ШКОЛА ОЛОНХО КАК ПРОСТРАНСТВО ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ.

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

База проведения: МОУ «Туора- Кюельская  средняя общеобразовательная школа», Таттинский улус.

В настоящее время  народ саха , как и все народы  России, переживает  один из сложнейших этапов  своей  истории. Кризисная ситуация , в которой оказалось  все российское общество , привела к трансформации его национального и духовного самочувствия. По данным социологов  каждый двенадцатый якут  по республике, а в городской местности почти каждый ребенок-якут не считает якутский язык родным. В Якутии резко, несмотря на все принимаемые меры, сокращается число людей, считающих родным язык своей национальности.   Понятно, что в этих условиях происходит изменение  многих ценностей , что предполагает  поиск новых духовных ориентиров, способных стимулировать процессы этической  мобилизации и консолидации.

Языковое наследие народа  в духовной стороне бытия  занимает определяющее  значение. Основоположник  теоретического языкознания  Вильгельм фон Гумбольдт  провозгласил знаменитый тезис : «Язык- дух народа». Мы знаем и другой афоризм , взятый как эпиграф  к словарю Э.К. Пекарского «Словарь якутского языка»: «Язык племени – это выражение всей его жизни, это музей, в котором собраны все  сокровища   его культурной  и высшей умственной жизни»

По материалам исследователей  19 века , якуты с  большим вниманием  относились  к языку,  речи человека, которая свидетельствовала о его личностных свойствах. Якуты говорят: «Сана санаттан атын( речь одного отличается от другого) По этому принципу отмечали характер  и нрав говорящего: керсуе тыллаах, еьуемчу тыллаах, туора тыллаах, утуе тыллаах. Чекловеку Среднего мира  приписывалась  внятная  и стройная речь , когда « слово сливается с мыслью», тогда как речь  обитателей  «чужого « пространства отличалась  неразборчивостью и невнятностью:

Начал без умолку болтать,

Невнятно, хлюпая ,бормотать,

Гмыкая и ворча,

Хихикая , хохоча…( Нюргун Боотур Стремительный, 1982, с.36)

Признаком родовитости человека считали умение владеть языком, красноречие. По представлениям якутов , последнее свидетельствовало  о силе и воле человека. По преданию , Тыгын( вождь хангаласцев)  разговаривал  со своим старшим братом Хаара- Сырай Джогудай  , «стоя на противоположных берегах Лены, один у Покровского Мыса, другой в Жемконцах у Мыса Хоруол…»( расстояние между  этими пунктами  15 верст).

Человек , владеющий , художественным , образным слогом , устанавливает  связь доброго, нужного слова с окружающим миром  и тем самым способен помочь себе и другим  в любых критических ситуациях. А ведь именно в  олонхо, как в фокусе, можно видеть  и чувствовать силу очарования якутского слова. В этом заключается актуальность нашего проекта.

Ни один  жанр и вид якутского фольклора  не отличается   столь могучей  , беспредельной  фантастикой  и социальной глубиной как олонхо.

Олонхо- это духовное богатство якутов, вершина  развития устной  якутской поэзии, в нем   синтезировано все лучшее , что было достигнуто  духовной культурой  якутов.  Первый исследователь  и собиратель якутского фольклора  И.А. Худяков  , подчеркивая огромное  значение эпоса  в духовной жизни  народа назвал олонхо « главным родом поэзии, главным средством просвещения». Даже записанные в годы упадка   разложения старой национальной культуры  произведения якутской литературы  , особенно олонхо,  производят на  читателя не- якута  сильное  , волнующее впечатление   своими  своеобразными художественными красотами . «Меня ,- я думаю, что и каждого читателя ,- поразил  и поразит  этот чудный мир якутской фантазии , его особый, своеобразный размах»- пишет исследователь С.Е. Малов  в предисловии к книге «Образцы  народной литературы якутов».

«Здесь , в олонхо , мы вступаем в очаровательный  мир, полной поэзии , полный могучих красок», «поразительно могуча, страстна , полна поэзии бывает олонхо».пишет  С.В. Ястремский.

Это не только энциклопедия истории, быта  наших предков, но еще и кладезь нравственности и духовности. Здесь мы можем черпать знания  о важнейших правилах человечности, гуманности, доброты и любви.

У народов , исповедующих разные религии, есть великие книги, по которым они учатся строить свою жизнь, сверяют свои поступки, в котором ищут ответы на главные вопросы жизни. В этих книгах изложены этические принципы, законы нравственности и духовности. 

Если у христиан есть Библия, у мусульман Коран,у людей исповедующих иудаизм Талмуд, то у якутов есть олонхо. Неважно, что все олонхо у якутов не собраны в одной великой книге. Важно то, что они все являются учебником жизни. Надо только уметь прочитать их. Для этого необходимо определить формы и методы развития образности речи у сельских школьников, творческого художественного мышления.  Этим обоснована значимость нашего проекта.

Таким образом ,целью нашего проекта является разработка модели школы олонхо как пространства творческой самореализации детей в сельской местности.

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 107 Kb
Количество скачиваний: 5
Просмотров: 81

Похожие материалы