Рабочая программа "Вокальное искусство"

Предмет: Музыка
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

 

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

 

В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (12-15 человек), и каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении так и в сольном.

 

В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

 

 

 

Пение– наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе.

 

Певцами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей.

 

Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Пение – искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос.

 

Певческий голос – природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека.

 

Певческий голос отличается от обычного, разговорного приятной окраской звука, которая называется тембром. Тембровая окраска зависит от целого ряда физиологических особенностей голосового аппарата. К ним в первую очередь относится строение голосовых связок, образующих при пении голосовую щель. Связки могут быть длинными и короткими, толстыми или тонкими. Вторым важным фактором являются природные резонаторы – носоглотка, лобные пазухи, гайморовы полости, твердое небо, носовая перегородка. Не меньшую роль играет строение грудной клетки и целого ряда других частей человеческого корпуса и головы.

 

Другим качеством певца является наличие музыкального слуха. Он не тождественен обычному слуху. Различие между общим и музыкальным слухом определяется физиологическим устройством человеческого организма. Разветвление слухового нерва во внутреннем ухе образует так называемый кортиев орган. Чем больше этих разветвлений, тем тоньше музыкальный слух.

 

Вокал – (ит. - воче) – голос.

 

Часто искусство пения называют вокальным искусством. Обучение вокальному искусству является одним из направлений коррекционной работы в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Особенностью обучения вокалу является, прежде всего, коррекция недостатков развития, вызванных слепотой.

 

 

 

 

 

Цель программы:

 

 

 

  • Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека;

  • Научить каждого кружковца владеть певческим голосом.

  • Социализация детей.

 

 

 

Задачи программы:

 

 

 

Образовательные:

 

  • Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

  • Обучить детей вокальным навыкам;

 

Воспитательные:

 

  • Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

  • Привить навыки сценического поведения;

  • Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

 

Развивающие:

 

 

 

  • Развить музыкально-эстетический вкус;

  • Развить музыкальные способности детей;

 

Коррекционные :

 

  • развитие музыкально-певческих навыков;

  • развитие психических процессов (восприятие, память, внимание);

  • развитие сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух, осязание);

  • развитие мелкой моторики, мимики и пантомимики, дикции);

  • коррекция эмоционального состояния

 

Основы музыкального певческого аппарата точно определяются физиологией и медициной. Для слабовидящих и незрячих детей музыка является компенсирующим искусством, дополняющим мироощущения.

 

Детские голоса имеют три основных градации – высокие, средние и низкие. Чтобы стать певцом, необходимо установить характер своего голоса.

 

Правильное определение природы голосовых данных служит залогом дальнейшего их развития. Всем известно, что многие певцы поют музыкальной природой голоса, не обладая знаниями вокальной техники.

 

Эксплуатация музыкальной природы без определенных знаний приводит к потере голоса, а восстановление его, процесс длительный. Существуют разные методики обучения вокалу. Практика показала, что обучение вокалу проходит несколько лет.

 

Данная программа представляет иной подход к обучению вокалу, не растянутый на долгий срок. Весь курс постановки голоса рассчитан на трехлетний срок.Детям первого года обучения отводятся 2-хчасовые занятия 2 раза в неделю, для групп 2-го и 3-го годов обучения – 3-хчасовые занятия 2 раза в неделю. За это время руководитель оставляет себе право заниматься как со всеми ребятами, так и приглашая по очереди, группами.

 

Обучение вокалу происходит быстрее, если перерывы между уроками сокращены. Самый длительный перерыв, не более 3-х дней, так как вокальная память (мышечные ощущения) короткая.

 

В кружок вокального пения приглашаются дети как младшего школьного, так и старшего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие.

 

Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.

 

В программе кружка вокального пения – индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных. Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей;

 

расширение поэтического и музыкального кругозора;

 

развитие творческих способностей и возможности для выступления на профессиональной сцене;

 

воспитание чувства коллективизма, товарищества;

 

воспитание чувства сопричастности к прекрасному;

 

получение дополнительного музыкального образования, профессиональной подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый год обучения

 

 

 

Учебно-тематический план

 

 

 

№ п/п

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Музыкально-теоретические дисциплины.

Введение.

Лад: мажор – минор.

Темп: быстро - медленно.

Динамика: громко – тихо.

Жанры: песня, танец, марш.

Формы: 1-, 2-, 3-хчастные.

Формы песни: запев, куплет, припев, кода.

Типы голосов.

Типы дыхания.

 

 

 

2

4

4

4

4

6

2

 

6

4

 

 

-

2

2

2

2

10

8

 

12

8

 

 

2

6

6

6

6

16

10

 

18

12

2.

