Урок литературы для 10 класса «Написанная вопреки всем правилам...» (Сопоставительный анализ пьес А.П. Чехова «Чайка» и П.М. Невежина «Вторая молодость»)
Предмет: | Русский язык и литература |
---|---|
Категория материала: | Конспекты |
Автор: |
Синчина Ольга Владимировна
|
"Выдержка из материала:
"3. Ассоциативные впечатления.
Слово учителя о состоянии театральной жизни рубежа 19 – 20 веков, с включением в работу группы «мемуаристов».
"4. Актуализация домашнего задания (новаторские черты пьес Чехова, найденные в процессе изучения «Вишневого сада).
"5. Эмоциональный аспект урока – сообщение о грандиозном провале первой постановки «Чайки» Чехова на сцене Александринского театра (группа учащихся с комментариями учителя)
"6. Постановка проблемного вопроса: «Почему была освистана чеховская «Чайка» и коронован водевиль?»
"7. Сопоставительный анализ произведений Чехова и Невежина.
Уровни сравнения:
(Обязательная работа с текстом художественных произведений).
"8. Итоги урока. Дискуссионный момент. Общие выводы.
"9. Рефлексия. Поощрение учащихся, проделавших сложную подготовительную работу.
Вторая половина XIX века – наиболее драматичный период в истории русской драмы. Произошло то, что больше всего боялись все мыслящие люди своего времени: пьесы, распространяющие пошлость и дурные вкусы, потеснили оригинальную драму, убили ее своей ложью и фальшью. Период «драматургического безвременья» - так назвали некоторые критики подобное состояние русской драмы (слайд 3).
И действительно, если просмотреть журналы «Русская мысль», «Русское богатство», «Артист», «Научное обозрение», «Вестник Европы» и другие примерно с 1860 по 1900 годы, можно заметить, что пьесы русских авторов практически не публиковались. Литературные разделы журналов представлены романами, рассказами, поэзией и драмами Ибсена, Метерлинка, Гауптмана. Всё это свидетельствовало о том, что современная русская драма перестала играть существенную роль в духовной жизни общества.Что же произошло? Лучший ответ на этот вопрос дал А.П. Чехов, внимательно наблюдая за развитием русской литературы.
Но так было в начале 80-х годов. А потом, после смерти Островского, на сцене прочно утвердились такие популярные драматурги, как Шпажинский, Невежин, Аверкиев и особенно Виктор Крылов (слайд 4).«Поверхностный, беспринципный, далекий от каких-либо социальных проблем, но весьма плодовитый автор, обладающий бойким пером и знанием мещанского зрителя, на которого он ориентировался» (Елизарова М.Е. «Творчество Чехова и вопросы реализма к. 19 века»)
Менее всего этих ныне прочно забытых драматургов интересовала большая правда искусства.
Свои трагедии и комедии она мастерили, заботясь только о том, чтобы давно испытанными приемами вызвать сентиментальную слезу или громкий смех. Они стремились быть прежде всего модными и эффектными, и, не умея овладеть сердцем театрального зрителя, пытались завоевать его трескучими монологами, хлёсткими словечками и оглушительными выстрелами.
И сегодня мы попытаемся провести сопоставительный анализ пьес: освистанной и непонятой «Чайки» А.П. Чехова и уже упомянутой, модной «Второй молодости» П.М. Невежина. (слайд 7)Но прежде всего попытаемся понять причину провала «Чайки».«… пьеса произвела странное впечатление, - вспоминала писательница и переводчица Т.Л. Щепкина – Куперник. – Она удивила своей новизной, и тем, кто признавал только эффектные драмы Сарду и Дюма и пр., понравиться, конечно, не могла». (Щепкина – Куперник Т.Л. «А.П. Чехов»)
"III. Актуализация домашнего задания. (слайд 8)
Учитель: Давайте вспомним новаторские черты, которые мы обнаружили при изучении пьесы «Вишневый сад».
"IV. Выступление группы учащихся с сообщением о постановке «Чайки» А.П. Чехова на сцене Александринского театра. (слайд 9)
В театральном музее имени А.А. Бахрушина хранится рукописный конспект реферата Е. Карпова «Пьесы А.П. Чехова на сцене Московского Художественного театра». Вот как он истолковал смысл пьесы: «В грустной тишине сумерек стонет раненная в сердце Нина Заречная.
А кругом мелкие, эгоистичные людишки, занятые своими пошленькими чувствованьицами, маленькими делишками».Режиссер понял пьесу традиционно (т.е. с делением действующих лиц на одну – единственную главную героиню и окружающих ее «людишек»), не ощутил всей «многомерности и многогранности» конфликтов пьесы; его интересовала только судьба «раненной в сердце» Нины Заречной.Актерской труппе, кроме В.Ф. Комиссаржевской, не удалось «схватить, усвоить и выявить то совершенно новое, что предлагал им Чехов» (Потапенко И.Н. «Чехов в воспоминаниях»)
Кроме того, «Чайка» шла в бенефис комической актрисы Е.И. Левкеевой, участвовавшей в водевиле Н.Я. Соловьева «Счастливый день» (вспоминаем понятие «водевиль» (франц. vaudeville) - жанр легкой комедийной пьесы или спектакля с занимательной интригой или анекдотическим сюжетом, сопровождающийся музыкой, куплетами, танцами).(слайд 10) Спектакль 17 октября был для нее не только бенефисным, но и юбилейным – исполнялось 25 лет ее сценической деятельности.
Можно только подивиться чутью Чехова. Ведь на деле так и получилось. Хотя Левкеева и не участвовала в «Чайке», ее бенефисный водевиль во многом задавил пьесу.Итак, роковой день настал. 17 октября 1896 года. День премьеры «Чайки» в Александринском театре.(слайд 11)Как вспоминает И.А. Щеглов, «на представлении присутствовала «невоспитанная публика»: купцы, приказчики, офицеры», пришедшие полюбоваться на любимую актрису и от души посмеяться.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 77.72 Kb |
Количество скачиваний: | 119 |