РАЗВИТИЕ МЕТАФОРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

Культура – это творческий потенциал людей, их духовность и нравственность, отношение людей к самим себе, к своей деятельности, к миру природы, это качество , выраженное  в системах  ценностей, в личной культуре.

Чтобы остановить тенденции обескультуривания  в современной школе , предлагается увеличить «культуроемкости» всех социальных  действий, в первую очередь- в системе воспитания. Ведь все , что человек представляет из себя ,- мысли , чувства, воображение- есть продукт культурного воспитания. Следовательно, поле культуры должно расширяться , интенсивно наращиваться именно в школе. Пути этого могут быть самые разные.

Вспомним, что определяя   своеобразие искусства, Белинский говорил о его способности мыслить образами. Образ-это не только конечный результат деятельности художника, это и внутренний путь творчества, это то, что определяет  характер видения художником жизни. К частным , хотя и очень важным  формам образного мышления  в искусстве относится  метафорическое и метонимическое  мышление. Мыслить образами – не обязательно мыслить  метафорами и метонимиями. Но язык искусства , язык образов всегда точно тянется  к метафоре, внутренне уподобляется ей. Уподобляется в том смысле, что всякое образное слово  и картина, подобно метафоре и метонимии, есть не только  знак собственного значения, но и значения подразумеваемого скрытого.

Образное мышление не является свойством  только искусства. Здесь оно является  законом, обязательным условием  , но встречается  и в нашей повседневной жизни. Особенно это относится к детям, которым органически присуще  образное видение мира. Дети в силу живой  непосредственности  своего взгляда  являются в известном смысле  готовыми художникам.

Метафора- не просто стилистическая фигура , это- мировосприятие. Истинно художественное мировосприятие , ибо оно питает  художественное творчество.

Метафора – как бы загадка, которую читателю , предложено разгадать. Если эта загадка  слишком замысловатая и трудная, то ее разгадывание  может помешать процессу восприятия. Но если метафора представляет из себя загадку посильную , не трудную, но и не банальную, читатель невольно испытывает  удовлетворение и удовольствие. Процесс восприятия  в таком случае становится  и радостью познания, и радостью открытия в самом точном  значении этого слова. Воспринимающий  чувствует себя  причастным творению, близким творцу.

Метафорический образ  создается не только художником , но и в значительной мере  читателем( зрителем). Так , «багряный убор» в пушкинских стихах каждый читатель представляет отчасти по -своему. Это и красивая листва, и яркая, и нарядная , и густая и т.д. Наше восприятие метафоры и метафорического слова может быть весьма разнообразным. Оно активно и довольно свободно и зависит от нашей способности видеть и сопоставлять предметы, от жизненного опыта, от характера нашего воображения и фантазии. Метафора  и для художника , и для воспринимающего  произведение искусства  есть особый путь мысли, особый способ мышления.

Способность метафорически мыслить – это способность  творить  и образы , и самой язык.

У якутских школьников природой , предками заложены задатки метафорического мышления. Ведь продукты метафорического мышления – это олонхо, мифы предков,сказки, мир загадочный и удивительный. Способность метафорически мыслить делает человека  духовно ,эмоционально богаче, побуждает его к творчеству. Необходимо развить в детях эти задатки к метафорическому мышлении. Это поможет сформировать ценностное восприятие мира. Сейчас очень много людей с предметным восприятием. Это значительно обедняет их жизнь

Уроки русского языка и литературы должны стать  мастерской для развития метафорического мышления. 

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 40 Kb
Количество скачиваний: 4
Просмотров: 80

Похожие материалы