Вокальная работа.

Формирование певческих навыков, певческая установка, развитие слуха, музыкальной памяти, вокальной артикуляции, дыхания.

 

 

 

8

 

30

 

38

3.

Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.

Жанровое разнообразие музыки.

Роль песни в переломные моменты истории.

Песня в жизни человека.

История гимнов России.

Песня на войне.

 

 

 

4

4

 

4

4

4

 

 

 

-

-

 

-

-

-

 

 

 

4

4

 

4

4

4

 

 

144

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

 

 

Тема

Теория

Практика

Введение.

Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости.

 

Лад: мажор-минор.

Лад как система устойчивых и неустойчивых звуков. Специфика ладового отличия.

Определение на слух мажора и минора. Подбор текста к каждому ладу. Сочинение примеров в мажоре и миноре на заданный текст.

Темп:

быстро - медленно.

Определение темпа как скорости звучания музыки, соответствие характера песни с темпом. Темповые особенности вокальных произведений.

Определение на слух темпа произведений. Сочинение попевок в различном темпе на заданный текст.

Динамика:

громко – тихо.

Определение динамики как громкости звучания музыки. Соответствие динамики и образа музыкального произведения.

Определение на слух p и f. Сочинение песен в разной динамике на заданный текст. Динамические игры.

Жанры:

песня, танец, марш.

Дать определение жанра. Определение жанровой специфики, соответствие жанров характеру произведения и влияние замысла на выбор жанра.

Найти примеры разных жанров. Сочинение песни в разных жанрах. Изменение уже существующего жанра.

Формы:

1-, 2-, 3-хчастные.

Определение специфики построения произведений. Буквенное обозначение форм. 3-хчастная: сходства и различия.

Определение формы произведения на слух. Построение собственного произведения в заданной форме.

Формы песен.

Определение частей песни, их названия и особенности.

Привести примеры песен с припевом и без. Сочинение песни на заданный текст в заданной форме.

Типы голосов.

 

Названия групп голосов, их расположение в хоре. Определение диапазона каждого голоса.

Определение диапазона собственного голоса, обозначение типа. Уметь различать на слух.

Типы дыхания.

 

Определение типов дыхания, их особенности.

Уметь при пении использовать брюшной тип дыхания.

Формирование певческих навыков, певческая установка, развитие слуха, музыкальной памяти, вокальной артикуляции, дыхания.

 

Определение музыкального слуха, памяти. Определение артикуляции, ее особенностей при пении. Что такое художественный образ произведения?

Уметь владеть дыханием, верно артикулировать, определять образ музыкального произведения.

Жанровое разнообразие музыки.

Беседа о многообразии жанров в музыке, их особенностях и взаимодействиях.

 

Роль песни в переломные моменты истории.

Беседа о значении песни в разные исторические моменты. Примеры революционных песен.

 

Песня в жизни человека.

Беседа о влиянии песни на каждого человека, ее значение в нашей жизни.

 

История гимнов России.

Беседа о главной песни России. Как она менялась и почему?

 

Песня на войне.

Показать значение песен во время Великой Отечественной войны. Примеры подвигов, свершившихся с песней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание знаний, умений, навыков детей 1-го года обучения:

 

 

 

Должны знать и определять на слух:

 

- музыку разного эмоционального содержания;

 

- музыкальные жанры (песня, танец, марш);

 

- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

 

- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;

 

- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

 

- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;

 

 

 

Уметь:

 

- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;

 

- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;

 

- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

 

- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);

 

- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй год обучения

 

 

 

Учебно-тематический план.

 

 

 

№ п/п

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Музыкально-теоретические дисциплины.

Введение.

Музыкальные инструменты.

Симфонический оркестр.

Оркестр народных инструментов.

Военный оркестр.

Русские композиторы: Чайковский, Глинка, Прокофьев.

Зарубежные композиторы: Бах, Бетховен, Моцарт.

Народная музыка, ее разновидности.

Формы произведений: вариации, рондо.

Романс.

Известные исполнители романсов.

 

 

1

4

6

6

6

9

 

9

 

9

 

6

 

9

9

 

 

-

4

6

6

6

9

 

9

 

9

 

9

 

9

18

 

 

1

8

12

12

12

18

 

18

 

18

 

15

 

18

27

2.

Вокальная работа.

Развитие музыкального слуха, памяти. Работа над тембровой окраской и правильным дыханием. Отработка сценической постановки художественного номера.

9

60

69

3.

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 106.5 Kb
Количество скачиваний: 8
Просмотров: 65

Похожие материалы