Урок по музыке для 6 класса по теме «Программная увертюра»

Предмет: Музыка
Категория материала: Конспекты
Автор:

Получит возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения песни и работы в группе. Жанр, образ, драматургия, интонация, симфония, программная музыка, увертюра, сонатная форма, экспозиция, разработка, реприза, кульминация, кода.

Сходство, различие, контраст, конфликт. Проектор, компьютер, презентация, фо-но, музыкальный центр, диски, задания группам, таблички «рефлексия». Портреты Л. Бетховена.Попевки «Здравствуйте!», «Музыканты».

Увертюра «Эгмонт», Л. Бетховен.«Симфония №5 Героическая», 1часть, Л. Бетховен.

«Ольховая сережка» Е. Крылатов, Е. Евтушенко.«Баллада о гитаре и трубе», Я. Френкель, Ю. Левитанский.Хоровое пение, пластическое дирижирование, слушание музыки, анализ музыкального произведения. Индивидуальная, фронтальная, групповая.Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ход урока:

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Распевание: «Здравствуйте», «Музыканты» исполнение попевок с целью создания эмоционального настроя, подготовки голосового аппарата.Исполнение песни Я. Френкеля, Ю. Левитанского «Баллада о гитаре и трубе» по группам (вокально - хоровая работа над выразительностью исполнения). Коррекция в ходе исполнения песни.У: - Какие средства выразительности использованы в песне?

Д: Быстрый темп, стремительное движение вперед, громкая динамика, четкий ритм вступления; плавность, протяжность, неторопливость исполнения песни и нарастание звука в конце исполнения.У: - Сегодня мы продолжим знакомство с темой 2 полугодия. Вспомните, как она называется.

Д: «Мир образов камерной и симфонической музыки».

У: На уроках 3-ей четверти мы знакомились с вами с жанрами и формами камерной и симфонической музыки. Перед Вами кроссворд, в котором мы встретим уже знакомые нам жанры. Центральным является слово, относящееся к теме нашего урока. Учитель раздает таблички с кроссвордом на каждую парту (работа в паре) Работа с таблицей кроссворда. Максимально – 9 баллов, 1 балл - термин. Сравнение с ответами в таблице на доске в заключении.

  1. Самая сложная музыкальная форма в полифонии или многоголосное полифоническое произведение, основанное на поочередном исполнении и развитии темы в разных голосах. – ФУГА.
  2. Музыкальная форма, где главная мелодия повторяется с украшениями, изменениями. – ВАРИАЦИЯ.
  3. Пьеса- воспоминание, предшествующая чему-либо, чаще всего для одного инструмента или небольшое вступление. – ПРЕЛЮДИЯ. 
  4. Музыкальная форма, где главная тема – рефрен повторяется и чередуется со второстепенными темами – эпизодами.- РОНДО.
  5. Крупное музыкальное произведение, публичное выступление-соревнование, может быть и инструментальным и вокально-инструментальным произведением, имеет отношение к камерной музыке. – КОНЦЕРТ 
  6. Сюита – музыкальное произведение из 4 и более частей контрастного характера на одну общую тему, изначально на тему старинных танцев. СЮИТА 
  7. Вокально - инструментальное произведение лирического характера для солиста и инструментального сопровождения. – РОМАНС 
  8. Первоначально народная танцевальная песня, позже песня повествовательного характера, сольное вокальное произведение эпического, фантастического или драматического характера. – БАЛЛАДА 

У: Какое центральное слово вы определили? Д: Получили слово – УВЕРТЮРА. У: Что обозначает это слово? 

Д: Увертюра обозначает – начало, открытие. У: А если в основе увертюры будет лежать программа, сюжет, как будет называться такая увертюра? Сформулируйте тему урока.Д: Программная увертюра.Ученики записывают тему урока.У: Прежде чем начать знакомство с программной увертюрой, назовите композитора, написавшего это произведение.Звучит фрагмент 1-ой части из Симфонии№5.У: Какому композитору принадлежит музыка?Д: Людвигу Ван Бетховену.

У: Фрагмент какого произведения сейчас прозвучал? Д: – Симфония №5 , фрагмент 1части.У: По каким характерным интонациям вы определили, что это музыка Бетховена? Д. Героические, мужественные, призывные интонации, изображающие смелого героя, устремленного вперед и призывающего к борьбе за свободу, независимость, счастье.

У: Сегодня мы будем знакомиться с музыкальным произведением Л. В. Бетховена, которое написано к драматическому спектаклю, созданному по трагедии немецкого писателя и поэта Иоганна Гёте «Эгмонт». Запись в тетрадь.Звучит фрагмент увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена.У: Из каких интонаций складывается музыкальный образ увертюры? Д: Тяжелые, властные, грозные интонации сменяются плачущими и жалобными интонациями. Бурная, волевая, стремительная интонацияперерастает в торжественную и радостную интонацию.

У: Какие интонации объединяют Симфонию №5 и Увертюру «Эгмонт»?Д: Сильные, мужественные, суровые, героические, отрывистые интонации. Тема борьбы.На экране портрет Бетховена и запись вопроса на доске:У. Каким же был композитор, создавший такую музыку? Что нам лучше расскажет о композиторе: его портрет, музыка или воспоминания современников?

Д: Портрет раскроет только какую-то одну черту, музыка передаст целую гамму чувств, душевных переживаний, современники расскажут о характере и жизни композитора.У.Знакомясь с музыкой Бетховена и его личностью, какой главный вопрос урока мы можем задать?(Учащиеся работают по группам и выдвигают свои предложения по главному вопросу урока).- Каким мы видим Бетховена в его музыке?- Каким мы видим Бетховена в воспоминаниях современников?- Каким мы видим Бетховена в его музыке и в воспоминаниях современников?После коррекции выбираем главный вопрос урока и записываем его в тетрадь.Каким мы видим Бетховена в его музыке и в воспоминаниях современников?

У: Каждой группе предлагаются тексты.Задание: необходимо выбрать из предложенных вам текстов слова, строки, которые были бы созвучны личности композитора и характеру прозвучавшей музыки. Работа в группах: стихи, фрагмент из книги, высказывания Л. Бетховена (все тексты в приложении).После завершения работы с текстами, группы зачитывают выбранные ими слова и строки, на их взгляд созвучные личности композитора и характеру прозвучавшей музыки. У: Каким мы видим психологический портрет композитора?

У. На следующем уроке мы с вами повторно прослушаем первую часть увертюры «Эгмонт» и познакомимся с ее драматургией.

У: В заключение нашего урока исполним по группам песню Евгения Крылатова «Ольховая сережка». В каком характере будем исполнять песню?Д: Лирично, душевно, взволнованно.У: В песне и увертюре есть нечто общее. Что же их объединяет?

Д: - Общее этих произведений – сама жизнь, поиск цели….- отражение жизни- поиск смысла жизниИсполнение песни по группам песни «Ольховая сережка». Муз. Е.Крылатова, сл.Е.Евтушенко. Коррекция.- Что нового вы узнали на уроке? - Какие произведения сегодня у нас звучали?- Какая главная мысль в произведениях Бетховена?- В чем особенность программной музыки?

Учитель задает домашнее задание. Базовый уровень: прочитать параграф и ответить на вопросы в конце параграфа.Средний уровень: прочитать параграф и написать сочинение «Программная музыка в моей жизни».Высокий уровень (по желанию):2. Составить кроссворд «Сонатная форма»

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 51.59 Kb
Количество скачиваний: 41
Просмотров: 171

Похожие материалы