Урок литературы по теме «Вечные» темы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон». Любовь и долг»

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Конспекты
Автор:

Цель урока: рассмотреть противопоставление «любви-страсти» и «любви семейной» в русской классической литературе. Определить, какая любовь органичней для казачьего уклада и почему; каков идеал любви по Шолохову. 

Предварительная подготовка.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

В дни страшных исторических потрясений, когда вдруг рушатся все привычные устои, жизнь принимает какие-то чудовищные формы, человек так беспомощен! Как устоять, выжить, не сломаться? Что может стать той соломинкой, которая поддержит, спасет? Любовь – вот основа жизни.Что такое истинная любовь - страсть или долг? Безумство, порыв или покой, защищенность?

Какое понимание любви созвучно с народными христианскими традициями и, в частности, казачьим укладом жизни?

II. Работа над темой урока.

Учитель. Традиционно народное понимание любви – это продолжение рода, а значит выбор за семьей, долгом, в конечном итоге - детьми. Обратимся к русской классической литературе – произведениям А.С.Пушкина, А.Н.Островского, Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова. Каков выбор главных героинь?

"I группа обучающихся.

Татьяна Ларина выбирает честь и долг («Но я другому отдана / И буду век ему верна»), несмотря на всю силу своей любви к Онегину. Она не может нарушить обет верности, данный в церкви.Любовь Катерины, героини пьесы Островского «Гроза»,- стремление к свету из темноты и невежества мира Кабановых; страсть противопоставляется ханжескому укладу семьи мужа.

Но порочной любовью нарушен патриархальный порядок, следовательно, трагический исход неизбежен.Наташа Ростова (Л.Н.Толстой «Война и мир») от ложной (страстной) любви к Анатолю Курагину (готова пойти даже против семьи, опорочить имя свое и поставить под удар честь семьи) через осмысление своего долга приходит к любви истинной, приводящей человека к пониманию высшего предназначения женщины, когда уже не важно, как выглядит она, но важны дети, муж, семья.

Жены декабристов покинули родных, пожертвовали положением в обществе, благополучием ради того, чтобы облегчить участь своих мужей, поддержать в трудную минуту, выполняя данное перед Богом и людьми обещание быть рядом в горе и в радости, в болезни и здравии. Вывод: в русской классической литературе немало примеров понимания семьи как союза мужчины и женщины, основанного на верности, уважении, взаимопомощи, главной целью которого является продолжение рода (слайд 1).

Учитель: Эта позиция наиболее близка казачьему пониманию сути семьи. Духовный мир казаков невозможно понять, не осознав семейных отношений, которые строились на основе патриархальных православных традиций, что нашло отражение и в фольклоре.

Приведем в качестве примера строки лишь из некоторых песен. Казак, выполняя свой воинский долг, мечтает поскорее вернуться домой, к жене, семье, детям.

Все это очень важно для казака, если дома его ждет верная казачка (учитель зачитывает строки песен «Поехал казак», «При лужку»- смотри приложение). Если ж подруга неверна, жизнь без любви и верности теряет смысл («Скакал казак»).Обратимся к роману Шолохова «Тихий Дон» и попытаемся понять отношение к любви, семье, народным традициям главных героев произведения.Перед нами разворачивается не только социальная , но и личная трагедия.

Проанализируйте отношения Григория, Аксиньи и Натальи с точки зрения двух типов любви: «любовь – страсть» и « любовь семейная».

"II группа обучающихся.

(Слайд 2:«Григорий и Аксинья»). Отношения Григория и Аксиньи - любовь – страсть, вызов патриархальному укладу казачьей жизни, разрушении нормы, невозможность покоя. «Возжелав жены ближнего своего», Григорий повинуется безрассудному влечению. Аксинья (слайд 3) прекрасна в своей страстности, готовности пойти за возлюбленным на край света, в неугасимом желании свободы.

Презрев все во имя любви к Григорию, нарушив все законы и устои, она борется за свою любовь («И мужа и все кину, лишь бы ты был…», «Пеши пойду, поползу следом за тобой, а одна больше не останусь!», «Везде пойду за тобой, хоть на смерть»). Аксинья выстрадала свое право на любовь: через многое пришлось переступить, многим поступиться. Сила, гордость, прямота героини заслуживают уважения.

Несомненно, она достойна счастья, но не ценой несчастья других людей.

Учитель: Мерилом истинности отношений между мужчиной и женщиной в казачьей среде, как и во всем христианском мире, являются семейный очаг и дети. Бог одарил Аксинью счастьем материнства. Почему Пантелей Прокофьевич уже не настаивал на возвращении сына на хутор после рождения дочери?Вспомните сцену в Ягодном – попытку Натальи отстоять свою любовь и отступление перед глядящими на нее с лица ребенка «угрюмоватыми черными глазами Григория» (1-3-XIX). ( Слайд 4)

Обучающиеся: Рождение ребенка соединило Григория и Аксинью прочнее других уз, бросить своего ребенка- величайший грех .Но Бог отнимает дочку у Аксиньи, словно карая ее за грехи.Учитель: Какова любовь Григория к Наталье?Любовь к Наталье (слайд 5) воплощает тягу к норме, казачьим традициям, покою, семейному очагу, оседлой жизни. Наталья, верная своему долгу, награждается рождением детей (слайд 6). Она воплощение истинной любви, о которой говорится в Писании:

Отношения Григория и Натальи полны драматизма: осознание себя как «нелюбой», робкая попытка отстоять свою любовь, материнство и гордость за детей, измены Григория, оскорбленное чувство матери и жены, смерть родных, разрыв с братом, рухнувшие надежды на сохранение семьи.

