Конспект урока по музыке для 5 класса ДШИ «Взаимосвязь технического и художественного развития в классе специального фортепиано»

Предмет: Музыка
Категория материала: Конспекты
Автор:

"Описание материала:

Основная цель данного урока - развитие технических навыков и художественного образа в процессе работы над разножанровыми произведениями в классе специального фортепиано с учащимися 5 класса.

Урок построен по этапно.

На каждом этапе урока ставиться определенная задача по средствам которой проводится работа.

Урок построен по принципу контраста изучаемого музыкального материала - работа над полифоническим произведением, работа над техническим произведением, работа над кантиленной пьесой.

Для работы в качестве примера взяты произведения как зарубежных композиторов так и наших современников: это музыка И.С. Баха (Инвенция), К. Черни (Этюд), Ю. Весняк (Нежность).

 

 

"Выдержка из материала:

"Понятие "Этюд ("обращение "к "термину) "переводится "как "муз. "пьеса, "предназначенная "для "совершенствования "технических "навыков "игры "на "каком – "либо "инструменте.

 "Главной "задачей "в "работе "над "этим "произведений "является "единство "темпа "и "метроритма. "Света, "исполни "пожалуйста "Этюд. 
("исполнение "ученицей "этюда).

"Преподаватель: "Спасибо. "Мы "видим, "что "главную "роль "в "данном "произведении "играет "партия "правой "руки, "которая "изложена "триолями "и "шестнадцатыми "длительностями. "Света, "сколько "разделов "обозначено "автором "в "данном "Этюде? 
"Предполагаемый "ответ "ученицы: "три. 

"Преподаватель : "да, "в "произведении "есть "раздел "А. "B. "C. "Основной "задачей "разделов "А. "и "B. "является "создание "ровности "звучания "арпеджированных "пассажей "правой "рукой. "Сейчас "Света "исполни "раздел "А. "и "постарайся "играть, "словно "рисуешь "ровные "горизонтальные "линии "то "вверх, "то "вниз "добиваясь "при "этом "непрерывного "развития. 
("исполнение "раздела "А "ученицей). 

"Преподаватель: "Спасибо. "Мы "видим "что "в "разделе "С "музыкальная "линия "меняет "свое "развитие: "материал "изложен "ломанными "арпеджио "в "секвенционном "изложение "мелодии "сверху "вниз, "в "котором "применяется "прием "опеваний. "Света, "исполни "пожалуйста "раздел "С "и "обрати "внимание "на "указанную "аппликатуру.
("исполнение "раздела "С)

"Преподаватель: "Спасибо, "мы "слышим, "что "в "данном "разделе "очень "важно "добиться "ровности "движения "мелодии "при "ее "волнообразном "изложении.

"Что "касается "работы "над "партией "левой "руки. "Здесь "основной "задачей "выступает "создание "гармонического "фона, "заполнения. "Важно "четко "соблюдать "смену "запаздывающей "педали. "Света , "исполни "пожалуйста "партию "левой "руки "в "разделе "В, "используя "запаздывающую "педаль.
"Исполнение "ученицей "раздела "В

"Преподаватель: "Спасибо. "Мы "видим "для "создания "полнозвучности "аккордов "важным "является "правильное "взятие "рукой "каждой "гармонии. "Рука "делает "движение "от "локтя, "свободно "погружаясь "на "инструмент ("показ "рукой "ученицы). "Света, "исполни "раздел "А "левой "рукой "и "обрати "внимание "на "процесс "перехода "руки "от "аккорда "к "аккорду.
"Исполнение "ученице "раздела "А

"Преподаватель: "Спасибо. "Говоря "об "образности "данной "музыки – "что "тебе "представляется, "когда "ты "играешь "эту "пьесу? 

"Предполагаемый "Ответ "ученицы : "образ "водопада "с "его "непрерывным "потоком "воды, "ее "журчанием, "переливами..

"Преподаватель: "Хорошо, "Сейчас "Света "исполни "еще "раз "все "произведение, "учитывая "все "поставленные "нами "на "уроке "задачи. 
("исполнение "всего "этюда "ученицей)

"Преподаватель: "Спасибо "за "исполнение, "можно "сделать "вывод, "что "решая "технические "задачи "данного "этюда, "мы "должны "не "забывать "о "художественном "развитии "мелодической "линии "произведения.

"Вопрос: "Света "назови "их "названия?
"Предполагаемый "ответ "ученицы: "экспозиция, "разработка, "реприза.

"Преподаватель: "Правильно. "Сегодня "мы "будем "работать "над "первым "разделом – "экспозицией. "Света "исполни "этот "раздел.
"Исполнение "ученицей "первых "2 "тактов

"Преподаватель: "Спасибо, "Скажи "Света, "какая "по "характеру "эта "тема?
"Предполагаемый "ответ "ученицы: "игривая, "изящная, "грациозная.

"Преподаватель: "Хорошо, "еще "можно "сказать, "что "тема "раскрывает "нам "образ "утонченной "дамы "тех "времен.  "Как "мы "видим, "штрих "стакатто "с "элементами "нон "легато "подчеркивает "изящество, "кокетство, "а "легато – "нежность.

("показ "преподавателем ) "Давай "проследим "по "нотам - "сколько "раз "в "экспозиции "звучит "тема? "И "обозначим "ее "буквой «"Т»

"Ученица "обозначает "в "нотах "каждое "проведение "темы "карандашом.
"Предполагаемый "ответ "ученицы: "тема "звучит "шесть "раз.

