились жрецами. Но во второй половине игры хорошо включились в роль, и сами стали называть себя богами. На результатах игры это не отразилось. Боги беседовали с участниками на первых четырех этапах игры. Это объясняется тем, что на первых этапах были очень сложные ситуации, связанные с приобретением опыта нравственного выбора. Беседы с богами помогли создать атмосферу определенной духовности. Во второй части игры ситуации были более близки к реальности, их обсуждение требовало большой доверительности участников к ведущему. Поэтому эти этапы вела я, как педагог, который уже второй год работает с этими ребятами. В финале боги разоблачились, сели в круг вместе со всеми, и участники уже могли высказываться об игре из личной позиции. Мне трудно было отречься от дидактических целей. Поэтому в конце “Дневника воина света” для ребят есть информация к размышлению, которую они прочитывают перед обсуждением. Это дает эффект озарения, как в педагогических мастерских по Ривину.
Материалы, необходимые для проведения игры. Магнитофон и диск с заранее подготовленной музыкой в соответствии со сценарием игры. 1 этап: микрофон для ведущего, “Дневники воина света” (билет на корабль) для каждого участника; лист ватмана, на котором написан заголовок: “Мои жертвы” и приведен список жертв, авторучки. 2 этап: свечи, пустой стакан, чайные ложки для каждого участника, вода в ведерке; костюмы для жрецов; костюм совы Ольги для ведущего, барабан или гонг для жрецов. 3 этап: три табурета, составленные вместе, имитируют шлюпку. 4 этап: пластиковая доска формата А3, на которой написано начало фразы: “Тебе важнее остаться в живых, потому что…”. 6 этап: газировка, минерала, печенье, одноразовые стаканчики, салфетки, зажженные свечи на сервировочном столе, цветок в горшке. 7 этап: коробка с разными предметами, не менее 20 штук – таинственный клад. 8 этап: в руках у каждого участника, предмет, выбранный им на предыдущем этапе. 9 этап: лист ватмана, в центре которого написано слово “конфликт”, фломастеры, звездочки из цветного картона - 18 штук.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 11 Kb |
Количество скачиваний: | 25 |