Учитель: Можно назвать Наталью идеалом женщины?Обучающиеся: Наталья не идеал. Она, любящая жена и мать, будучи оскорбленной в своих чувствах, оказывается способной на убийство еще не родившегося ребенка, просит Бога послать смерть отцу своих детей(4-7-XVI).

Рушатся мир, семья, судьбы. Учитель: Гибель Натальи – трагический итог жизни и расплата за насилие над естеством. Горе и отчаяние заслонили от нее простую, общечеловеческую истину: будущий ребенок ни в чем не виноват и не должен расплачиваться за грехи отца. За гибель ребенка Наталья заплатила собственной жизнью. Но перед смертью героиня, как истинная христианка и любящая женщина, простила все обиды («…любовь покрывает все грехи»).Что побеждает в Григории: любовь – страсть или любовь – долг?

Обучающиеся: Для Григория, который не в силах сделать выбор между противоборствующими политическими силами, оказывается мучительным выбор и в любовной сфере. Два столь разных чувства одинаково сильны. Не случайно он сам сознается себе в невозможности выбирать между любимыми женщинами: «Он не прочь был бы жить с ними с обеими, любя каждую из них по-разному…» (4-7-XVIII)Учитель: Как разрешилась эта ситуация?

"III группа обучающихся.

Эти отношения нельзя считать подлинно семейными. Не дано Дарье, бесстыжей и гулящей, разрушающей цинизмом своего поведения веками складывавшиеся устои казачьей семьи, стать любящей матерью (рано умер единственный, еще не названный ребенок). Никогда не вспоминала она о ребенке, никогда не пожалела, что больше не имела детей.

Нет в этой семье ни верности, ни любви.Учитель: Обошло Дарью стороной глубокое чувство к мужчине. Она оказалась способной лишь на «собачью любовь». Всю жизнь шла она на поводу собственных плотских желаний, не зная других радостей, и это ее сгубило. Бездумно пролетела Дарья по жизни, не оставив после себя ни потомства, ни доброй памяти.

Вывод: Чуждо казачьей среде подобное отношение к браку. Попраны все устои: верность, взаимопонимание, продолжение рода. Всегда предавались осуждению порочные женщины, позорящие род, презревшие свои обязанности, уронившие свою честь и честь мужа.

Учитель: В страшные годы Гражданской войны вставал вопрос: возможна ли любовь во время социальных потрясений? Возможно, стоит отложить мечты о счастье на более подходящее время, на будущее? В эпоху революций нужно посвятить себя целиком исполнению долга. Подобная позиция присуща Бунчуку и Анне. Что отличает отношения Анны и Бунчука от любви главных героев романа?

"IV группа обучающихся.

Отношения Бунчука и Анны и не любовь – страсть, как у Григория и Аксиньи, и не любовь семейная , как у Натальи. Своеобразие изначально определилось характерами и их родовой историей: Бунчук – казак, но городской, Анна - в прошлом гимназистка, потом рабочая с Асмоловской фабрики, «верный товарищ» - эпитет, лишенный полового признака.

В истинно народном понимании женской сути война и женщина - понятия не совместимые, тем более женщина и убийство. А Анна – пулеметчица, поднимающая солдат - мужчин в атаку, поддерживающая Бунчука в нелегкой службе палачом ревтрибунала, т.е. в убийстве безоружных людей. Единственная естественная женская доля выпала Анне, когда ухаживала она за больным Бунчуком.

Но как Бунчука выхолостила его «расстрельная» служба (невозможность оправдать чудовищные жертвы для сегодняшнего завтрашним счастьем, невозможность взрастить прекрасный сад для сына на крови казненных подтверждается фактом, что именно служба в ревтрибунале отнимает у Бунчука возможность стать отцом), так и Анна потеряла способность воплотить подлинно народный идеал любви женщины – матери. Анна служение идее ставит выше возможного материнства. 

Вывод: Анна Погудко и Бунчук отдают себя делу построения счастливого будущего, того «светлого завтра», в котором будет жить и их сын. Но, чтобы вырастить прекрасный сад для сына, как им кажется, сначала нужно «истреблять человеческую пакость», «грязь счистить». Однако жизнь убеждает в обратном: на крови и насилии нельзя построить человеческого счастья. 

Учитель: Расскажите об истории отношений Тимофея и Лизы Моховой. Чем их «свободная любовь» отличается от любви Аксиньи и Григория? (1-3-XI)

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 28.58 Kb
Количество скачиваний: 48
Просмотров: 164

Похожие материалы