"Преподаватель: "Да, "действительно "тема "звучит "шесть "раз. "Сначало, "как "мы "видим, "в "партии "правой "руки "затем "в "партии "левой, "и "так "чередуясь "до "конца "экспозиции "соблюдая "принцип "канона. "Света "исполни "начало "экспозиции, "выделив "динамически "вступление "каждого "голоса "на "форте.
"Исполнение "экспозиции ("4 "такта).

"Преподаватель: "спасибо. "Помимо "проведения "темы "на "второй "строчке "появляется "новый "музыкальный "материал, "который "называется "интермедией, "обозначим "его "буквой «"И» "интермедия ("показ "понятия "на "карточке) - "то "есть "находящаяся "посередине, "вставной "эпизод, "исполняемый "во "время "перерыва "между "звучанием "темы. "В "экспозиции "мы "видим "два "проведения "Интермедии. "Света, "исполни "пожалуйста "интермедии. 
"Ученица "исполняет "6-"8,"12-"13 "такты.

"Преподаватель: "Спасибо, "надо "сказать "и "о "тональном "плане "данного "раздела. 

"Вопрос: "Света, "в "какой "тональности "начинается "данная "инвенция?
"Предполагаемый "ответ "ученицы: "в "тональности "фа "мажор.

"Преподаватель: "Правильно, "как "мы "видим "в "фа "мажоре "тема "проходит "4 "раза. "Затем "в "середине "экспозиции "в "7 "такте "тема "звучит "уже "в "тональности "доминанты "До "мажора, "в "которой "и "заканчивается "данный "раздел. "Можно "сделать "вывод. "Что "тема "из "тональности "тоники "переходит "в "тональность "доминанты.

"Преподаватель: "Таким "образом, "делая "обобщение, "хочется "сказать "о "создании "ровности "движения "мелодической "линии. 
"Исполнение "ученицей "экспозиции

"Преподаватель: "Завершающим "этапом "нашего "сегодняшнего "урока "будет "работа "над "пьесой "ростовского "композитора, "нашего "современника "Юрия "Весняка ("показ "портрета "композитора), "которая "называется«"Нежность». "Сейчас "я "предлагаю "прослушать "фрагмент "этого "произведения "в "исполнении "автора.
"Слушание "фрагмента "записи "произведения ("первая "часть)

"Преподаватель: 
"Вопрос: "Света, "скажи "какие "чувства "пробуждает "в "тебе "эта "музыка?
"Предполагаемый "ответ: "чувство "любви, "трепетности, "заботы.

"Преподаватель: "Да "действительности, "данная "музыка "вызывает "только "светлые "чувства "и "воспоминания "чего "хорошего. "Света, "исполни, "пожалуйста, "произведение
"Исполнение "пьесы "ученицей

"Преподаватель: "Как "мы "услышали, "музыка "нам "рисует "две "мелодических "линии – "правая "рука "ведет "основную "тему, "а "партия "левой "руки "является "гармоническим "заполнением. "Света "исполни "мелодию "правой "руки "в "первом "разделе, "обращая "внимание "на "длинные "звуки, "на "которых "мелодия "не "останавливается, "а "плавно "перетекает "дальше, "рисуя "волнообразную "линию, "за "счет "использования "штриха "легато "вот "так ("показ "4 "тактов "преподавателем).
"Исполнение "ученицей "первой "части "правой "рукой ("3 "строчек).

"Преподаватель: "Спасибо "Света, "обращаясь "далее "к "мелодической "линии "во "втором "разделе, "хочется "заострить "внимание "на "тему, "которая "построена "на "перекличках "мелодии "в "разных "октавах. "Автор "передает "этим "самым "образ "женского "вздоха, "чувства "трепетности, "волнения. "Света, "исполни "этот "момент, "играя "отзвук, "то "есть «"эхо» "немного "тише. 
"Исполнение "ученицей "второго "раздела "с "темы «"эхо».

"Преподаватель: "Спасибо. "Переходя "к "партии "левой "руки, "нужно "сказать "о "непрерывности "и "ровности "звучания "восьмых "нот. "От "гармонии "к "гармонии "здесь "плавно "протекает "мелодическая "линия, "тем "самым "заполняя "общий "фон "звучания "произведения. "Особую "роль "здесь "играет "использование "запаздывающей "педали, "которая "связывает "музыку "одного "такта "с "другим. "Света "покажи "плавное "движение "линии "левой "руки, "создавая «"образ "покачивания».
"Исполнение "первой "части "партии "левой "руки ("3 "строчки)

"Преподаватель: "Спасибо "Света, "и "в "заключение "нашей "работы "над "пьесой, "давай "определим "настроение -"одинаково "ли "оно "на "протяжении "всего "произведения? "И "если "нет, "то "сколько "раз "оно "меняется, "как "ты "думаешь?

"Предполагаемый "ответ "ученицы: "настроение "меняется "три "раза. "В "первой "части – "более "задумчивое, "мечтательное, "во "второй – "немного "встревоженное, "взволнованное, "а "при "повторе "первой "части – "опять "возвращается "первоначальное.

"Преподаватель: "молодец, "ты "правильно "понимаешь "образность "в "данной "пьесе. "За "счет "смены "характера, "вторая "часть "по "отношению "к "первой "звучит "немного "подвижней. "Данное "произведение "относиться "ряду "тех "произведений "Юрии "Весняка "которые "проникнуты «"салонной» "чувствительностью, "утонченностью, "само "название "говорит "об "этом – «"Нежность». "Давай "исполним «"Нежность» "еще "раз "от "начал "до "конца, "учитывая "те "замечания, "о "которых "мы "сегодня "говорили.

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 70 Kb
Количество скачиваний: 18
Просмотров: 97

Похожие материалы